Цель урока:
Познакомить учащихся с новым направлением современного искусства: поп-арт, его советским аналогом – соц-артом;
Развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы;
Воспитывать любовь к искусству, воспитание духовно-нравственной личности.
Данный урок направлен на изучение такого направления современного искусства, как поп-арт. Этот урок направлен на самостоятельный поиск ответов на поставленный вопрос.
Урок можно отнести и для учащихся 11 класса.
конспект.docx
Урок изобразительного искусства
по теме
«Изображение головы человека»
9 класс
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 9
Тип урока: изучение нового материала.
Тема урока: «Изображение головы человека»
Планируемы результаты:
получать представление о конструкции, пластическом строении головы человека
и пропорциях лица;
понимать роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла
художника;
овладевать первичными навыками изображения головы человека;
приобретать новые знания изображения в рисунке и средствами графики
Цель:
Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы
человека, пропорциями лица, дать понятие средней линии и симметрии лица.
Задачи:
Образовательная:
научить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица.
дать понятие средней линии и симметрии лица, пропорциям .
Развивающая:
продолжить развивать наблюдательность, творческую активность.
Воспитательная:
содействовать воспитанию эстетического вкуса, формированию умения находить
красоту, гармонию во внешнем и внутреннем облике человека. Активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к
процессу обучения.
Формируемые УУД:
Предметные:
Обучающийся научится:
понимать закономерности в конструкции головы человека,
сопоставлять пропорции лица;
наносить среднюю линию, видеть симметрию лица;
изображать голову человека с различно соотнесенными деталями.
Метапредметные:
Регулятивные:
определять проблему в учебной деятельности;
планировать деятельность для достижения цели;
оценивать свою работу.
Познавательные:
понимать информацию, представленную учителем на учебных
схемах;
анализировать фактический материал урока: выделять главное в
изображении головы человека, доказывать важность соблюдения
пропорции при выполнении рисунка;
сравнивать лица людей, видеть характер в портретном
изображении;
Коммуникативные:
организовывать работу и сотрудничать с одноклассниками;
проявлять взаимодействие, взаимопомощь;
участвовать в коллективном обсуждении результатов работы.
Личностные:
развитие познавательных потребностей на основе интереса к
изучаемой теме урока;
развитие творческих способностей в процессе самостоятельной
работы;
развитие эстетических чувств;
выработка уважительнодоброжелательного отношения к
непохожим на себя.
Основные понятия:
Пропорция, средняя линия, симметрия
Ресурсы:
основные: альбом, карандаши ТМ, 2М, ластик, линейка.
дополнительные: презентация, мультимедийное оборудование.
Ход урока
2 1. Организационный момент
Учитель:
Приветствует учащихся.
Проверяет явку учащихся, наличие необходимого оборудования для урока.
Настраивает учащихся на активную творческую работу.
Учащиеся:
Приветствуют учителя.
Дежурные докладывают от отсутствующих на уроке.
Проверяют наличие необходимого оборудования.
Изучение нового материала:
Учитель:
Поэт Н. Заболоцкий писал:
Есть лица подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобные жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Учитель:
Всякий увлекающийся рисованием человек пробовал рисовать портреты
своих близких или свой собственный. Результат не всегда удовлетворял юного
художника. В чём же причина?
Ведь портрет – это образ определённого
реального человека, сего
индивидуальными, личностными качествами, его внутренним миром. И всё это
отражается в портрете. Вот возьмём музыкантов. Один начинающий, только выучил
ноты и первое своё произведение. Как его игру воспринимает зритель?
Учащиеся: Слушают его, но понимают что это просто ученик.
Учитель:
Хорошо. А теперь виртуоз, который с упоением и эстетическим удовольствием
играет свою партию. Как его воспринимает зритель?
Учащиеся:
Слушают с большим эстетическим удовольствием.
Учитель:
Посмотрите на виртуозов живописи. (Анализ работ известных художников
учителя вместе с детьми). Крамской «Неизвестная» сколько загадки в этой
женщине. Или юная Лопухина Боровиковского, сколько нежности и кокетства в
этой девушке. Посмотрите, какая красота и глубина мужского образа в работе
Шилова, или детская непосредственность в портрете девочки картины Брюллова
3 «Всадница». Когда мы воспринимаем эти образы, мы понимаем, сколь высоко
мастерство этих художников. А хотелось ли вам нарисовать понравившийся образ?
Учащиеся:
Очень хотелось, но это очень сложно.
Учитель:
Тогда возникает вопрос, как этому научиться?
Представление о пропорциях были придуманы в Древней Греции, так как
древнегреческие мудрецы всегда искали идеал любого явления. Так был создан
знаменитый трактат «Канон». В нём были указаны сложные расчёты человеческих
пропорций, в том числе и лица.
