Мастер – класс «Использование авторского логопедического пособия «ДАВАЙ ВЫУЧИМ СТИШОК» при заучивании стихотворений с дошкольниками с ОНР, с целью повышения эффективности работы с детьми с нарушениями речи».
Луночкина Любовь Петровна, учитель-логопед;
Логинова Ирина Владиславовна, воспитатель;
Иринина Татьяна Геннадьевна, воспитатель;
АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с № 171, «Крепыш»
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы проведём с Вами небольшой мастер – класс с использованием нашего логопедического пособия «ДАВАЙ ВЫУЧИМ СТИШОК». Предлагаем авторское логопедическое пособие для детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых занятий.
Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории учителей-логопедов, воспитателей ДОУ.
Задачи:
1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт, позволяющий повысить эффективность коррекционной работы с использованием нашего пособия, изготовленного своими руками.
2. Формирование творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
В детстве практически все вынуждены учить наизусть стихотворения. Такая практика – хорошая тренировка для мозга, ведь произвольное запоминание любого текста как нельзя лучше стимулирует память, дисциплинирует дошкольников. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Работая с детьми с ОНР, мы столкнулась с проблемой, часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде развития речи. В настоящее время эта проблема становится особенно актуальной, так как главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, а недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с проблемами развития речи. На сегодняшний день – образная, богатая речь, широкий кругозор у детей массовых групп – явление очень редкое, а групп для детей с ОНР – это особая проблема. Правильная организация обучения детей с нарушенной речью – очень сложное дело. Следует помнить, что, как и для нормально развивающихся детей наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребёнка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
При работе с детьми, с нарушениями речи замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Работая в группе с детьми с общим недоразвитием речи, и имея в её составе детей с ТНР, логопеды и воспитатели сталкиваются со сложной проблемой заучивания рифмованных текстов, таких как загадки, чистоговорки, стихи. Это связано со сложностью речевого нарушения, с крайне бедным словарным запасом детей, со сложностью восприятия ритма, звуковых чередований. Как правило, у таких детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, несовершенство логического мышления.
В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»? При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки. В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания.
В свете всего вышесказанного, данная проблема является для нас актуальной. Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.
Исходя из выше сказанного, чтобы повысить эффективность коррекционной работы наряду с применением традиционных приемов мы предлагаем методическое пособие «Давай выучим стишок». Собранный в пособии практический материал подобран в соответствии с программными требованиями, отвечает программному содержанию в соответствии лексическим темам к программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи «Примерная адаптированная образовательная программа для детей с ТНР (ОНР) с 3 до н7 лет» Н.В. Нищева, рекомендованной к использованию в образовательных учреждениях. Использование такого дидактического материала делает учебный процесс интересным, творческим, лишенным рутины и однообразия. Практическое пособие ориентировано в основном для детей с нарушенным речевым развитием вместе с тем, данное пособие может быть использовано в работе с нормально развивающимися детьми. Данное пособие могут использовать как педагоги, так и родители.
Актуальность пособия: благодаря разнообразию насыщенности и компактности материала, пособие можно использовать в различных ситуациях коррекционно-педагогического процесса.
Новизна пособия в том, использование данного пособия позволяет спланировать индивидуальную и подгрупповую образовательную деятельность, можно использовать и в диагностических целях.
Достоинство: компактность и многофункциональность.
Практическая значимость: Скомпонованный речевой материал в соответствии лексическим темам изучаемых на занятиях представленный в мнемотаблицах служит дидактическим материалом в работе над обогащения словарного запаса, при заучивании стихов, обогащения словарного запаса. Дети намного быстрее и качественнее заучивают стихи. Учатся строить высказывания используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность, отражая собственные переживания, понимание окружающей жизни.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Познавательное развитие: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.
Речевое развитие: формирование звуковой культуры речи, формирование словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие речевого творчества, ознакомление с художественной литературой.
Художественно-эстетическое развитие: развитие восприятия произведений искусства и литературы,
Физическое развитие: физкультминутки, импровизации
Практическая часть
Демонстрация пособия, практикум малыми группами по раздаточным предметно-схематическим моделям, предложим по одному стихотворению из каждой лексической темы или же выборочно согласно с изучаемой лексической темой в ДОО. После прослушивания стихотворения предлагаем провести анализ и составить сенсорно-графические схемы для запоминания. Можно проводить командами, как соревнование или индивидуально.
II. При обучении дошкольников с ОНР восприятию и запоминанию басен необходимо отбирать для занятий только литературные произведения с явно выраженной спецификой жанра, чтобы обозначение жанра становилось для детей значимым предписанием, определяющим ожидания ребенка в процессе слушания и понимания.
При запоминании басни будем применять сенсорно-графические схемы, выстраивать связи в предметно-схематических моделях.
Рассмотрим на примере басни «Стрекоза и муравей». После прослушивания басни предлагаем провести анализ с опорой на иллюстрации и составить сенсорно-графические схемы для запоминания
1:
первая предметно-схематическая модель (работаем все вместе)
- О ком говорится в басне (о стрекозе и муравье)
- Как выглядит Стрекоза, чем она занимается
- Будем ли мы показывать Муравья летом? Почему?
- Как передать, что Муравей летом трудился?
- Каким мы покажем Муравья?
- Как вы понимаете эпитет «лето красное»?
|
стрекоза |
|
|
|
муравей |
|
||
беспечная |
беззаботная |
трудолюбивый |
запасливый |
|||||
порхала |
танцевала |
пела |
носит |
возит |
строит |
|||
Веселилась всё лето (лето красное пропела) |
Работал всё лето |
|||||||
|
лентяйка |
|
труженик |
|
||||
2:
Составление сенсорно-графической схемы и ответы на вопросы по ней
|
стрекоза |
|
|
|
муравей |
|
|||
удручена |
промокшая |
важный |
саркастичный |
||||||
не поёт |
боится |
замерзает |
насмехается |
поучает |
отталкивает |
||||
К муравью ползёт она |
Прогоняет стрекозу (иди же попляши) |
||||||||
|
Ответы по вопросам о стрекозе, чувства детей |
|
Ответы по вопросам о муравье, чувства детей |
|
|||||
- Как вы понимаете слово «удручена»? Как мы это покажем?
- Как будет теперь выглядеть наша Стрекоза? Какие чувства она теперь испытывает? (страшно, тяжело, плохо, больно)
- Что чувствует Стрекоза, отправляясь к Муравью?
- А какие чувства к Стрекозе испытываете вы?
- Как будет наша Стрекоза просить Муравья?
- Как она при этом выглядит?
- Какие интонации преобладают в ее голосе?
- Правду ли она говорит Муравью? Как это ее характеризует?
- А будем ли мы показывать Муравья?
- Как он выглядит?
- Что он чувствует к Стрекозе? Жалко ли ее?
- Помог ли Муравей Стрекозе? Почему?
- Правильно ли он поступил? Можно ли отказать в помощи, понимая, что Стрекоза погибнет?
- Чего он не оценил в словах Стрекозы? (искренности)
- Согласны ли вы с Муравьем?
Уважаемые коллеги! Мы предложили лишь несколько вариантов использования нашего логопедического пособия «ДАВАЙ ВЫУЧИМ СТИШОК» Использование и составление таким образом сенсорно-графических схем и выстраивание связей в предметно-схематических моделях для восприятия и воспроизведения литературных форм с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи эффективно формирует понимание поступающей информации и способность сохранять в ее памяти, а также развивает воображение, образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.
Спасибо за внимание.
Примечание: в виду регламента мастер класса возможно сокращения демонстрации или наоборот их увеличение на усмотрение педагога.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.