Искусство востока

  • Работа в классе
  • doc
  • 05.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: изучить традиционное искусство Японии. Задачи: Обучающие: • Определить национальное своеобразие культуры Японии, связь с китайской культурой и Западом. • Определить эстетические принципы японского искусства. • Сформировать представления о таких традиционных видах искусства как зодчество, скульптура, живопись, музыка и танец, определить отличие от западноевропейского искусства. • Знать, какие виды искусства характерны только для Японии. • Охарактеризовать особенности таких видов искусства, как нэцке, икебаны, оригами, бонсай. Рассмотреть жанровые особенности японской гравюры.
Иконка файла материала искувство востока.doc
Цель урока: изучить традиционное  искусство Японии. Задачи: Обучающие:  Определить национальное своеобразие культуры Японии, связь с китайской  культурой и Западом.  Определить эстетические принципы японского искусства.  Сформировать представления о таких традиционных видах искусства как  зодчество, скульптура, живопись, музыка и танец, определить отличие от  западноевропейского искусства.  Знать, какие виды искусства характерны только для Японии.  Охарактеризовать особенности таких видов искусства, как нэцке, икебаны, оригами, бонсай. Рассмотреть жанровые особенности японской гравюры. Развивающие:      Развитие эстетического вкуса; Расширение кругозора; Развитие связанной речи; Развитие умения мыслить, рассуждать на искусствоведческие темы; Развитие творческих способностей. Воспитательная: воспитать толерантное отношение к культурам других народов. Оформление и оборудование: Презентация по теме, репродукций японской живописи, раздаточный материал( у каждого  ученика), наглядные образцы японских видов искусства( нэцке, оригами, бонсай) Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ. Методы и приемы:  Вступительное слово учителя.  Индивидуальные выступления учеников,   Работа с раздаточным материалом,  Элементы мультимедийной лекции. Ход урока:I. II. Организационный момент. Вступительное слово учителя  Самобытная культура народов Востока – ярчайшая и незабываемая страница в истории  мировых цивилизаций. Мы уже с вами изучили культуру Индии и  Китая. По Великому  шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух  тысячелетий осуществлялся не только обмен товарами, но и взаимопроникновение  культур Востока и Запада. Мы восхищаемся шедеврами искусства Востока не меньше,  чем искусством Древнего Египта, Античности и Средневековья. На примере культуры  Японии мы можем увидеть, как сошлись Восток и Запад, однако это заимствование  чужого не лишало Японию ее оригинальности. Взяв самое лучшее из других культур,  Япония смогла сохранить свою индивидуальность, создать и развить традиционные  искусства, присущие только ей.  Как вы думаете. Какова будет тема нашего урока?  Правильно: «Традиционное  искусство Японии». III. Тема записывается в тетради, далее внимание обращается на план урока: План урока ( записывается в тетради): I. II. Эстетические принципы японского искусства. Традиционные виды искусства:. 1. Архитектура Японии. 2. Скульптура Японии. 3. Японская живопись и графика. III. Традиционные японские виды искусства: 1. Икебана. 2. Нэцке. 3. Оригами 4. Бонсай IV. Объяснение нового материала (лекция с показом презентации). 1. Япония­Страна восходящего солнца, ее древнее название « Непан». Это островное  государство, его природа прекрасна и изменчива. Но красота эта коварна: 80 % территории страны непригодна для жизни, в год  Японию сотрясают до 1500 землетрясений и цунами.  Непростые условия жизни не могли не повлиять на формирование культуры этой страны.  Давайте заглянем в удивительный мир японской культуры.  У японских мастеров всегда были свои представления о красоте и окружающем мире,  отличные от понимания их другими народами. Девиз японских художников звучит так:  « Не сотвори, а найди и открой!»2. Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только в  контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Она  непрерывно развивалась, начиная с X – XI веков. C XVII и до середины XIX века  Япония была практически закрыта для иностранцев (связи сохранялись только с  Нидерландами и Китаем). В период этой изоляции в Японии получило творческое  развитие национальное своеобразие. В японском языке не было термина «искусство».  Искусство не понималось как создание чего­то нового, оно понималось как  продолжение жизни, т.е. произведение искусства естественно рождается, проявляется,  как и все в этой жизни, оно живет, дышит. Произведение искусства – не самоцель, а  лишь средство раскрытия истины, достижения единства с миром. Главное – не форма, а дух. Р.Тагор писал, что японцы превратили свою жизнь в искусство, хотя точнее было  бы сказать, что японцы превратили искусство в жизнь. Красота как эстетическая категория для японцев заключается в мимолетности,  неповторимости. Движение души, взгляд, игра света и тени, игра красок. Красота по­ японски – не в вещах самих по себе, а в их комбинациях, плетущих узор светотени. По  мнению японцев, в природе нет некрасивого, надо просто научиться разглядеть красоту.  Красота ­ есть добро, она есть во всем и везде, а что красиво – то хорошо. Окакура  Какудзо увещевал иностранцев, не понимавших поведения и ценностей японцев: “Дайте  нам спокойно потягивать наш чай и любоваться бамбуковой рощей в бликах  полуденного солнца, прислушиваясь к журчанию родника и шороху сосен, которые  чудятся нам в бульканье котелка. Позвольте нам испытывать наслаждение от  мимолетности и чарующей бесполезности вещей”.  V. Давайте рассмотрим особенности японской архитектуры. На примере традиционного  японского дома( презентация). Какие особенности вы замечаете? Чем обусловлены эти  особенности? ( ответы учеников). Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения — святилища, храмы, монастыри. Использование дерева в качестве  основного строительного материала определялось рядом причин. Даже в наше время  Япония — одна из самых густо покрытых лесами стран мира. Выбор строительного  материала также определялся климатом, длинным жарким и влажным летом и довольно  короткой и сухой зимой.Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и  открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы,  защищающие от солнца и частых дождей. Дерево меньше нагревается от жары летом, а  зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу и, что существенно, лучше переносит  толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских островах. Практически все  японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов.  Окружности появляются только в верхней части конструкций двухъярусных ПАГОД.  Таким образом, все здания представляют собой комбинации опорно­балочных структур с  осевой симметрией. В конструкции зданий практически не использовались диагонали для  придания жесткости, это компенсировалось за счет использования прочной древесины —  кипариса, кедра. Давайте подробнее познакомимся с шедеврами японской архитектуры. Индивидуальное сообщение учащегося  о шедеврах архитектуры Японии.V. Скульптура — самый древний вид изобразительного искусства Японии. В те времена,  помимо таких необходимых в быту вещей, как посуда из глины или камня, делались  своего рода глиняные идолы — догу. Догу, выполненные в своеобразной, гротескной  манере, украшались узором «дзёмон» (узор веревки). В настоящее время эти фигурки  привлекают внимание скульпторов своеобразием изобразительных средств:  упрощенностью, деформацией и условностью, которые характерны для первобытного  искусства на всех континентах. Позже, скульпторы обращаются к использованию  самых разнообразных материалов, среди которых дерево, камень, сухой лак , бронза,  глина. Из них начинают делать миниатюрные скульптуры­нэцке. В скульптуре  высотой в три­ четыре сантиметра не пропущено ни одной детали. Все передано точно и выразительно, с неподражаемой живостью, непосредственностью в трактовке  натуры, часто с юмором и фантазией. Первоначально, нэцке использовали как брелок­ подвеску. С помощью скульптурки на пояс крепились разнообразные предметы,  необходимые японцу. Дело в том, что в традиционном японском костюме нет  карманов. Давайте рассмотрим нэцке подробнее. (презентация, демонстрация копий  нэцке) Индивидуальное сообщение учащегося об особенностях скульптуры Японии.  Буддийские статуи создавались специалистами­скульпторами, работавшими в  государственных мастерских. Все эти памятники, являющиеся национальным достоянием,  сегодня можно видеть не только в Киото, но и во многих провинциальных монастырях. VI. Японская живопись и графика очень разнообразна не только по содержанию, но и по  формам: это настенные росписи, картины­ширмы, вертикальные и горизонтальные  свитки, исполнявшиеся на шелке и бумаге, альбомные листы и веера. Самые ранние из сохранившихся выдающихся произведений относятся к периоду Хэйан. Характерной  особенностью культуры той эпохи, созданной довольно узким кругом  аристократического сословия, был культ красоты, стремление найти во всех  проявлениях материальной и духовной жизни свойственное им очарование, подчас  неуловимое и ускользающее. Живопись того времени, получившая впоследствии  название ямато­э, передавала не действие, а состояние души. 16 столетие открывает  эпоху так называемого позднего Средневековья, продолжавшегося три с половиной  столетия. В это время получили распространение настенные росписи, украшавшие  дворцы правителей страны и крупных феодалов. Гравюра на дереве (ксилография), расцвет которой относится к XVIII­XIX в., стала еще  одним видом изобразительного искусства Средневековья. В бытописательной гравюре в  качестве основоположников прославились такие выдающиеся художники, как Судзуки  Харунобу и Китагава Утамаро. Давайте рассмотрим основные сюжеты японской живописи( самостоятельная работа с учебником) VII.  Познакомимся с традиционными японскими видами искусства. ИКЕБАНА — традиционное японское искусство аранжировки цветов. Дословно икебана  — это «цветы, которые живут». В европейском искусстве составлением букета  демонстрируется мастерство человека, создавшего его, тогда как создатели икебаны  стремятся выявить в ней не свои пристрастия и вкусы, не свою индивидуальность, а  природную сущность представленных в икебане растений, глубинный смысл их сочетаний и расположения — композиции в целом. Кроме того, европейцы по большей части стремятсяк пышности, нарядности, богатству колорита, тогда как японские мастера икебаны  стремятся к предельной строгости, даже лаконизму в форме, ограничиваясь порой двумя­ тремя веточками. ( презентация) ОРИГАМИ­ традиционное японское искусство создания оригинальных поделок из бумаги  без использования клея и ножниц( презентация, наглядные изделия). БОНСАЙ­миниатюрные деревья­воссоздание природы в миниатюре. VIII,  Заключительное слово учителя. История цивилизации Японии является частью мировой и рассматривается в ее контексте.  Р. Киплинг сказал однажды: "Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и они никогда не сойдутся". Однако, как мы видим на примере Японии Восток и Запад сошлись. Эта страна способна  усваивать достижения других культур, однако, активное заимствование чужого не лишило  Японию ее оригинальности. IX. Домашнее задание: Найдите значение терминов: ­сакура, ханами, самурай, сумо. Об одном из них  расскажите подробнее.

Посмотрите также