Детско-юношеский центр
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Тема : ИСКУССТВО САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
Выполнила : Калганова А.
Педагог дополнительного образования
2021
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональное самоопределение — это выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъекта выбора и соотнесениях с требованиями профессии и последующее формирование его как субъекта труда и профессионала.
Во ФГОС нового поколения указывается на то, что профессиональное самоопределение школьника, наряду с личностным, является важной составной частью самоопределения жизненного пути. В Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации указывается, что для развития рынка труда как важнейшей составляющей инновационной экономики необходимо развитие системы профессиональной ориентации, психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышении их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда.
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения выпускников школы.
Профессиональная ориентация— это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку учащихся к выбору профессии с учётом особенностей личности ребенка и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Программа профориентации представляет собой систему мероприятий, направленных на подготовку выпускников к сознательному, самостоятельному выбору профессии с учетом желания, возможностей личности и потребности рынка труда.
Самыми распространенными мероприятиями профориентационной работы являются уроки профориентации, занятия, связанные с выбором профессии.
1 часть. Быть и/или казаться
Чтобы понравиться другим, нужно говорить с ними о том, что их занимает, уклоняться от споров о предметах маловажных, редко задавать вопросы и ни в коем случае не дать им заподозрить, что можно быть умней, чем они. Ларошфуко
Многочисленные пособия учат, как произвести хорошее впечатление на собеседника, партнера, начальника. Все знают о «правиле тридцати секунд», за которые формируется отношение к человеку. Но никто не берется учить, как сохранить это хорошее впечатление, если оно не подкреплено ни способностями, ни мотивацией. Потому что невозможно долгое время казаться не тем, кто ты есть на самом деле. Навыки самопрезентации иногда помогают получить хорошую работу, но для того, чтобы на ней закрепиться, их недостаточно.
Коснемся некоторых важных моментов самопрезентации.
Элегантная походка, правильная осанка, изящные жесты не просто доставляют эстетическое наслаждение, но и вызывают чувство доверия и симпатии. Очень редко человек наделен грациозностью от природы. Чаще всего эти качества приобретаются ценой немалых усилий. Конечно, большую помощь в совершенствовании движений могут оказать занятия спортом, танцами. Но многое зависит и от внутреннего состояния человека: по осанке и походке всегда можно понять настроение человека. Психологи считают, что между внутренним состоянием человека и его внешними проявлениями существует двусторонняя связь. Тело сигнализирует об эмоциональном состоянии человека. Но и телесные проявления могут влиять на эмоции. Улучшить настроение можно, вспомнив, какие ощущения вы испытывали в момент радости, эмоционального подъема.
Все сказанное относится и к мимике. С помощью мимики можно не только выражать свои чувства, но и управлять ими. Большая часть информации воспринимается глазами, поэтому понятно, что от нашей способности владеть своим лицом зависит очень многое, если не все. На лице, пластичном и подвижном в молодости, с годами появляются следы характерных эмоций — так называемые мимические морщины. Лоб гневливого человека прорезает вертикальная складка, рот унылого становится похожим на висячий замок, и только лицо веселого, доброго человека с годами не теряет своей привлекательности.
Французский ученый Дюшен еще в XIX веке пришел к выводу, что в появлении улыбки могут участвовать две группы лицевых мышц: большая скуловая мышца, поднимающая губы, и круговые мышцы глаза, подтягивающие кожу к глазам. Если задействованы обе группы мышц, значит, радость человека неподдельна, а улыбка — искренна. Ее так и называют — «улыбка Дюшена». Если улыбка искусственная, то круговые мышцы глаз не работают: человек улыбается одним ртом. Такую улыбку называют социальной, или маскировочной.
Большинство деловых людей считают необходимым начинать общение с улыбки. Однако нередко маскировочная улыбка вызывает обратный эффект.
У каждого народа улыбка несет разную информационную нагрузку. Если для американца постоянная улыбка привычна, а громкий смех допустим, поскольку «работает» на создание имиджа здорового и преуспевающего человека, то в русской традиции постоянная улыбка на лице собеседника, тем более смех без причины — «признак дурачины».
Также специфична и дистанция общения, которую необходимо соблюдать для успешного взаимодействия. Ее диапазон — от 30 см у южных народов до 80 см у северных. Нарушение дистанции может рассматриваться как вторжение в личное пространство, осложняя переговоры, а увеличение дистанции — как проявление высокомерия.
