План-конспект урока родного русского языка в 7 классе на тему:
«Исключение категоричности в разговоре»
Учитель: Тулпарова Ф.Р.
Цели:
- познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
- дать возможность участникам оценить степень своей толерантности.
- продолжать развивать способности детей адекватно и полно познавать себя и других людей.
Задачи:
Образовательная: предложить учащимся модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как “чужие”; дать учащимся возможность оценить степень развития своей толерантности, внимания, памяти, творческого мышления.
Развивающая: способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Воспитательная: продолжать воспитывать чувства коллективизма, сплочённости.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация знаний
Учитель:
Здравствуйте! Послушайте стихотворение
(читает стихотворение…)
К. Ломиа (абхазский поэт)
Иная птица людям доверяет,
И ласточка для птенчиков своих
Вблизи жилья людей гнездо свивает
И, веря людям, не боится их.
Спасибо ласточкам, что с нами дружат.
И к людям обращаюсь я сейчас
И говорю: старайтесь быть не хуже
Того, что птицы думают о нас.
- Как вы думаете, в чем идея этого стихотворения? (ответы детей).
- Вы правы, в жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям.
- Какого числа празднуется Международный день толерантности? (ответы детей).
- Совершенно верно, 16 ноября отмечается Международный день толерантности, объявленный ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации.
- Поговорим о толерантности?!
- Что означает слово толерантность? (ответы детей).
4. Работа по теме урока
- Давайте посмотрим, как это слово определяется на разных языках земного шара. Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному.
tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным;
totolerate (англ.) – быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;
tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;
tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
kuanrong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
- толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
- Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы детей).
- Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы детей).
- А что же объединяет эти определения? (Ответы детей).
- Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы детей).
- Действительно, с точки зрения происхождения, понятие “толерантность” образовано от латинского глагола “tolerare”, что означает дословно “переносить” – это, прежде всего, терпимость, признание и принятие достоинств и недостатков других людей, а значит, показатель достаточно высокого духовного, интеллектуального и морального развития человеческой личности.
Вывод: Значит, наш современник – личность, принимающая и понимающая и себя и других.
- Вы, согласны со мной? (Ответы детей)
Вопросы:
- Какое качество дается нам очень легко, а ценится очень дорого? (Вежливость).
- Какие еще толерантные качества личности вы можете назвать? (уважение по отношению к окружающим, понимание, умение слушать и слышать, гуманность, признание прав других, сострадание, прощение, милосердие, терпимость, чувство юмора).
- Как назвать человека, не соблюдающего толерантные качества личности? (Интолерантный человек).
- А какие качества личности выдают интолерантного человека? (непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность).
- Чего не хватает современному человеку, чтобы быть толерантным? (высказывания о недостатках качеств личности).
Вывод: Так какими же качествами может обладать сильный человек, личность? (толерантными).
Хотелось бы, чтобы вы запомнили, что каждый человек – уникальная личность. В чем-то он совершенно не подражаем и вне всякой конкуренции. И верить в свою исключительность необходимо каждому.
- Порой в жизни люди злонамеренно искажают официальные факты, превращают информацию в сплетни. Сейчас на ваших глазах произойдет такая досадная и смешная трансформация.
Чтобы не поддерживать сплетни, основу конфликта, необходимо вести разговор-диалог, глядя своему собеседнику в глаза, таким образом, вы избежите множества недомолвок. А значит, научитесь доверять. И совет вам, пользуйтесь всегда проверенной информацией.
- Толерантность бывает разная: расовая, межклассовая, межнациональная, религиозная, географическая, образовательная, возрастная, физиологическая, гендерная, толерантность по отношению к маргиналам: бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным и т.д., политическая, внешнеполитическая.
- Как вы думаете, для вас проявление какой толерантности самое сложное и почему?
- Кто эти люди – «отбросы» общества, сознательно выбравшие такой образ жизни, или лица, нуждающиеся в помощи и особой заботе?
- Обязано ли государство тратить деньги на помощь таким людям?
- Как определить – кто сознательно выбрал себе такую жизнь, а кто опустился на «дно» в силу сложных жизненных обстоятельств и возможно ли вообще это определить?
- Если государство служит человеку, то должно ли оно разделять людей на достойных его заботы и недостойных, «первосортных» и «второсортных»?
- Человек – всегда человек или только тогда, когда соответствует общественным стандартам, т.е. своим поведением и образом жизни похож на других?
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.
5. Подведение итогов
- Сегодня мы познакомились с понятиями “Толерантность” и “Интолерантность”, вы попробовали выяснить степень своей толерантности.
Толерантность – ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.
В завершение нашего урока хотелось
По одной восточной легенде однажды боги решили создать мир. Вначале они сотворили все окружающее, затем – человека, и в самом конце они создали истину. Боги задумали не раскрывать сразу истину перед человеком. Они решили спрятать ее, чтобы человек искал истину подольше. Один бог предложил: «Давайте спрячем ее на дне океана». «Давайте захороним ее в глубине земли», – предложил второй. Третий сказал: «Давайте укроем ее на самой далекой планете». Предложений было очень много. И, наконец, самый старый и мудрый бог сказал: «Мы спрячем истину в сердце человека. Он будет искать ее во всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе».
- Дорогие ребята, хочется, чтобы вы знали и помнили, что класс – это тоже маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. И очень хочется, чтобы вы научились бы правильно находить истину, проявляли сострадание, милосердие, терпимость, понимание и признание.
6. Домашнее задание
Перес. то, что записали на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.