Искусство востока
Оценка 4.8

Искусство востока

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
изобразительное искусство
6 кл
05.03.2019
Искусство востока
Цель урока: изучить традиционное искусство Японии. Задачи: Обучающие: • Определить национальное своеобразие культуры Японии, связь с китайской культурой и Западом. • Определить эстетические принципы японского искусства. • Сформировать представления о таких традиционных видах искусства как зодчество, скульптура, живопись, музыка и танец, определить отличие от западноевропейского искусства. • Знать, какие виды искусства характерны только для Японии. • Охарактеризовать особенности таких видов искусства, как нэцке, икебаны, оригами, бонсай. Рассмотреть жанровые особенности японской гравюры.
искувство востока.doc
Цель урока: изучить традиционное  искусство Японии. Задачи: Обучающие:  Определить национальное своеобразие культуры Японии, связь с китайской  культурой и Западом.  Определить эстетические принципы японского искусства.  Сформировать представления о таких традиционных видах искусства как  зодчество, скульптура, живопись, музыка и танец, определить отличие от  западноевропейского искусства.  Знать, какие виды искусства характерны только для Японии.  Охарактеризовать особенности таких видов искусства, как нэцке, икебаны, оригами, бонсай. Рассмотреть жанровые особенности японской гравюры. Развивающие:      Развитие эстетического вкуса; Расширение кругозора; Развитие связанной речи; Развитие умения мыслить, рассуждать на искусствоведческие темы; Развитие творческих способностей. Воспитательная: воспитать толерантное отношение к культурам других народов. Оформление и оборудование: Презентация по теме, репродукций японской живописи, раздаточный материал( у каждого  ученика), наглядные образцы японских видов искусства( нэцке, оригами, бонсай) Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ. Методы и приемы:  Вступительное слово учителя.  Индивидуальные выступления учеников,   Работа с раздаточным материалом,  Элементы мультимедийной лекции. Ход урока: I. II. Организационный момент. Вступительное слово учителя  Самобытная культура народов Востока – ярчайшая и незабываемая страница в истории  мировых цивилизаций. Мы уже с вами изучили культуру Индии и  Китая. По Великому  шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух  тысячелетий осуществлялся не только обмен товарами, но и взаимопроникновение  культур Востока и Запада. Мы восхищаемся шедеврами искусства Востока не меньше,  чем искусством Древнего Египта, Античности и Средневековья. На примере культуры  Японии мы можем увидеть, как сошлись Восток и Запад, однако это заимствование  чужого не лишало Японию ее оригинальности. Взяв самое лучшее из других культур,  Япония смогла сохранить свою индивидуальность, создать и развить традиционные  искусства, присущие только ей.  Как вы думаете. Какова будет тема нашего урока?  Правильно: «Традиционное  искусство Японии». III. Тема записывается в тетради, далее внимание обращается на план урока: План урока ( записывается в тетради): I. II. Эстетические принципы японского искусства. Традиционные виды искусства:. 1. Архитектура Японии. 2. Скульптура Японии. 3. Японская живопись и графика. III. Традиционные японские виды искусства: 1. Икебана. 2. Нэцке. 3. Оригами 4. Бонсай IV. Объяснение нового материала (лекция с показом презентации). 1. Япония­Страна восходящего солнца, ее древнее название « Непан». Это островное  государство, его природа прекрасна и изменчива. Но красота эта коварна: 80 % территории страны непригодна для жизни, в год  Японию сотрясают до 1500 землетрясений и цунами.  Непростые условия жизни не могли не повлиять на формирование культуры этой страны.  Давайте заглянем в удивительный мир японской культуры.  У японских мастеров всегда были свои представления о красоте и окружающем мире,  отличные от понимания их другими народами. Девиз японских художников звучит так:  « Не сотвори, а найди и открой!» 2. Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только в  контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Она  непрерывно развивалась, начиная с X – XI веков. C XVII и до середины XIX века  Япония была практически закрыта для иностранцев (связи сохранялись только с  Нидерландами и Китаем). В период этой изоляции в Японии получило творческое  развитие национальное своеобразие. В японском языке не было термина «искусство».  Искусство не понималось как создание чего­то нового, оно понималось как  продолжение жизни, т.е. произведение искусства естественно рождается, проявляется,  как и все в этой жизни, оно живет, дышит. Произведение искусства – не самоцель, а  лишь средство раскрытия истины, достижения единства с миром. Главное – не форма, а дух. Р.Тагор писал, что японцы превратили свою жизнь в искусство, хотя точнее было  бы сказать, что японцы превратили искусство в жизнь. Красота как эстетическая категория для японцев заключается в мимолетности,  неповторимости. Движение души, взгляд, игра света и тени, игра красок. Красота по­ японски – не в вещах самих по себе, а в их комбинациях, плетущих узор светотени. По  мнению японцев, в природе нет некрасивого, надо просто научиться разглядеть красоту.  Красота ­ есть добро, она есть во всем и везде, а что красиво – то хорошо. Окакура  Какудзо увещевал иностранцев, не понимавших поведения и ценностей японцев: “Дайте  нам спокойно потягивать наш чай и любоваться бамбуковой рощей в бликах  полуденного солнца, прислушиваясь к журчанию родника и шороху сосен, которые  чудятся нам в бульканье котелка. Позвольте нам испытывать наслаждение от  мимолетности и чарующей бесполезности вещей”.  V. Давайте рассмотрим особенности японской архитектуры. На примере традиционного  японского дома( презентация). Какие особенности вы замечаете? Чем обусловлены эти  особенности? ( ответы учеников). Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения — святилища, храмы, монастыри. Использование дерева в качестве  основного строительного материала определялось рядом причин. Даже в наше время  Япония — одна из самых густо покрытых лесами стран мира. Выбор строительного  материала также определялся климатом, длинным жарким и влажным летом и довольно  короткой и сухой зимой.Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и  открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы,  защищающие от солнца и частых дождей. Дерево меньше нагревается от жары летом, а  зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу и, что существенно, лучше переносит  толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских островах. Практически все  японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов.  Окружности появляются только в верхней части конструкций двухъярусных ПАГОД.  Таким образом, все здания представляют собой комбинации опорно­балочных структур с  осевой симметрией. В конструкции зданий практически не использовались диагонали для  придания жесткости, это компенсировалось за счет использования прочной древесины —  кипариса, кедра. Давайте подробнее познакомимся с шедеврами японской архитектуры. Индивидуальное сообщение учащегося  о шедеврах архитектуры Японии. V. Скульптура — самый древний вид изобразительного искусства Японии. В те времена,  помимо таких необходимых в быту вещей, как посуда из глины или камня, делались  своего рода глиняные идолы — догу. Догу, выполненные в своеобразной, гротескной  манере, украшались узором «дзёмон» (узор веревки). В настоящее время эти фигурки  привлекают внимание скульпторов своеобразием изобразительных средств:  упрощенностью, деформацией и условностью, которые характерны для первобытного  искусства на всех континентах. Позже, скульпторы обращаются к использованию  самых разнообразных материалов, среди которых дерево, камень, сухой лак , бронза,  глина. Из них начинают делать миниатюрные скульптуры­нэцке. В скульптуре  высотой в три­ четыре сантиметра не пропущено ни одной детали. Все передано точно и выразительно, с неподражаемой живостью, непосредственностью в трактовке  натуры, часто с юмором и фантазией. Первоначально, нэцке использовали как брелок­ подвеску. С помощью скульптурки на пояс крепились разнообразные предметы,  необходимые японцу. Дело в том, что в традиционном японском костюме нет  карманов. Давайте рассмотрим нэцке подробнее. (презентация, демонстрация копий  нэцке) Индивидуальное сообщение учащегося об особенностях скульптуры Японии.  Буддийские статуи создавались специалистами­скульпторами, работавшими в  государственных мастерских. Все эти памятники, являющиеся национальным достоянием,  сегодня можно видеть не только в Киото, но и во многих провинциальных монастырях. VI. Японская живопись и графика очень разнообразна не только по содержанию, но и по  формам: это настенные росписи, картины­ширмы, вертикальные и горизонтальные  свитки, исполнявшиеся на шелке и бумаге, альбомные листы и веера. Самые ранние из сохранившихся выдающихся произведений относятся к периоду Хэйан. Характерной  особенностью культуры той эпохи, созданной довольно узким кругом  аристократического сословия, был культ красоты, стремление найти во всех  проявлениях материальной и духовной жизни свойственное им очарование, подчас  неуловимое и ускользающее. Живопись того времени, получившая впоследствии  название ямато­э, передавала не действие, а состояние души. 16 столетие открывает  эпоху так называемого позднего Средневековья, продолжавшегося три с половиной  столетия. В это время получили распространение настенные росписи, украшавшие  дворцы правителей страны и крупных феодалов. Гравюра на дереве (ксилография), расцвет которой относится к XVIII­XIX в., стала еще  одним видом изобразительного искусства Средневековья. В бытописательной гравюре в  качестве основоположников прославились такие выдающиеся художники, как Судзуки  Харунобу и Китагава Утамаро. Давайте рассмотрим основные сюжеты японской живописи( самостоятельная работа с учебником) VII.  Познакомимся с традиционными японскими видами искусства. ИКЕБАНА — традиционное японское искусство аранжировки цветов. Дословно икебана  — это «цветы, которые живут». В европейском искусстве составлением букета  демонстрируется мастерство человека, создавшего его, тогда как создатели икебаны  стремятся выявить в ней не свои пристрастия и вкусы, не свою индивидуальность, а  природную сущность представленных в икебане растений, глубинный смысл их сочетаний и расположения — композиции в целом. Кроме того, европейцы по большей части стремятся к пышности, нарядности, богатству колорита, тогда как японские мастера икебаны  стремятся к предельной строгости, даже лаконизму в форме, ограничиваясь порой двумя­ тремя веточками. ( презентация) ОРИГАМИ­ традиционное японское искусство создания оригинальных поделок из бумаги  без использования клея и ножниц( презентация, наглядные изделия). БОНСАЙ­миниатюрные деревья­воссоздание природы в миниатюре. VIII,  Заключительное слово учителя. История цивилизации Японии является частью мировой и рассматривается в ее контексте.  Р. Киплинг сказал однажды: "Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и они никогда не сойдутся". Однако, как мы видим на примере Японии Восток и Запад сошлись. Эта страна способна  усваивать достижения других культур, однако, активное заимствование чужого не лишило  Японию ее оригинальности. IX. Домашнее задание: Найдите значение терминов: ­сакура, ханами, самурай, сумо. Об одном из них  расскажите подробнее.

Искусство востока

Искусство востока

Искусство востока

Искусство востока

Искусство востока

Искусство востока

Искусство востока

Искусство востока

Искусство востока

Искусство востока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2019