Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рас¬сказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пере¬сказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных
листопадничек.doc
ТЕМА: И.СоколовМикитов «Листопадничек» (урок второй)
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И. СоколоваМикитова;
учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение,
связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и
интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать
содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения;
определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть
и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении
словаопределения, характеризующие его поступки и описывающие характер;
пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о
животных.
Оборудование: Компьютер с проектором для показа презентации, рабочие
тетради.
1.Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Дорогие ребята, приветствую вас!
Громко прозвенел звонок, начинается урок.
Девиз: «Чтобы урок пошёл каждому впрок, активно включайся в работу
дружок!»
Ребята, а вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступим к работе.
2.Речевая разминка
Чтобы язык и голос работали хорошо, проведём дыхательную гимнастику:
а) вдох через рот, выдох через нос;
б) краткий глубокий вдох, замедленный выдох;
Слайд со скороговоркой
Работа над скороговоркой:
Не хочет косой косить косой,
Говорит: «Косакоса»
Учитель:
Прочитайте скороговорку медленно.
Что необычного вы заметили?
Ученик:
В скороговорке есть слова одинаковые по написанию и произношению, но
разные по смыслу.
Как называются слова одинаковые по написанию и произношению, но разные
по смыслу?
Ученик: Омонимы.
Учитель:
1 ряд прочитайте с сердитой интонацией.
2 ряд прочитайте с вопросительной интонацией.
3 ряд прочитайте с веселой интонацией.
3.Актуализация знаний.
Учитель:
О ком скороговорка?
Ученик:
О зайце.
Слайд с зайцем
Где совсем недавно вы встречались с зайцем?
Ученик:
На прошлом уроке чтения.
Учитель:
Над каким произведением мы продолжим работу? Кто автор? Расшифруйте
его фамилию, прочитав в обратном порядке. Слайд. Фамилия автора.
Почему автор дал такое название произведению?
Ученик:
Это произведение о зайчике, который родился осенью, а таких зайчат
называют листопадничками.
Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать
листья? (листопад)
Как вы думаете, почему листья опадают с деревьев? (высказывания детей)
Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они готовятся
к зиме? (линяют; запасают корм; рождают детёнышей)
Догадайтесь, почему я расположила этих животных группами? (4 слайд )
Игра «Кто как готовится к зиме?»
1. Белка, бобр, мыши; (животные, которые запасают себе на зиму корм);
2. Медведь, ёж, барсук; (животные ложатся в спячку)
3. Лиса, волк, заяц. (животные не запасают корм, не ложатся в спячку)
Учитель:
Давайте уточним, это сказка или рассказ? Почему?
Ученик:
Это сказка о животных. Там животные разговаривают, путешествуют.
Учитель:
А какая это сказка? Авторская или народная?
Ученик:
Авторская.
Учитель:
4.Проверим домашнее задание (задания по выбору)
Слайд. 1.Выразительное чтение отрывка по ролям
Дома вам нужно было найти реплики героев на странице 60 учебника и
определить, кому они принадлежат.
Чьи реплики нашли? (дети называют, учитель открывает карточки на
доске)
ЛИСТОПАДНИЧЕК ЗАЙЧИХА ЖУРАВЛИ ЗАЙЧАТА
Есть ли в тексте ремарки автора, подсказывающие с каким чувством надо
читать слова героя. (про зайчиху сказано СТРОГО, ЁЩЁ СТРОЖЕ на
доску)
С кем зайчиха разговаривала СТРОГО, а с кем ЕЩЁ СТРОЖЕ?
Чьи слова будем произносить с интонацией СОЧУВСТВИЯ? (журавлей)
(прикрепляю карточку напротив слова Ж.)
Как будем читать слова зайчат? (с чувством СТРАХА, ТРЕВОГИ на доску)
Из трёх предложенных на карточке слов, выберите то, с каким чувством
надо читать слова Листопадничка. (ГРУСТНО, МЕЧТАТЕЛЬНО, ВЕСЕЛО)
(прикрепляю)
5.Сообщение темы урока
Учитель:
Какая тема урока? Сформулируйте тему и цели урока.
Ученик:
Продолжим знакомство с произведением Ивана Сергеевича Соколова
Микитова «Листопадничек»)
Учитель:
Какие цели урока?
Ученик:
Разделить текст на части, озаглавить их. Слайд.
Слайд «цели урока»
6.Основная часть
Слайд «картина осени»
Учитель:
А сейчас послушайте, пожалуйста, произведение русского композитора Перта
Ильича Чайковского «Осень» и, несмотря на то, что за окном зима, мысленно
перенеситесь в золотое время года и представьте картины осени. Закройте
глаза и слушайте.
Слушание произведения Чайковского «Осень».
Учитель:
Ребята, что вы представили, слушая эту музыку?
Учащиеся:
Шелест осенней листвы, прощальные крики улетающих на юг птиц,
песенку моросящего дождика.
Учитель: Откройте учебники на стр. 60 и найдите в тексте предложения и отрывки,
которые соответствуют этой музыке.
Учащиеся:
Осыпался золотой лист… В лесу скучно и холодно… Журавли
прощаются с милой зелёной родиной… Улетели в далёкие страны
крикливые журавли… Залегли в тёплых берлогах лежебокимедведи;
свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы
змеи… Стало ещё скучнее в лесу… Скоро вырастет на зайцах густая,
тёплая шёрстка…
Учитель:
Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась? Что решил
сделать самый маленький зайчонок, боясь зимы? Найдите в тексте и
прочитайте.
