Искусство колоколов России

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интегрированный урок музыки в 5 классе. Знакомство с самобытным искусством – колокольными звонами России, которые остаются источником самого прекрасного, возвышенного, что есть в искусстве. Цель урока: показать тесную связь музыки с другими видами искусств. Задачи Воспитательные: формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства способствовать патриотическому воспитанию учащихся побуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины Развивающие развивать творческое мышление развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать Образовательные систематизировать знания о колоколах и истории их возникновения устанавливать присутствие колокольной тематики в литературе, живописи , музыке.
Иконка файла материала конспект.docx
Итоговая работа по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Синтез искусств в художественно­эстетическом образовании XXI века» по теме: Разработка сценария интегрированного занятия с учащимися  5 класса «Искусство колоколов России» Содержание Введение­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­3 1. Связь искусств на уроках музыки  как средство интеллектуального  развития учащихся­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­4­5 2. Разработка сценария  интегрированного занятия с учащимися 5 класса  «Искусство колоколов России»­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­5­9 3.Заключение­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­10 14. Список используемой литературы­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­11 Введение Изменения, происходящие в России и нацеленные на духовное  возрождение общества , ставят перед школой новые актуальные задачи,  которые тесно связаны с воспитанием подрастающего поколения на лучших  2традициях жизни русского народа.  Неоценимую роль в этом процессе играет духовное музыкальное  искусство. Являясь неотъемлемой частью культурного наследия духовная  музыка выступает сокровищницей общенародных духовных ценностей,  средоточием исторической памяти народа, его художественного чувства. Сегодня наблюдается процесс возрождения не только многих  незаслуженно забытых музыкальных произведений духовного плана, но и  целых видов и жанров духовно музыкального искусства.  К одному из таких видов относится искусство колокольного звона.  Сегодня вопросы интеграции учебных предметов приобретают особую  остроту. Эта работа актуальна, так как в синтезе искусств формируется  позитивная психолого­ педагогическая динамика в воспитательном и  обучающем процессе. Дает положительный результат в развитии интереса к  литературе, живописи, театральному  и другим видам искусств. Цель итоговой работы :  развитие у школьников целостного восприятия  произведений искусства через интеграцию предметов эстетического цикла. Задачи: соединение в восприятии детей локальных знаний по каждому  предмету в широкую целостную картину. Связь искусств на уроках музыки как средство интеллектуального развития учащихся Важнейшей задачей современного школьного образования является  3формирование высокоразвитой личности, способной эффективно усваивать  знания, принимать нестандартные решения и умеющей творчески мыслить. Перемены в жизни современной школы требуют от учителя музыки  умения придать учебно­воспитательному процессу развивающий характер,  активизировать мыслительную деятельность учащихся. Одной из тенденций  музыкального образования школьников является прогресс интеграции  искусств. Каждый  вид  искусства обладает особыми возможностями  проникновения в духовную жизнь человека.  Освоение ребенком музыки в  комплексе с другими видами искусства является необходимым условием для  всестороннего развития его художественной культуры.  Методика преподавания уроков музыки через предметные связи  как  один из способов интеллектуального развития школьников дает возможность   развивать фантазию и воображение, собственное творчество  учащихся  осваивать культуру родного края , мирового художественного  наследия  включать разные типы художественного мышления Виды искусства многочисленны, границы между ними гибки и подвижны, и  вместе с тем , все они являются гранями одного единого процесса –  приобщения ребенка к художественному освоению мира. Каждый вид  искусства обладает своим художественно­образным языком, своей  спецификой воссоздания действительности. То, что подвластно музыке, не  может выразить скульптура, то, что описывает живопись не всегда подвластно литературе и т.