Использование авторского логопедического пособия «ДАВАЙ ВЫУЧИМ СТИШОК» при заучивании стихотворений с дошкольниками с ОНР, с целью повышения эффективности работы с детьми с нарушениями речи
Оценка 5

Использование авторского логопедического пособия «ДАВАЙ ВЫУЧИМ СТИШОК» при заучивании стихотворений с дошкольниками с ОНР, с целью повышения эффективности работы с детьми с нарушениями речи

Оценка 5
docx
24.03.2020
Использование авторского логопедического пособия «ДАВАЙ ВЫУЧИМ СТИШОК» при заучивании стихотворений с дошкольниками с ОНР, с целью повышения эффективности работы с детьми с нарушениями речи
Мастер-класс описание (давай выучим стишок).docx

Мастер – класс «Использование авторского логопедического пособия «ДАВАЙ ВЫУЧИМ СТИШОК» при заучивании стихотворений с дошкольниками с ОНР, с целью повышения эффективности работы с детьми с нарушениями речи».

Луночкина Любовь Петровна, учитель-логопед;

Логинова Ирина Владиславовна, воспитатель;

Иринина Татьяна Геннадьевна, воспитатель;

АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с № 171, «Крепыш»

 

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы проведём с Вами небольшой мастер – класс с использованием нашего логопедического пособия «ДАВАЙ ВЫУЧИМ СТИШОК». Предлагаем авторское логопедическое пособие для детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых занятий.

Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории учителей-логопедов, воспитателей ДОУ.

Задачи:

1.       Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт, позволяющий повысить эффективность коррекционной работы с использованием нашего пособия, изготовленного своими руками.

2.       Формирование творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

В детстве практически все вынуждены учить наизусть стихотворения. Такая практика – хорошая тренировка для мозга, ведь произвольное запоминание любого текста как нельзя лучше стимулирует память, дисциплинирует дошкольников. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Работая с детьми с ОНР, мы столкнулась с проблемой, часто наблюдаемой у детей-логопатов.  Проблема эта заключается в длительном периоде развития речи. В настоящее время эта проблема   становится особенно актуальной, так как главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, а недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с проблемами развития речи. На сегодняшний день – образная, богатая речь, широкий кругозор у детей массовых групп – явление очень редкое, а групп для детей с ОНР – это особая проблема. Правильная организация обучения детей с нарушенной речью – очень сложное дело. Следует помнить, что, как и для нормально развивающихся детей наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребёнка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

При работе с детьми, с нарушениями речи замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Работая в группе с детьми с общим недоразвитием речи, и имея в её составе детей с ТНР, логопеды и воспитатели сталкиваются со сложной проблемой заучивания рифмованных текстов, таких как загадки, чистоговорки, стихи. Это связано со сложностью речевого нарушения, с крайне бедным словарным запасом детей, со сложностью восприятия ритма, звуковых чередований. Как правило, у таких детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, несовершенство логического мышления.

В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»? При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки. В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания.

В свете всего вышесказанного, данная проблема является для нас актуальной. Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

Исходя из выше сказанного, чтобы повысить эффективность коррекционной работы наряду с применением традиционных приемов мы предлагаем методическое пособие «Давай выучим стишок». Собранный в пособии практический материал подобран в соответствии с программными требованиями, отвечает программному содержанию в соответствии лексическим темам к программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи «Примерная адаптированная образовательная программа для детей с ТНР (ОНР) с 3 до н7 лет» Н.В. Нищева, рекомендованной к использованию в образовательных учреждениях. Использование такого дидактического материала делает учебный процесс интересным, творческим, лишенным рутины и однообразия. Практическое пособие ориентировано в основном для детей с нарушенным речевым развитием вместе с тем, данное пособие может быть использовано в работе с нормально развивающимися детьми. Данное пособие могут использовать как педагоги, так и родители.

