И.Соколов-Микитов «Листопадничек»
Оценка 4.9

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
3 кл
14.02.2019
И.Соколов-Микитов «Листопадничек»
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рас¬сказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пере¬сказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных
листопадничек.doc
ТЕМА:  И.Соколов­Микитов «Листопадничек» (урок второй) Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Соколова­Микитова;  учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение,  связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и  интерес к чтению. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать  содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения;  определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть  и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении  слова­определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;  пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о  животных. Оборудование: Компьютер с проектором для показа презентации, рабочие  тетради. 1.Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности. Учитель: Дорогие ребята, приветствую вас!  Громко прозвенел звонок, начинается урок. Девиз: «Чтобы урок пошёл каждому впрок, активно включайся в работу  дружок!»  ­ Ребята, а вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступим к работе. 2.Речевая разминка Чтобы язык и голос работали хорошо, проведём дыхательную гимнастику: а) вдох через рот, выдох через нос; б) краткий глубокий вдох, замедленный выдох; Слайд со скороговоркой Работа над скороговоркой: Не хочет косой косить косой, Говорит: «Коса­коса» Учитель: ­ Прочитайте скороговорку медленно. ­ Что необычного вы заметили? Ученик: ­В скороговорке есть слова одинаковые по написанию и произношению, но  разные по смыслу. ­ Как называются слова одинаковые по написанию и произношению, но разные  по смыслу?  Ученик: ­ Омонимы. Учитель: 1 ряд прочитайте с сердитой интонацией. 2  ряд прочитайте с вопросительной интонацией. ­3 ряд прочитайте с веселой интонацией. 3.Актуализация знаний.  Учитель: ­ О ком скороговорка? Ученик: ­О зайце. Слайд с зайцем ­ Где совсем недавно вы встречались с зайцем?   Ученик: ­ На прошлом уроке чтения. Учитель: ­ Над каким произведением мы продолжим работу? Кто автор? Расшифруйте  его фамилию, прочитав в обратном порядке. Слайд. Фамилия автора. ­Почему автор дал такое название произведению? Ученик: ­ Это произведение о зайчике, который родился осенью, а таких зайчат  называют листопадничками. ­ Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать  листья? (листопад)   ­ Как вы думаете, почему листья опадают с деревьев? (высказывания детей) ­ Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они  готовятся  к зиме?  (линяют; запасают корм; рождают детёнышей) ­ Догадайтесь, почему я расположила этих животных группами?  (4 слайд ) Игра  «Кто как готовится к зиме?» 1. Белка, бобр, мыши; (животные, которые запасают себе на зиму корм);            2. Медведь, ёж, барсук; (животные ложатся в спячку) 3. Лиса, волк, заяц. (животные не запасают корм, не ложатся в спячку) Учитель: ­Давайте уточним, это сказка или рассказ? Почему? Ученик: ­ Это сказка о животных. Там животные разговаривают, путешествуют. Учитель: ­ А какая это сказка? Авторская или народная? Ученик: ­Авторская. Учитель: 4.Проверим домашнее задание (задания по выбору)  Слайд. 1.Выразительное чтение отрывка по ролям  ­ Дома вам нужно было найти реплики героев на странице 60 учебника и  определить, кому они принадлежат.  ­ Чьи реплики нашли? (дети называют, учитель открывает карточки на  доске) ЛИСТОПАДНИЧЕК  ЗАЙЧИХА  ЖУРАВЛИ  ЗАЙЧАТА  ­ Есть ли в тексте ремарки автора, подсказывающие с каким чувством надо  читать слова героя.  (про зайчиху сказано ­ СТРОГО,  ЁЩЁ СТРОЖЕ   ­ на  доску) ­ С кем зайчиха разговаривала СТРОГО, а с кем  ЕЩЁ СТРОЖЕ? ­ Чьи слова будем произносить с интонацией СОЧУВСТВИЯ? (журавлей)  (прикрепляю карточку напротив слова ­ Ж.) ­ Как будем читать слова зайчат? (с чувством СТРАХА, ТРЕВОГИ ­ на доску) ­ Из трёх предложенных на карточке слов, выберите то, с каким чувством  надо читать слова Листопадничка. (ГРУСТНО,  МЕЧТАТЕЛЬНО,   ВЕСЕЛО) (прикрепляю) 5.Сообщение темы урока Учитель: ­ Какая тема урока? Сформулируйте тему и цели урока. Ученик: ­ Продолжим знакомство с произведением Ивана Сергеевича Соколова­ Микитова «Листопадничек») Учитель: ­ Какие цели урока? Ученик: ­ Разделить текст на части, озаглавить их. Слайд. Слайд «цели урока» 6.Основная часть Слайд «картина осени» Учитель: А сейчас послушайте, пожалуйста, произведение русского композитора Перта Ильича Чайковского «Осень» и, несмотря на то, что за окном зима, мысленно  перенеситесь в золотое время года и представьте картины осени. Закройте  глаза и слушайте. Слушание произведения Чайковского «Осень». Учитель: ­ Ребята, что вы представили, слушая эту музыку? Учащиеся: ­ Шелест осенней листвы, прощальные крики улетающих на юг птиц,  песенку моросящего дождика. Учитель: ­ Откройте учебники на стр. 60 и найдите в тексте предложения и отрывки,  которые соответствуют этой музыке. Учащиеся: ­ Осыпался золотой лист… В лесу скучно и холодно… Журавли  прощаются с милой зелёной родиной… Улетели в далёкие страны  крикливые журавли… Залегли в тёплых берлогах лежебоки­медведи;  свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы  змеи… Стало ещё скучнее в лесу… Скоро вырастет на зайцах густая,  тёплая шёрстка… Учитель: ­ Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась? Что решил  сделать самый маленький зайчонок, боясь зимы? Найдите в тексте и  прочитайте.  