д. Дети предрасположены к восприятию различных видов искусств. Ребенку  необходимо помочь войти в сложный мир музыки (особенно классической). Одним из путей решения этой проблемы является использование на  уроках произведений других, более доступных ребенку видов искусства и  4прежде всего – изобразительного и художественной литературы. В программу  по музыке широко включены синтетические по своей природе жанры  музыкального искусства , неразрывно связанные с художественной  литературой, поэтическим словом, драматургией , изобразительным  искусством (опера, оратория, кантата, песня).  Предметы гуманитарного цикла обращены к личности человека, его  духовным ценностям. 5Интегрированный урок музыки в 5 классе Искусство колоколов России Цель урока: показать тесную связь музыки с другими видами искусств. Задачи Воспитательные:  формировать эмоционально­нравственное отношение к произведениям  искусства  способствовать патриотическому воспитанию учащихся  побуждать интерес к историческому прошлому и культурному  наследию своей Родины Развивающие  развивать творческое мышление  развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать Образовательные  систематизировать знания о колоколах и истории их возникновения  устанавливать присутствие колокольной тематики в литературе,  живописи , музыке. Ход урока Вступление I. Урок начинается со звучания колоколов                       Учитель:   Сегодня мы познакомимся с самобытным искусством –  колокольными звонами России, которые остаются источником самого  прекрасного,  возвышенного, что есть в искусстве. Звучат колокола. Показывается слайд с изображением храма. II. Основная часть  Вступительное слово учителя.    По летописному сказанию, именно  6красота песнопений, красота храмов и колокольного звона стала причиной  выбора  киевским князем Владимиром православия   государственной   религией Руси.  ( картина В. Васнецов «Крещение Руси») Показ слайда Русский народ полюбил колокольный звон и  обогатил его своею  изобретательностью  и искусством. ( показ колокола на слайде) ( звучит песня « Вечерний звон» И. Козлова, Ударную часть колокола  назвали языком. Каким другим именем, как не   говорящими устами, можно назвать колокольный звон. (свет гаснет) на экране картина художника Левитана « Вечерний звон») Художник своей картиной вызывает  ощущение звучащей музыки.          Может быть,  эти  старинные образы помогут нам  почувствовать, что  колокольный звон  на Руси был чем­то большим, чем простое явление  колокольного звона; в нем словно отразилась русская душа, русская жизнь. ( На экране полевые цветы - колокольчики)  . Есть предание,  по которому  изобретение колоколов Сообщение ученика   приписывается епископу Западной Европы святому Павлину (конец IV  века). Павлин во сне увидел полевые цветы – колокольчики, которые  издавали приятные звуки. После своего сна епископ велел отлить  колокола, имевшие форму цветов.  Учитель.   Он, очевидно, не ввел звон  колоколов в практику церкви.  Христианское значение им придали позднее. В нашей стране колокольный  звон  получил совершенно особенное развитие. Таких колоколов, как в  России, со всех их разнообразием  не знали другие страны. Колокола и  колокольчики, отлитые в России, считались лучшими. Царь–колокол ( показ слайда ) ­ ­ Есть ли что­то удивительного в исполнении песни «Вечерний звон»? (да, голоса изображают звучание колоколов) ­ В какой момент это происходит? (в начале и в конце фрагмента) ­ Эту песню долгое время считали народной. Но у нее есть авторы – музыку написал русский композитор Александр Алябьев. Текст – английский поэт , а перевел их на русский язык поэт Иван Козлов.  Ребята, эти произведения (песня «Вечерний звон» и картина Левитана) были созданы в разное время. Тогда как они связаны друг с другом?  (Они дополняют друг друга, усиливают наши впечатления о красоте музыки и Учащиеся находят общие черты:   Одинаковое название «Вечерний звон» живописи)  7 Созданы русскими авторами  Близки по настроению Учитель.  