Упражнение «Личное пространство»
Работа в парах. Два человека выходят к доске и становятся лицом друг к другу на расстоянии 3–4 метров. Затем один начинает медленно приближаться к другому. Стоящий неподвижно должен сказать «стоп», когда почувствует, что другой вторгается в его личное пространство.
«Вторая кожа» — так модельеры называют одежду. К одежде делового человека предъявляются довольно жесткие требования. Платья, свитера, трикотажные кофты — все это прекрасно дома или на прогулке, но для деловой одежды неприемлемо. Покрой и цвет костюма выбирают с учетом фигуры, комплекции, цвета волос, возраста, рода занятий. Для делового костюма наиболее подходящими цветами являются оттенки темно-синего, темно-зеленого, серого, бордо. Блузку или рубашку подбирают в тон костюму или по контрасту. Ювелирные украшения и бижутерию принято носить после 19 часов. Они будут очень хороши с вечерним платьем, а в деловой одежде неуместны. Исключение — обручальное кольцо.
Туфли и сумка непременно должны сочетаться друг с другом и с костюмом. Деловая женщина не должна надевать туфли на босую ногу. В деловой одежде недопустимы просвечивающие ткани, глубокие вырезы и короткие рукава. Длина юбки подбирается индивидуально с учетом пропорций фигуры, однако не должна быть ни слишком длинной, ни слишком короткой. Деловой стиль диктует требования и к верхней одежде: длинное пальто уместнее, чем куртка.
Все сказанное не относится к одежде представителей «свободных» профессий: художников, музыкантов, писателей, артистов, спортсменов. И вообще, главное — одеваться соответственно месту, времени, возрасту и статусу. Нередко человеку отказывают в приеме на работу только из-за того, что на нем вызывающе дорогой костюм или часы. А он, бедолага, взял их напрокат.
Один индийский астроном отправился на международную конференцию. Ученый сделал доклад о своем открытии и был удивлен недоверием коллег. Через три года астроном прочитал с большим успехом тот же самый доклад перед той же аудиторией. Вся разница была в том, что первый раз индус выступал в своей национальной одежде, а второй раз — во фраке.
Несколько слов о моде. Как говорил К.С. Станиславский, мода существует для тех, кто не умеет одеваться. Чем бесполезнее вещь, тем активнее ее вам навязывают. В сознание успешно внедряется стереотип: модно — значит, стильно и красиво. Против манипуляции такого рода может устоять только человек с развитым эстетическим вкусом.
Визитная карточка, которая всегда с собой
Безупречный внешний вид — это только половина успеха. Некоторые известные люди производят хорошее впечатление только до тех пор, пока не раскроют рот. Речь человека — это визитная карточка, которая всегда с собой.
Грамотная речь — один из компонентов профессиональной компетенции руководителей всех уровней, политиков, преподавателей, юристов, работников радио и телевидения, менеджеров, дипломатов, определяющий их конкурентоспособность на рынке труда. Для общения в целом, в том числе и для делового общения, важно соблюдение норм литературного языка. Незнание и непонимание языковых норм деловой речи может отрицательно сказаться на продвижении по службе. Поэтому так высоко ценятся специалисты, способные грамотно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Упражнение «Работа над ошибками»
Прочитайте задания и выполните их самостоятельно.
Одна из распространенных ошибок — неумение различать паронимы — слова, близкие по звучанию, но разные по значению. Причина неуместного употребления этих слов — бедный словарный запас и недостаточная эрудиция. Ниже приведены примеры паронимов. Почувствуйте разницу между этими словами и составьте с ними словосочетания:
1. Представить_________ — предоставить _______
2. Освоить______________ — усвоить_____________
3. Командировочный____________________________
— командированный____________________________
4. Договор__________ — договоренность_________
5. Значение_________ — значимость _____________
При затруднении уточните значение слов-паронимов по толковому словарю.
Другая речевая ошибка — неудачный выбор синонимов — слов, близких по смыслу. Например:
дефект — недостаток,
ритуал — церемония,
результаты — итоги.
В следующих предложениях замените выделенные слова более удачными синонимами:
Подведем результаты встречи.
Недостатки конструкции обнаружились при первом испытании.
Во время ритуала открытия памятника прогремел взрыв.
В выступлении было много дефектов.