7.Выборочное чтение. Слайд Учитель: Предлагаю вам составить друг для друга вопросы, ответьте на них словами из  текста. Устные ответы по сказке, один задает вопрос, другие отвечают Учащиеся: ­ Когда родились у зайчихи зайчата? ­ Осенью. ­ Как готовились к зиме животные? ­ Улетели в далекие страны крикливые журавли. Залегли в теплых  берлогах лежебоки­медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие  ежи; спрятались в глубокие норы змеи. ­ Кого встретил зайчонок во время путешествия? ­ Бобров, выдру, ­ Как стал зайчонок для бобрят нянькой? ­ Плавать он не умел, пришлось ему на зиму у бобров остаться. ­ О чём часто вспоминал он? ­ Часто вспоминал он свое теплое гнездо, старую мать­зайчиху. 8.Физ. минутка. 9.Деление текста на части Учитель: ­ Вспомните цель урока. Ученик: ­ Разделить текст на части, озаглавить их. Учитель: ­ На сколько частей мы должны разделить текст? Ученик: ­ На 6 частей. Учитель: Прочитайте как озаглавим первую часть. Ученик: ­ Мечта листопадничка. Учитель: ­ Почему её так назвали? Ученик: ­ Это главная мысль этой части. Учитель: Значит, когда делим произведение на части мы должны находить? Ученик: ­Главную мысль. Учитель: ­ Попробуйте найти начало второй части, прочитайте эту часть. Ученик читает текст. Учитель: ­ Как ты определил, что этими словами заканчивается эта часть? Ученик: ­ По смыслу. Учитель: ­ Найдите главную мысль. Как мы можем озаглавить эту часть? Запишите. Ученик: ­ Подготовка животных к зиме. Учитель: ­ Используя этот алгоритм вы должны работая в группах разделить  оставшейся текст на части и озаглавить его. Но сначала повторим правила  работы в группе. Учащиеся повторяют правила работы в группе. Учитель: ­ Для работы возьмите листы бумаги и приступайте. (за 1мин предупредить о завершении работы) Проверка. Включить слайд (2 пункта плана) Мечта листопадничка Подготовка животных к зиме. Работа в группах. Зайчонок в хатке бобров. Пришлось остаться на зиму. За долгую зиму большого страху натерпелся. Наконец­то домой Учитель: ­ Ребята, а чей план очень близко совпал с примерным планом на слайде? (просмотрите и оцените свою работу) Учащиеся проверяют и оценивают свою работу. Учитель. Д.З Краткий или пересказ от имени героя по плану. Учитель. Найдите животных, которые спрятались в слове  «Листопадничек».   Слайд.    (лиса, слон, осёл, пони, кот, енот, аист, оса, пчела, пёс, ласточки). Характеристика героя.     ­ Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.  ­ мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края); ­ непослушный (убежал из дома, ослушался маму); ­ любознательный (задаёт вопросы бобрам); ­ терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров); ­ добрый (помогал нянчить бобрят); ­ заботливый (кормит бобрят); ­ смелый (научился плавать);  ­ любящий  (скучает и вспоминает старую мать­зайчиху и маленьких братьев,  живя  в хатке у бобров).  Работа в группах .Собрать пословицы.  1. В гостях хорошо, а дома лучше. 2. Нет роднее дружка, чем родная матушка. 3. Чужая сторона прибавит ума. 4.Друзья познаются в беде. 5. Чужая сторона – дремучий бор. 6. Дома и стены помогают. Учитель: Какая пословица больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните  свой выбор Учитель. Составьте синквейн о зайчике.     (1  – существительное; 2 – 2 прилагательных; 3 – 3 глагола; 4 – ключевое предложение из текста; (ученики зачитывают варианты ответов) Ученики:  Зайчик                   Любознательный, трусливый                   Заботится, боится, ныряет Учитель: Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чем вас заставила  задуматься сказка? Учащиеся: ­ Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в  жизни. Ведь вдали от родных жить очень трудно. Рефлексия Учитель: ­ Посмотрите на слайд и продолжите предложение. Слайд рефлексии Продолжи предложение: Я узнал на уроке ... . Мне было интересно потому, что ... . Меня удивило ... Я бы хотел …. Я сделал(а) вывод, что… Учащиеся: ­ Я узнал на уроке, что нельзя убегать из дома, ты можешь попасть в  беду, твои близкие будут очень волноваться за тебя. ­ Мне было интересно потому, что я узнал больше о жизни диких  животных, потому что мы делали задания в группах, потому что очень  понравилась сказка. ­ Меня удивило то, что заяц захотел побежать за журавлями в теплые  страны. ­ Я бы хотела бы вырасти и стать ученым­биологом, чтобы изучать и  защищать животных. ­ Я сделала вывод, что дороже всего на свете ­ семья, место, где ты  родился, что не надо искать счастья где­то далеко, а надо его самому  строить там, где ты и твои близкие. Учитель: Оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек. Учащиеся оценивают свою работу на уроке. Учитель: ­ Ребята! Вы молодцы! Большое спасибо!

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2019