Для чего использовали колокольный звон? (ответы учеников) Учитель. Колокола были неотъемлемой частью и сельского пейзажа, и  городской жизни. Под звон колоколов  чередовались времена года; они  звонили и в радостные, и горестные дни. Нигде  колокола не были так  тесно связаны со всем укладом жизни, как на Руси. Звучит песня « К вечерне» слова Аксакова (обработка для хора) в исполнении вокальной группы девочек. На фоне колокольного звона ученик читает стихотворение К. Фофанова «Под напев молитв пасхальных»: Под напев молитв пасхальных И под звон колоколов К нам летит весна из дальних, Из  полуденных краев. В зеленеющем уборе Млеют темные леса, Небо  блещет, точно море­ Море, точно небеса. Сосны в бархате зеленом   И душистая смола  По чешуйчатым  колоннам Янтарями потекла. Звучание сюиты – фантазии С. Рахманинова « Светлый праздник» Учитель.  Широко известен обычай  в пасхальную неделю пускать на  колокольню всех желающих, и звон в эти праздничные дни  продолжался   весь день. Любит русский народ звон церковных колоколов,    потому что   его торжественные звуки вещают ему о Боге,  призывают к лучшему.          Сообщение ученика   храмов в России  после революции   осталось менее 8 тысяч и т. д. .  . Почти  70 лет молчали колокола на Руси. Из 78 000  Учитель. Десятки лет молчали колокола нашего Отечества,  и вот они  8снова обрели голос.  ( Свет гаснет, звучание колоколов) показ слайда церквей Сегодня колокола звучат привычно, словно не было этого 70­летнего  перерыва. Россия удерживает первенство  перед всеми странами земли,   только в одной Москве их до 1700. Самая знаменитая колокольня  ­  Колокольня Ивана Великого  ( Колокольня Ивана Великого) показ слайда Колокольную симфонию Москвы однажды описал юный М.Ю. Лермонтов в своем учебном сочинении. (Сочинение Лермонтова читает ученик) . ( Слайд картины Д. Нечитайло «Рассвет на Москве реке») Учитель. Музыка утренних колоколов старинной  Москвы. Как чудесно  передается она  во вступлении к опере « Хованщина» М.П. Мусоргского!  Облик великого города невозможно представить  без этого  удивительного  звона.  В этом звуковом многоголосье наступало каждое утро. (Слайд картины музыкального инструмента колокола)      Колокола ­ музыкальный инструмент симфонического оркестра. Ребята, послушайте отрывки из музыкальных произведений,  где звучат колокола, и назовите их. Звучат отрывки из музыкальных произведений.  1. С.В. Рахманинов «Прелюдия до диез минор» 2. М.И. Глинка.  Опера «Иван Сусанин» (слайд фрагмента оперы « Иван Сусанин») Хор «Славься» 3. М.П. Мусоргский.  Опера «Борис Годунов» (сцена коронации) 4. А. Бородин « Князь Игорь». 5. С. Прокофьев Кантата «Александр Невский» Учитель. Какие чувства вызывают у вас эти произведения? (ответы детей) III.   Рефлексия. Икона – молитва в красках, храм – молитва в камне, колокол – молитва в  звуке.  У того, кто не научился молиться, есть выход: остановитесь на  минуту и прислушайтесь. С  вами говорит колокол … Говорит о судьбе  русского народа,  о судьбе России, о вашей судьбе.     Скажите, смогли мы доказать большое значение колокола в жизни русского человека?  А чем?  (песней, картинами, рассказом) IV. Домашнее задание.  Написать мини­сочинение  « Роль колоколов в  9жизни России» Заключение Исследуя данную работу можно сделать следующие выводы: 1. Учащиеся устанавливают присутствие колокольной тематики в  различных видах искусств ( музыке, живописи, литературе). 2. Формируется эмоционально­нравственное отношение к произведениям искусства. 3. Развивается умение анализировать , сравнивать, обобщать. 4. Учащиеся исполняют музыкальные произведения и готовят  сообщения. Результатом урока является формирование понятия о значении колоколов в  жизни, о «колокольности» в искусстве. На уроке показана взаимосвязь искусств, их общая жизненная основа ,  взаимовлияние и взаимопроникновение.  Используемая  литература 1. Богданова М.Е. «Колокола веков». – Читаем, учимся, играем, № 6,  1999 г. 2. Православная вера/ Автор­составитель Будур Н.В. – М.: ЛОМА­ПРЕСС, 2002 г. 3. Закон Божий/Составитель Соколов Д. – М.: Русскiй Хронографъ, 1998 г. 4. Детям к пасхе/Составитель  Анухина И.В. – СПб.: Композитор, 1996 г. 5. Интернет ресурсы. 1011