Нарушением норм речи является наличие в тексте плеоназмов, т.е. употребление нескольких близких по смыслу и потому лишних слов, например:
совместное сотрудничество (если сотрудничество, ясно, что не порознь)
биография жизни (биография в переводе означает жизнеописание)
реальная действительность (если нереальная, значит, это не действительность)
коллега по работе (коллега — означает сотрудник)
свободная вакансия (вакансия — свободное место)
в августе месяце (ясно, что август — это месяц, а не день недели)
ведущий лидер (лидер и есть ведущий).
Чаще всего эти ошибки допускают люди, смутно представляющие себе значение иностранных слов. В следующем предложении плеоназмы встречаются пять раз. Найдите и уберите их.
В конечном итоге ведущий лидер партии призвал коллег по работе к совместному сотрудничеству и рассказал о перспективах на будущее.
Повторение внутри предложения или в соседних предложениях одного и того же слова или однокоренных слов делает фразу неблагозвучной и затрудняет ее восприятие. Такой речевой недостаток называется тавтология. К этой же группе изъянов можно отнести многословие, или речевую избыточность.
В деловой речи широко используются устойчивые словосочетания (нанести визит, принять меры, играть роль, иметь значение, представлять интерес, довести до сведения, отдавать себе отчет и т.д.). Однако не все слова сочетаются друг с другом. Так, нередко можно слышать: «это не играет значения» вместо «не имеет значения» или «имеет роль» вместо «играет роль».
Соедините линиями глаголы из первой колонки с подходящими по смыслу существительными из правой колонки:
Играть, Решение, Оказать, Внимание, Принять, Попытка, Оплатить, Недочеты, Уделить, Проезд, Предпринять, Ошибки, Исправить, Меры, Устранить, Роль, Обосновать, Влияние
И наконец, несколько слов о неоправданном использовании иноязычных слов. Русский язык, как и любой другой, содержит огромное количество заимствованных слов. Эти слова пришли в наш язык так давно, что уже воспринимаются как родные, например, диван, пальто, альбом, шоссе, аудитория, лекция и др. «Мертвый» латинский язык дал жизнь многочисленной группе романских языков и обогатил все остальные, немецкий язык одарил другие языки военной лексикой, итальянский — музыкальной и поэтической терминологией. Сейчас идет иной процесс: в русский язык активно проникают иностранные слова, вытесняющие русские. Речь идет не о замене общепринятых терминов типа «спикер» словом «говорун», а о неоправданном заимствовании иностранных слов, нередко искажающих смысл традиционных понятий.
Замените неоправданно использованные заимствованные слова:
а) Срок действия договора может быть пролонгирован.
б) Презентация книги состоится в следующую субботу.
в) Обе стороны пришли к консенсусу.
Впечатление от вашей речи могут испортить слова-паразиты: «как бы», «типа», «на самом деле», «короче», «там», «вот» и т.д. Они сигнализируют о вашей неуверенности и несобранности.
Существует прямая зависимость между социальным статусом человека и его словарным запасом: чем выше социальное положение человека, тем выше уровень речевого общения.
Часть II. Резюме и собеседование
Не всем приходится выступать на совещаниях и конференциях, но каждый человек, заинтересованный в успешной профессиональной карьере, должен уметь правильно составить резюме. Резюме — первый шаг к успешной карьере. Но он может оказаться последним, если ваше резюме составлено безграмотно и неаккуратно, а содержащаяся в нем информация в лучшем случае может позабавить менеджера по персоналу вожделенной компании.
Рассмотрим обязательные компоненты резюме.
Фамилия, имя и отчество пишутся по центру вверху крупными буквами (размер шрифта — 18–20).
Контактная информация: средства связи, по которым с вами можно быстро и оперативно связаться.
Цель: должность, на которую вы претендуете, или работа, которую хотите получить.
Образование: учебные заведения, курсы повышения квалификации, семинары, стажировки, расположенные в обратном хронологическом порядке или по значимости.
Опыт работы: период занятости (месяц, год), название и статус организации, ваша должность, результаты и достижения.
Дополнительная информация: знание языков, наличие водительских прав, различные знания и умения, которые окажутся важными для будущей работы.
Личные данные: краткое описание любимых занятий, интересов, а также личностных и деловых качеств.
Оптимальный объем резюме — страница печатного текста (размер шрифта — 12–14). Обратите внимание на качество бумаги и печати.
Иногда вам могут предложить ответить на вопросы анкеты, которая содержит не только стандартные вопросы о вашем образовании и опыте работы, но и вопросы, которые, на ваш взгляд, не имеют никакого отношения к будущей работе. Обычно эти анкеты разрабатывают специалисты, поэтому каждый вопрос имеет свой подтекст.
