Цель урока: изучить традиционное искусство Японии.
Задачи:
Обучающие:
• Определить национальное своеобразие культуры Японии, связь с китайской культурой и Западом.
• Определить эстетические принципы японского искусства.
• Сформировать представления о таких традиционных видах искусства как зодчество, скульптура, живопись, музыка и танец, определить отличие от западноевропейского искусства.
• Знать, какие виды искусства характерны только для Японии.
• Охарактеризовать особенности таких видов искусства, как нэцке, икебаны, оригами, бонсай. Рассмотреть жанровые особенности японской гравюры.
искувство востока.doc
Цель урока: изучить традиционное искусство Японии.
Задачи:
Обучающие:
Определить национальное своеобразие культуры Японии, связь с китайской
культурой и Западом.
Определить эстетические принципы японского искусства.
Сформировать представления о таких традиционных видах искусства как
зодчество, скульптура, живопись, музыка и танец, определить отличие от
западноевропейского искусства.
Знать, какие виды искусства характерны только для Японии.
Охарактеризовать особенности таких видов искусства, как нэцке, икебаны, оригами,
бонсай. Рассмотреть жанровые особенности японской гравюры.
Развивающие:
Развитие эстетического вкуса;
Расширение кругозора;
Развитие связанной речи;
Развитие умения мыслить, рассуждать на искусствоведческие темы;
Развитие творческих способностей.
Воспитательная: воспитать толерантное отношение к культурам других народов.
Оформление и оборудование:
Презентация по теме, репродукций японской живописи, раздаточный материал( у каждого
ученика), наглядные образцы японских видов искусства( нэцке, оригами, бонсай)
Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.
Методы и приемы:
Вступительное слово учителя.
Индивидуальные выступления учеников,
Работа с раздаточным материалом,
Элементы мультимедийной лекции.
Ход урока: I.
II.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя
Самобытная культура народов Востока – ярчайшая и незабываемая страница в истории
мировых цивилизаций. Мы уже с вами изучили культуру Индии и Китая. По Великому
шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух
тысячелетий осуществлялся не только обмен товарами, но и взаимопроникновение
культур Востока и Запада. Мы восхищаемся шедеврами искусства Востока не меньше,
чем искусством Древнего Египта, Античности и Средневековья. На примере культуры
Японии мы можем увидеть, как сошлись Восток и Запад, однако это заимствование
чужого не лишало Японию ее оригинальности. Взяв самое лучшее из других культур,
Япония смогла сохранить свою индивидуальность, создать и развить традиционные
искусства, присущие только ей. Как вы думаете. Какова будет тема нашего урока?
Правильно: «Традиционное искусство Японии».
III.
Тема записывается в тетради, далее внимание обращается на план урока:
План урока ( записывается в тетради):
I.
II.
Эстетические принципы японского искусства.
Традиционные виды искусства:.
1. Архитектура Японии.
2. Скульптура Японии.
3. Японская живопись и графика.
III.
Традиционные японские виды искусства:
1. Икебана.
2. Нэцке.
3. Оригами
4. Бонсай
IV.
Объяснение нового материала (лекция с показом презентации).
1. ЯпонияСтрана восходящего солнца, ее древнее название « Непан». Это островное
государство, его природа прекрасна и изменчива. Но красота эта коварна: 80 % территории
страны непригодна для жизни, в год Японию сотрясают до 1500 землетрясений и цунами.
Непростые условия жизни не могли не повлиять на формирование культуры этой страны.
Давайте заглянем в удивительный мир японской культуры.
У японских мастеров всегда были свои представления о красоте и окружающем мире,
отличные от понимания их другими народами. Девиз японских художников звучит так:
« Не сотвори, а найди и открой!» 2. Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только в
контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Она
непрерывно развивалась, начиная с X – XI веков. C XVII и до середины XIX века
Япония была практически закрыта для иностранцев (связи сохранялись только с
Нидерландами и Китаем). В период этой изоляции в Японии получило творческое
развитие национальное своеобразие. В японском языке не было термина «искусство».
Искусство не понималось как создание чегото нового, оно понималось как
продолжение жизни, т.е. произведение искусства естественно рождается, проявляется,
как и все в этой жизни, оно живет, дышит. Произведение искусства – не самоцель, а
лишь средство раскрытия истины, достижения единства с миром. Главное – не форма, а
дух. Р.Тагор писал, что японцы превратили свою жизнь в искусство, хотя точнее было
бы сказать, что японцы превратили искусство в жизнь.
Красота как эстетическая категория для японцев заключается в мимолетности,
неповторимости. Движение души, взгляд, игра света и тени, игра красок. Красота по
японски – не в вещах самих по себе, а в их комбинациях, плетущих узор светотени. По
мнению японцев, в природе нет некрасивого, надо просто научиться разглядеть красоту.
Красота есть добро, она есть во всем и везде, а что красиво – то хорошо. Окакура
Какудзо увещевал иностранцев, не понимавших поведения и ценностей японцев: “Дайте
нам спокойно потягивать наш чай и любоваться бамбуковой рощей в бликах
полуденного солнца, прислушиваясь к журчанию родника и шороху сосен, которые
чудятся нам в бульканье котелка. Позвольте нам испытывать наслаждение от
мимолетности и чарующей бесполезности вещей”.
V. Давайте рассмотрим особенности японской архитектуры. На примере традиционного
японского дома( презентация). Какие особенности вы замечаете? Чем обусловлены эти
особенности? ( ответы учеников).
Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские
культовые сооружения — святилища, храмы, монастыри. Использование дерева в качестве
основного строительного материала определялось рядом причин. Даже в наше время
Япония — одна из самых густо покрытых лесами стран мира. Выбор строительного
материала также определялся климатом, длинным жарким и влажным летом и довольно
короткой и сухой зимой.Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и
открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы,
защищающие от солнца и частых дождей. Дерево меньше нагревается от жары летом, а
зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу и, что существенно, лучше переносит
толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских островах. Практически все
японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов.
Окружности появляются только в верхней части конструкций двухъярусных ПАГОД.
Таким образом, все здания представляют собой комбинации опорнобалочных структур с
осевой симметрией. В конструкции зданий практически не использовались диагонали для
придания жесткости, это компенсировалось за счет использования прочной древесины —
кипариса, кедра.
Давайте подробнее познакомимся с шедеврами японской архитектуры.
Индивидуальное сообщение учащегося о шедеврах архитектуры Японии. V.
Скульптура — самый древний вид изобразительного искусства Японии. В те времена,
помимо таких необходимых в быту вещей, как посуда из глины или камня, делались
своего рода глиняные идолы — догу. Догу, выполненные в своеобразной, гротескной
манере, украшались узором «дзёмон» (узор веревки). В настоящее время эти фигурки
привлекают внимание скульпторов своеобразием изобразительных средств:
упрощенностью, деформацией и условностью, которые характерны для первобытного
искусства на всех континентах. Позже, скульпторы обращаются к использованию
самых разнообразных материалов, среди которых дерево, камень, сухой лак , бронза,
глина. Из них начинают делать миниатюрные скульптурынэцке. В скульптуре
высотой в три четыре сантиметра не пропущено ни одной детали. Все передано точно
и выразительно, с неподражаемой живостью, непосредственностью в трактовке
натуры, часто с юмором и фантазией. Первоначально, нэцке использовали как брелок
подвеску. С помощью скульптурки на пояс крепились разнообразные предметы,
необходимые японцу. Дело в том, что в традиционном японском костюме нет
карманов. Давайте рассмотрим нэцке подробнее. (презентация, демонстрация копий
нэцке)
Индивидуальное сообщение учащегося об особенностях скульптуры Японии.
Буддийские статуи создавались специалистамискульпторами, работавшими в
государственных мастерских. Все эти памятники, являющиеся национальным достоянием,
сегодня можно видеть не только в Киото, но и во многих провинциальных монастырях.
VI.
Японская живопись и графика очень разнообразна не только по содержанию, но и по
формам: это настенные росписи, картиныширмы, вертикальные и горизонтальные
свитки, исполнявшиеся на шелке и бумаге, альбомные листы и веера. Самые ранние из
сохранившихся выдающихся произведений относятся к периоду Хэйан. Характерной
особенностью культуры той эпохи, созданной довольно узким кругом
аристократического сословия, был культ красоты, стремление найти во всех
проявлениях материальной и духовной жизни свойственное им очарование, подчас
неуловимое и ускользающее. Живопись того времени, получившая впоследствии
название яматоэ, передавала не действие, а состояние души. 16 столетие открывает
эпоху так называемого позднего Средневековья, продолжавшегося три с половиной
столетия. В это время получили распространение настенные росписи, украшавшие
дворцы правителей страны и крупных феодалов.
Гравюра на дереве (ксилография), расцвет которой относится к XVIIIXIX в., стала еще
одним видом изобразительного искусства Средневековья. В бытописательной гравюре в
качестве основоположников прославились такие выдающиеся художники, как Судзуки
Харунобу и Китагава Утамаро. Давайте рассмотрим основные сюжеты японской живописи(
самостоятельная работа с учебником)
VII. Познакомимся с традиционными японскими видами искусства.
ИКЕБАНА — традиционное японское искусство аранжировки цветов. Дословно икебана
— это «цветы, которые живут». В европейском искусстве составлением букета
демонстрируется мастерство человека, создавшего его, тогда как создатели икебаны
стремятся выявить в ней не свои пристрастия и вкусы, не свою индивидуальность, а
природную сущность представленных в икебане растений, глубинный смысл их сочетаний и
расположения — композиции в целом. Кроме того, европейцы по большей части стремятся к пышности, нарядности, богатству колорита, тогда как японские мастера икебаны
стремятся к предельной строгости, даже лаконизму в форме, ограничиваясь порой двумя
тремя веточками. ( презентация)
ОРИГАМИ традиционное японское искусство создания оригинальных поделок из бумаги
без использования клея и ножниц( презентация, наглядные изделия).
БОНСАЙминиатюрные деревьявоссоздание природы в миниатюре.
VIII, Заключительное слово учителя.
История цивилизации Японии является частью мировой и рассматривается в ее контексте.
Р. Киплинг сказал однажды:
"Восток есть Восток, а Запад есть
Запад, и они никогда не сойдутся".
Однако, как мы видим на примере Японии Восток и Запад сошлись. Эта страна способна
усваивать достижения других культур, однако, активное заимствование чужого не лишило
Японию ее оригинальности.
IX. Домашнее задание:
Найдите значение терминов: сакура, ханами, самурай, сумо. Об одном из них
расскажите подробнее.
Искусство востока
Искусство востока
Искусство востока
Искусство востока
Искусство востока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.