Представим себя в аудитории где учатся юные художники .Как вы думаете с
чего они начинают изучение головы человека?
Учащиеся:
(Разные варианты) С изображения черепа.
Учитель:
Конечно же, это череп. Художники, как и медики в начале изучают анатомию.
Почему же череп? Именно он даёт представление об общей пропорции и форме.
Например, вопрос? Почему кожа под глазами стареет быстрее всего? Ответ на этот
вопрос мы найдем, если внимательно рассмотрим череп. Глазная впадина очень
большая, на лице она закрыта только мышечной тканью и кожей и при постоянном
воздействии на эту область кожа быстро утрачивает эластичность. Всей этой
информацией должен владеть юный художник. У современных молодых людей
изображение черепа в виде символов очень популярно. Ребята, где можно увидеть
этот символ?
Учащиеся:
( Ребята высказываются.) Футболки, кепки, сумки, ремни и т.д.
Учитель:
Затем приступают к изучению гипсовой головы. Её можно изучать часами. Гипсовая
натура даёт видеть все сложные объёмы, возможность рисовать в разных положениях,
добиваться объёма, различного ракурса, работать в целом и над деталями. Эта работа
легче, чем с живой натурой, так как это уже готовый труд скульптора. Посмотрите
на красоту гипсовых форм, это ещё и развивает эстетическое чувство юного
художника. Вам нравиться?
Учащиеся:
Да это очень красиво.
Учитель:
Ну и наконец, живая натура, живой человек. Как это ни парадоксально, но
начинают рисовать именно людей пожилого возраста, так как на их лицах видна вся
анатомия лица. При работе с живой головой юный художник должен уже хорошо
владеть рисунком, уметь рисовать быстро, так как человек не может долго сидеть
неподвижно, позируя вам. Затем рисуют людей молодых и среднего возраста.
Каждый художник выбирает натуру, которая ему интересна. Например, Брюллов,
4 любил рисовать красивых женщин, а вот Репин выбирал колоритные натуры,
например образ Мусорского. Посмотрите на экран, вам известны эти люди?
Учащиеся:
(Ребята называют известных актёров.)
Учитель:
Ну и наконец, дети. Здесь свои тонкости в изображении и в пропорциях, тем
более дети вам не будут позировать долго. (Рассматриваем рисунки детей.)
Практическая работа
1.Я дума ,каждый из вас хотел бы попробовать нарисовать понравившийся вам
образ. Итак: давайте нарисуем овал. Нанесем вертикальную ось, которую мысленно
проведем через нос. Ведь лицо человека симметрично. Затем проведём
горизонтальную линию посередине овала. Это будет линией глаз.
2. А теперь разделим нижнюю часть овала пополам, и мы получим высоту носа.
Если нижнюю часть лица, от основания носа до подбородка разделить на 2 равные
части, то мы точно определим положение края нижней губы.
А вот величина глаза должна укладываться в ширине лица 5 раз. Обратите внимание,
что между глазами умещается еще один глаз.
3. Намечаем, где будет мочка уха. Откладываем ширину носа и помечаем, где
будут уголки губ.
Общую схему головы мы свами наметили, теперь посмотрим, как рисуются черты
лица. (Дети смотрят слайды в презентации, а учитель показывает мелом на доске.)
Задание для класса.
А теперь давайте попробуем нарисовать понравившийся вам образ. Это может
быть мужской, женский, детский образ с любой причёской, может быть использован
головной убор. На этом занятии мы с вами попробуем найти свой индивидуальный
вариант, а на следующем уроке сделаем работу в графике. Выполняя сейчас рисунок,
попробуйте увидеть характер вашего человека, передать его настроение.
Во время практической работы учащихся учитель делает целевые обходы:
1. контроль за правильностью выполнения задания.
2. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе.
3. контроль объема и качества выполнения работы.
Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2. Обсуждение.
3. Самооценка. На оценочных листах поставьте себе, товарищу и учителю оценку за
урок.
Рефлексия:
На магнитной доске прикреплены 3 человечка разного цвета: красного, желтого и
зеленого.
Если вы считаете, что урок был для вас полезным и успешным, оставьте свой
автограф на зеленом человечке.
5 Если вы считаете, что урок оставил у вас вопросы по изучаемой теме, оставьте свой
автограф на голубом человечке.
Если урок для вас был мучительным местопребыванием, оставьте свой автограф на
красном человечке.
Задание на дом:
Выполнить тренировочные зарисовки портрета.
СПАСИБО ЗА УРОК !!!
6
Искусство поп-арта
Искусство поп-арта
Искусство поп-арта
Искусство поп-арта
Искусство поп-арта
Искусство поп-арта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.