7.Выборочное чтение. Слайд
Учитель:
Предлагаю вам составить друг для друга вопросы, ответьте на них словами из
текста.
Устные ответы по сказке, один задает вопрос, другие отвечают
Учащиеся:
Когда родились у зайчихи зайчата?
Осенью.
Как готовились к зиме животные?
Улетели в далекие страны крикливые журавли. Залегли в теплых
берлогах лежебокимедведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие
ежи; спрятались в глубокие норы змеи.
Кого встретил зайчонок во время путешествия?
Бобров, выдру,
Как стал зайчонок для бобрят нянькой?
Плавать он не умел, пришлось ему на зиму у бобров остаться.
О чём часто вспоминал он?
Часто вспоминал он свое теплое гнездо, старую матьзайчиху.
8.Физ. минутка.
9.Деление текста на части
Учитель:
Вспомните цель урока.
Ученик:
Разделить текст на части, озаглавить их.
Учитель:
На сколько частей мы должны разделить текст?
Ученик:
На 6 частей.
Учитель: Прочитайте как озаглавим первую часть.
Ученик:
Мечта листопадничка.
Учитель:
Почему её так назвали?
Ученик:
Это главная мысль этой части.
Учитель:
Значит, когда делим произведение на части мы должны находить?
Ученик:
Главную мысль.
Учитель:
Попробуйте найти начало второй части, прочитайте эту часть.
Ученик читает текст.
Учитель:
Как ты определил, что этими словами заканчивается эта часть?
Ученик:
По смыслу.
Учитель:
Найдите главную мысль. Как мы можем озаглавить эту часть? Запишите.
Ученик:
Подготовка животных к зиме.
Учитель:
Используя этот алгоритм вы должны работая в группах разделить
оставшейся текст на части и озаглавить его. Но сначала повторим правила
работы в группе.
Учащиеся повторяют правила работы в группе.
Учитель:
Для работы возьмите листы бумаги и приступайте.
(за 1мин предупредить о завершении работы)
Проверка.
Включить слайд (2 пункта плана)
Мечта листопадничка
Подготовка животных к зиме.
Работа в группах.
Зайчонок в хатке бобров.
Пришлось остаться на зиму.
За долгую зиму большого страху натерпелся.
Наконецто домой
Учитель:
Ребята, а чей план очень близко совпал с примерным планом на слайде? (просмотрите и оцените свою работу)
Учащиеся проверяют и оценивают свою работу.
Учитель. Д.З Краткий или пересказ от имени героя по плану.
Учитель. Найдите животных, которые спрятались в слове
«Листопадничек». Слайд.
(лиса, слон, осёл, пони, кот, енот, аист, оса, пчела, пёс, ласточки).
Характеристика героя.
Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.
мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);
непослушный (убежал из дома, ослушался маму);
любознательный (задаёт вопросы бобрам);
терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);
добрый (помогал нянчить бобрят);
заботливый (кормит бобрят);
смелый (научился плавать);
любящий (скучает и вспоминает старую матьзайчиху и маленьких братьев,
живя в хатке у бобров).
Работа в группах .Собрать пословицы.
1. В гостях хорошо, а дома лучше.
2. Нет роднее дружка, чем родная матушка.
3. Чужая сторона прибавит ума.
4.Друзья познаются в беде.
5. Чужая сторона – дремучий бор.
6. Дома и стены помогают.
Учитель:
Какая пословица больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните
свой выбор
Учитель. Составьте синквейн о зайчике.
(1 – существительное;
2 – 2 прилагательных;
3 – 3 глагола;
4 – ключевое предложение из текста;
(ученики зачитывают варианты ответов)
Ученики: Зайчик
Любознательный, трусливый
Заботится, боится, ныряет
Учитель:
Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чем вас заставила
задуматься сказка?
Учащиеся: Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в
жизни. Ведь вдали от родных жить очень трудно.
Рефлексия
Учитель:
Посмотрите на слайд и продолжите предложение.
Слайд рефлексии
Продолжи предложение:
Я узнал на уроке ... .
Мне было интересно потому, что ... .
Меня удивило ...
Я бы хотел ….
Я сделал(а) вывод, что…
Учащиеся:
Я узнал на уроке, что нельзя убегать из дома, ты можешь попасть в
беду, твои близкие будут очень волноваться за тебя.
Мне было интересно потому, что я узнал больше о жизни диких
животных, потому что мы делали задания в группах, потому что очень
понравилась сказка.
Меня удивило то, что заяц захотел побежать за журавлями в теплые
страны.
Я бы хотела бы вырасти и стать ученымбиологом, чтобы изучать и
защищать животных.
Я сделала вывод, что дороже всего на свете семья, место, где ты
родился, что не надо искать счастья гдето далеко, а надо его самому
строить там, где ты и твои близкие.
Учитель:
Оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке.
Учитель:
Ребята! Вы молодцы! Большое спасибо!
И.Соколов-Микитов «Листопадничек»
И.Соколов-Микитов «Листопадничек»
И.Соколов-Микитов «Листопадничек»
И.Соколов-Микитов «Листопадничек»
И.Соколов-Микитов «Листопадничек»
И.Соколов-Микитов «Листопадничек»
И.Соколов-Микитов «Листопадничек»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.