Курбанов Марат Рефильевич
Преподаватель дисциплины БЖД
Комсомольский-на-Амуре филиал
КГБПОУ ХГМК имени Г.С. Макарова
Великая цель образования – это не знания, а действия.
Г.Спенсер
Использование активных методов обучения
Введение
Основная деятельность педагога заключается в развитии, воспитании и обучении обучающихся и осуществляется с помощью методов и приёмов обучения.
Понятие метод происходит от греческого methodos - путь исследования.
Метод обучения является важнейшим компонентом учебного занятия, ключом «к достижению триединой цели урока, …самый подвижный и динамичный компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами». (Ю. А. Конаржевский)
Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.
Методы обучения — это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.
Методы обучения – совокупность путей, способов достижения целей.
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1. Пассивные методы;
2. Интерактивные методы.
3. Активные методы;
Что такое Активный метод обучения
Сущность активного метода заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и преподавателя, при которой преподаватель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия. Если на пассивном занятии основным действующим лицом и менеджером занятия был преподаватель, то здесь преподаватель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивный метод предполагает авторитарный стиль взаимодействия, то активные методы обучения предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.
Пример активного метода обучения.
1. |
Предмет, на котором использован метод |
Безопасность жизнедеятельности |
2. |
Группа, в которой использован метод |
1 курс |
3. |
Этап образовательного мероприятия (занятия) |
Вхождение в тему занятия |
4. |
Название метода
|
Найди лишнее |
5. |
Цели использования метода |
Представление нового материала. Активизировать познавательную деятельность, для более точного определения темы занятия. Оживление внимания обучающихся. |
6. |
Количество участников |
Вся группа |
7. |
Технология проведения |
На доске записан ряд слов. Студентам задаются вопросы. Ответом служит одно из слов в ряду. Отгаданные слова зачеркиваются. Из оставшихся слов составляется тема занятия. |
8. |
Продолжительность проведения |
10 минут |
9. |
Предварительная подготовка (если требуется) |
Подготовить слова на доске или презентации. Подготовить вопросы. |
10. |
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода |
Доска, мел |
11. |
Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) |
Вопросы должны быть не очень сложными, что на них быстро можно было ответить и не очень много. И можно сделать вопросы в шуточной форме. |
Заключение
Опыт, полученный в процессе применения активного метода обучения, показывает, что учащиеся на уроке имеют возможность моделировать ситуацию, формировать положительную мотивацию к освоению материала и получению новой информации в дальнейшем. Также занятия с использованием активного метода обучения делают учащихся более самостоятельными, учат их работать в команде, высказывать и доказывать свои мысли и идеи. А на занятиях БЖД формируют практические навыки в различных экстремальных ситуациях. АМО предполагает специфическую организацию взаимодействия участников, пребывающих в позиции учащихся, и обладает своими специфическими особенностями.
Литература:
Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик Активные методы обучения. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.