Например, информация о ваших любимых занятиях помогает соотнести ваши интересы с интересами организации. Например, любовь к классической музыке, коллекционирование бабочек или календариков могут оказаться неоцененными, например, в частном охранном предприятии. Не стоит увлекаться перечислением ваших внепрофессиональных интересов, иначе у работодателя может возникнуть справедливый вопрос: «А когда эта многогранная личность собирается работать?» Не бойтесь подвоха и не старайтесь выглядеть лучше, чем вы есть на самом деле. Помните, что работодатель так же заинтересован в подборе хорошего сотрудника, как и вы в поиске работы. Поэтому лучшая стратегия — честность и объективность.
Упражнение «Мечтать не вредно – 2»
Представьте, что осуществились ваши самые смелые мечты: вы получили профессиональное образование, овладели любимой профессией и решили осчастливить некую фирму, предложив ей свои услуги. Заполните анкету от имени себя, молодого специалиста, заинтересованного в получении работы. Отнеситесь к этой работе серьезно, потому что вы таким образом моделируете свое профессиональное будущее.
Часть III. Ролевая игра «Собеседование»
Цель: информирование подростков о различных аспектах трудоустройства; развитие навыков уверенного поведения и адекватного реагирования в стрессовых ситуациях.
Далеко не всегда при приеме на работу солидные рекомендации и эффектное резюме гарантируют успех. Интервью, или собеседование, — это встреча с потенциальным работодателем. Если вы уверены, что достойны работы, на которую претендуете, как следует подготовьтесь к этой встрече. Будьте готовы к сюрпризам. Это может быть обычный вопрос, заданный в неожиданной форме: «Какие у вас преимущества по сравнению с другими претендентами?» Не считайте, что в ваших способностях сомневаются, — просто о них недостаточно информированы. Приготовьте краткие и убедительные доказательства. Ваша речь должна быть предельно корректна и стилистически нейтральна. Ваша карьера отчасти зависит от вашей способности установить контакт с работодателем и произвести благоприятное впечатление.
Возможные вопросы
Неуместные ответы
Уместные ответы
Зачем вам нужна эта работы? Почему вы считаете, что справитесь с этой работой?
Уход от конкретного ответа, рассказ о себе, любимом
Скажите, что вы способны сделать в этой должности для развития организации
Расскажите о себе
Рассказ о своей личной жизни, религиозных и политических взглядах
Акцент на качествах, которые могут пригодиться в этой должности
Какой у вас опыт? Чем вы можете быть здесь полезны?
Перечисление прежних мест работы с комментариями в адрес бывших коллег
Рассказ о своих достижениях в направлении, интересующем руководителя
Ваша самая большая слабость
Не следует торопиться с самообличением
Ограничьтесь перечислением недостатков, не влияющих на выполнение будущей работы
Что вам известно о нашей компании?
Я собирался навести подробные справки, о руки не дошли
Я знаю, чем она занимается, какое место занимает на рынке товаров и услуг, в отрасли
У вас в резюме написано следующее… Расскажите об этом поподробнее
Резюме составлено сто лет назад, я уже не помню деталей
Четкие и лаконичные ответы по существу. Будьте готовы подкрепить их фактами
Какой стартовый заработок вас устроит?
Называть конкретные суммы, явно завышенные или заниженные
«Мне хотелось бы сначала подробнее узнать об этой работе и моих обязанностях»
Подготовка к собеседованию
Узнайте как можно больше об организации, в которую хотите устроиться. Обратите внимание на интерьер офиса, внешний вид сотрудников, постарайтесь почувствовать дух этой организации — может быть, это не ваш вариант!
Подготовьте все, что вам может понадобиться на собеседовании: паспорт, документы об образовании, трудовую книжку, записную книжку и ручку. Все документы и их копии уложите в приличную папку, на которой написаны ваша фамилия и контактные телефоны.
Заранее продумайте ответы на вопросы, которые встречаются на собеседовании.
Одежда должны соответствовать имиджу организации и вашей будущей работы.
Советы «руководителю»
• Решите, какой работник вам нужен (качества, образование, уровень притязаний) и доведите эту информацию до людей, претендующих на эту должность.
• Не поддавайтесь первому впечатлению — если претендент и не произвел благоприятного впечатления, не следует ему отказывать сразу. Дайте ему шанс, предложив позвонить позже.
