(Семинар «Сопровождение одарённого ребёнка в рамках реализации ФГОС» для директоров и заместителей директоров Холм-Жирковского района Смоленской области)
Максименкова И.А. – директор МБОУ «Игоревская СШ»,
учитель математики
Мы любим смотреть на звездное небо, когда каждая мигающая звездочка переливается своими золотистыми лучиками. Есть звездочки совсем маленькие, почти незаметные, а есть яркие, которые сразу обращают на себя внимание.
Мы любим заходить в класс и видеть глаза своих учеников, яркие и лучистые. Кто-то из них достигает, может быть, совсем незначительных успехов, а кто-то поистине удивляет своими достижениями. Но каждый из них талантлив. Главное – это увидеть!
В настоящее время развитие одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию.
Этим определяется актуальность семинара к выбранной теме.
Система педагогической поддержки и сопровождения талантливых детей – одно из ключевых направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Этот вопрос рассматривается на различных уровнях – международном, федеральном, региональном, муниципальном, школьном.
Этим же занимается и коллектив нашей школы, где реализуется комплексно-целевая программа по названному направлению.
И все же проблемным остается вопрос выявления и развития детей с признаками одаренности.
Стоит обратить внимание на тот факт, что самое большое количество детей с признаками одаренности приходится на начальную школу. К средней и старшей ступени количество детей с признаками интеллектуальной, академической, творческой одаренности значительно снижается. Если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17-ти – лишь 15-20%. Нераскрытые способности постепенно угасают вследствие невостребованности.
А всегда ли мы точно знаем, что считать просто способностями, что – одаренностью, что – талантом? Определим данные понятия.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Одаренность — это высокий уровень развития способностей человека в той или иной области деятельности.
Талант - это проявленная и социально одобренная одаренность.
Поскольку талант - это уже проявившаяся одаренность, то перед школой стоит главная задача – сделать так, чтобы эта одаренность проявилась.
Безусловно, одаренный ребенок постоянно взаимодействует в социуме, является частью той среды, в которой находится. Это школа, учителя, родители, сверстники.
Поэтому еще одной важной задачей учителя и школы является не просто создание траектории развития для каждого ребенка, а его социализация, возможность применить проявившийся талант.
Сегодня, в условиях внедрения ФГОС, особые требования предъявляются к результатам, к структуре основных общеобразовательных программ, к условиям и, конечно, к педагогическим кадрам.
И именно педагогические кадры, то есть мы, должны не просто автоматически выполнять стандарты и предписания, а в полной мере обладать искусством увидеть одаренного ребенка и вести его вперед. Обладать искусством рассмотреть талант.
Поэтому основными принципами педагогической деятельности в работе с одаренными детьми можно считать следующие:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Учить детей нужно так, чтобы они сами искали знания о мире, а не получали их в готовом виде.
Таким образом, условия успешной работы с одаренными учащимися следующие: постоянное совершенствование мастерства учителя и системность.
Тем самым можно решить одну из наиболее важных проблем: как работать со всем классом и одновременно с каждым ребенком.
Чтобы не пропустить яркую индивидуальность и развивать творческие способности, необходимо помнить о
самостоятельности – не надо делать и думать за ребят. Пусть думают сами. Самостоятельность – это доверие.
Коллективизме – любое дело для всех и для каждого. Тогда – общие интересы.
Творчестве – ищи в новом старое, в старом - новое.
Пользе – выбирай дела на пользу всем и каждому. Сделай так, чтобы каждый был нужен всем.
Тайне – без тайны скучно: нужны секреты и сюрпризы. Какие? Придумайте! Дети подскажут!
Не нужно бояться назначать одаренных детей помощниками, консультантами, поручать им выполнение серьезных и ответственных заданий, ставить пятерки за творческие вопросы.
История знает случаи, когда многие выдающиеся люди уже с детства блистали незаурядными способностями.
Например, Виктор Гюго уже в 15 лет получил почетный отзыв французской академии. Александр Сергеевич Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, а в 15 лет уже окончил два отделения. Илья Ильич Мечников, едва начав учиться, «читал лекции» своим братьям и другим детям, еще будучи гимназистом, стал печататься в научных журналах.
Понятно, что такие примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.
Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, следует учитывать уже имеющийся опыт работы и, безусловно, искать новые пути, отвечающие новым запросам времени.
Прежде всего, необходимо объединение усилий педагогов, родителей, творческой общественности с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала учащихся.
Кроме того, нужно помнить, что в основе проявления одаренности лежит интерес. И интерес этот надо постоянно поддерживать.
Учителя, завучи, директора школ имеют возможность посещать семинары в других школах, видеть работу друг друга во время проведения открытых мероприятий. А для ребят посещение таких мероприятий в других учебных заведениях возможно только в рамках сотрудничества.
Много ли школ нашего района сотрудничают друг с другом, устраивая мероприятия не для учителей, а именно для учащихся? Наверное, стоит подумать и о такой форме работы.
В школах проводятся Фестивали проектов, Дни Науки… Но ребята не имеют возможности прийти в другую школу на подобные мероприятия. Они, как правило, не подразумевают тесного общения.
А может быть, необходимо обеспечить сотрудничество между учащимися школ района? Возможно, ребенок одинок в своей школе (что достаточно часто встречается среди одаренных детей), но сможет найти себе единомышленника в рамках подобных мероприятий.
Ситуацию успеха мы должны создавать не эпизодически, а постоянно, тем самым повышая внутреннюю мотивацию ребенка к достижению высоких результатов.
Энциклопедия – лишь внешнее отражение, лишь подтверждение того, что
Во всех нас есть частичка Бога,
Во всех нас есть талант творить.
Он послан нам как дар в дорогу,
Чтобы интересней было жить.
Талант у всех бывает разный,
Нам нужно лишь его открыть.
И мы увидим - мир прекрасный,
Поверим – счастье может быть!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.