• Не переоценивайте «красноречие» претендента, если только это не должность штатного оратора.
• Не переоценивайте различные регалии и дипломы — они не всегда подлинные.
• Меньше говорите — при первой встрече с претендентом надо больше смотреть и слушать.
Ролевая игра позволяет смоделировать некоторые элементы собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение и таким образом повысить уровень психологической готовности к этим процедурам.
Ведущий предлагает участникам тренинга в парах за 10–15 минут подготовить и отрепетировать ситуацию собеседования. Название организации, условия работы, роли и характеры участников собеседования, стратегии их поведения определяют сами ребята.
Во время проигрывания ситуаций остальные участники наблюдают за действиями руководителя и претендента, отмечая эффективность поведения участников диалога. При обсуждении зрители делятся своими впечатлениями о «собеседовании», оценивают успешность сыгранных ролей, отмечают достоинства и недостатки в поведении как работодателя, так и претендента.
После того как все желающие проиграют свои ситуации собеседования, можно предложить одному из участников тренинга проверить себя в более сложной ситуации — встрече с целой приемной комиссией (остальными участниками).
Члены комиссии должны по очереди задавать претенденту различные вопросы. Через 5–10 минут подводятся итоги собеседования.
Ведущий должен следить, чтобы участники тренинга не отрывались от реальности. Для этого он сам должен хорошо представлять, с чем можно столкнуться при трудоустройстве.
РЕФЛЕКСИЯ (10 минут)
Цель: развитие рефлексии, получение обратной связи от участников группы.
Основой для обсуждения являются вопросы типа: «Что нового вы узнали сегодня?», «Что узнали о себе?», «Что больше всего запомнилось?», «Что было самым трудным?», «Что больше всего понравилось?
Приложение
Ролевая игра «Собеседование».
Комментарий
Практика показала, что данная ролевая игра вызывает у старшеклассников интерес в силу своей тематики. В современных условиях рыночной отношений в общество большое внимание уделяется отбору персонала, который проводиться во всех компаниях и где неотъемлемой частью является собеседование с претендентом. Тоже самое можно сказать и о сегодняшнем поступлении молодых людей в ВУЗы. По этому ребята с первого момента представления темы игры проявляют не поддельный интерес, понимая, что это отличная возможность проверить свои силы перед вступлением во взрослую жизнь. Интерес зависит от общей направленности группы:
- в случае направленности на достижения успеха, успех – это чисто прагматический интерес, вызванный неизбежностью прохождения подобной процедуры и возможностью подготовиться к подобной ситуации,
- в случае с возможностью по экспериментировать с различными стилями общения на «научном» уровне анализа и обобщения, повысить свою коммуникативную компетентность применительно к предлагаемой ситуации, перенести полученный опыт на другие, совершенно не связанные с собеседованием ситуации, лучше разобраться в других людях и себе, научиться видеть и слышать партнера, вести диалог.
1. Вступительная речь.
Эта та часть игры на которой ведущий настраивает всех участников на серьезное отношение к тому, что будет происходить: На собеседование будет оцениваться не только ваши знания по выполнению конкретной работы, но ваши личностные качества и особенности, на, сколько вы, как человек, обладающий определенным характером, стилем поведения и общения подходите для данной профессии, сможете ли влиться в ужу существующий коллектив. Конечно, качества которые вы должны демонстрировать на собеседовании зависят от профессии и должности, на которую вы претендуете. Водителю грузовика или смотрителю музея совсем не обязательно быть общительным. Но как обойтись без этого качества секретарю, рекламному агенту, педагогу и тд.
Надеюсь, что опыт который вы получите при выполнение этого задания, пригодиться вам в дальнейшем, в вашей профессиональной деятельности. Но то на, сколько будет продуктивным и полезным для вас это занятие, в большей степени зависит только от вас, от вашей активности и собранности. Если вы готовы к участию в этом задании, то давайте приступим, готовы?
Вот и отлично!
2.Разминка.
а) представление.
В ситуации собеседования, важным моментом является, то как человек представляется своим собеседникам. Это как раз то с чего начинается строиться первое впечатление о нем. При чем часто мы не только произносим свое имя, но и сопровождаем его и жестом. Я предлагаю вам сейчас всем представиться, а делать мы это будем так, каждый из вас произнесет свое имя и при этом сделает какой-либо жест. После чего все остальные повторят его имя и жест. Понятно? Тогда начнем.
Б) приветствие.
Обмен приветствием – это обмен человеческим теплом. Встречая человека мы, прежде всего, встречаем его взглядом и выражаем в той или иной форме на, сколько мы рады его появлению. Конечно, так происходит только тогда когда мы искренни в выражении своих чувств, если мы подлинны в своем поведении, т.е. конгруэнтны. Давайте попробуем разные формы приветствия и определим наиболее эффективное для вас. Для этого предлагаю группе разбиться на 2 подгруппы и встать друг напротив друга на стоянии в несколько шагов в шеренги. Пожалуйста.А теперь по моему сигналу партнеры приблизятся друг другу и разнообразными приветствиями. Это может быть все что угодно, рукопожатие, объятия, реверансы, различного рода восклицания или тихие многоговорящие взгляды.
Отлично, можете поменяться партнерами.
А теперь у меня к вам предложение, – что если нам устроить конкурс на самое оригинальное приветствие.
Подведение итогов – удалось кому-нибудь найти для себя новую форму приветствия, когда с вами здоровались по необычному, что с вами происходило.
Основная часть «Собеседование».
Для проведения этой игры нужно три человека, которые выступят в качестве экспертов, т.е. того кто будет проводить собеседование. Есть желающие? Отлично!
А остальные, пожалуйста, разбейтесь на «четверки».
Представьте, что в газете вы прочли объявление –
«Компания XYZ приглашает на работу активных, инициативных и общительных молодых людей в качестве рекламных агентов. Конкурсный отбор претендентов проводится в форме собеседования».
Вас за интересовало это предложение, и вы решили попробовать свои силы.
Просьба к нашим экспертам перейти в другую комнату для получения инструкций у моего помощника.
Инструкция экспертам:
Перед вами предстанут 4 претендента (кол-во претендентов на усмотрение ведущего) на должность рекламного агента. Вам необходимо выбрать на ваш взгляд того человека, который на ваш взгляд проявит высокую культуру общения. Для того, что бы участники собеседования были поставлены в равные условия, вы предлагаете им ответить на одинаковые вопросы. Ваша основная задача поведение и ответы претендентов, ведя с ними диалог, после того, когда вы сделаете свой выбор, вы должны быть готовым обосновать его.
Вот список вопросов:
В какой сфере вы предпочли бы работать –финансовые расчеты, торговля, рекламный бизнес или в какой-нибудь др. сфере?
Какой работой вы бы хотели заниматься у нас?
В какой сфере работают ваши родители?
Как ваши родители отнеслись к тому, что захотели работать у нас?
В какое время вы бы предпочли работать – в утреннюю смену или в вечернюю.
Вы предпочитаете подчиняться руководителю или принимать самостоятельные решения?
Как вы относитесь к монотонной работе?
Любители вы риск?
Планируете ли вы продолжить обучение?
10. Владеете ли вы иностранным языком? Каким? На сколько свободно?
В это время основной ведущий проводит инструктаж претендентов. Сейчас эксперты зададут вам некоторые вопросы. Отвечать на них можно как угодно, но я предлагаю вам провести не большой эксперимент. Согласны?
При ответе на вопросы каждый из вас будет играть определенную роль.
Один будет отвечать на вопросы односложно (да, нет, умею, тд.)
Второй отвечает вопросом на вопрос, после чего либо отвечает на него, либо просто молчит, но при этом ведет себя открыто и доброжелательно.
Третий отвечает очень распространенно и ни за что не смотрит на собеседника, смотрит то в пол, то на потолок, по сторонам и тд.
Четвертый отвечает очень подробно, даже слишком, очень много говорит, развивает какие-то свои темы.
После этого мы посмотрим кого же из вас выберут наши эксперты.
Готовы? Тогда я приглашаю экспертов.
Уважаемые эксперты за вами выбор. Спасибо. Скажите, почему именно этого человека вы выбрали?
После этого экспертам сообщается об условиях эксперимента.
Затем подведение итогов игры в общем, кругу, делается общий вывод – « выбрали, того кто…»
Литература
1. Кипнис М. Тренинг лидерства. — М.: Ось-89, 2000
2. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. — М., Воронеж, 1997.
3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. — М.: Вако, 2005.
4. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. — М.: Генезис, 2004
5. Резапкина Г.В.Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. — М.: Генезис, 2005.
6. Савенков А.И. Развитие исследовательских способностей школьников, М.: Генезис, 2004
7. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.