Актуальность пособия: благодаря разнообразию насыщенности и компактности материала, пособие можно использовать в различных ситуациях коррекционно-педагогического процесса.

Новизна пособия в том, использование данного пособия позволяет спланировать индивидуальную и подгрупповую образовательную деятельность, можно использовать и в диагностических целях.

Достоинство: компактность и многофункциональность.

Практическая значимость: Скомпонованный речевой материал в соответствии лексическим темам изучаемых на занятиях представленный в мнемотаблицах служит дидактическим материалом в работе над обогащения словарного запаса, при заучивании стихов, обогащения словарного запаса. Дети намного быстрее и качественнее заучивают стихи. Учатся строить высказывания используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность, отражая собственные переживания, понимание окружающей жизни.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Познавательное развитие: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.

Речевое развитие: формирование звуковой культуры речи, формирование словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие речевого творчества, ознакомление с художественной литературой.

Художественно-эстетическое развитие: развитие восприятия произведений искусства и литературы,

Физическое развитие: физкультминутки, импровизации

 

Практическая часть

Демонстрация пособия, практикум малыми группами по раздаточным предметно-схематическим моделям, предложим по одному стихотворению из каждой лексической темы или же выборочно согласно с изучаемой лексической темой в ДОО. После прослушивания стихотворения предлагаем провести анализ и составить сенсорно-графические схемы для запоминания. Можно проводить командами, как соревнование или индивидуально.

 

II. При обучении дошкольников с ОНР восприятию и запоминанию басен необходимо отбирать для занятий только литературные произведения с явно выраженной спецификой жанра, чтобы обозначение жанра становилось для детей значимым предписанием, определяющим ожидания ребенка в процессе слушания и понимания.

При запоминании басни будем применять сенсорно-графические схемы, выстраивать связи в предметно-схематических моделях.

Рассмотрим на примере басни «Стрекоза и муравей». После прослушивания басни предлагаем провести анализ с опорой на иллюстрации и составить сенсорно-графические схемы для запоминания

1:

первая предметно-схематическая модель (работаем все вместе)

-        О ком говорится в басне (о стрекозе и муравье)

-        Как выглядит Стрекоза, чем она занимается

-        Будем ли мы показывать Муравья летом? Почему?

-        Как передать, что Муравей летом трудился?

-        Каким мы покажем Муравья?

-        Как вы понимаете эпитет «лето красное»?

 

 

стрекоза

 

 

 

муравей

 

беспечная

беззаботная

трудолюбивый

запасливый

порхала

танцевала

пела

носит

возит

строит

Веселилась всё лето

(лето красное пропела)

Работал всё лето

 

лентяйка

 

труженик

 

 

2:

Составление сенсорно-графической схемы и ответы на вопросы по ней

 

 

 

стрекоза

 

 

 

муравей

 

удручена

промокшая

важный

саркастичный

не поёт

боится

замерзает

насмехается

поучает

отталкивает

К муравью ползёт она

Прогоняет стрекозу (иди же попляши)

 

Ответы по вопросам о стрекозе, чувства детей

 

Ответы по вопросам о муравье,

чувства детей

 

 

-           Как вы понимаете слово «удручена»? Как мы это покажем?

-           Как будет теперь выглядеть наша Стрекоза? Какие чувства она теперь испытывает? (страшно, тяжело, плохо, больно)

-           Что чувствует Стрекоза, отправляясь к Муравью?

-           А какие чувства к Стрекозе испытываете вы?

-           Как будет наша Стрекоза просить Муравья?

-           Как она при этом выглядит?

-           Какие интонации преобладают в ее голосе?

-           Правду ли она говорит Муравью? Как это ее характеризует?

-        А будем ли мы показывать Муравья?

-        Как он выглядит?

-        Что он чувствует к Стрекозе? Жалко ли ее?

-        Помог ли Муравей Стрекозе? Почему?

-        Правильно ли он поступил? Можно ли отказать в помощи, понимая, что Стрекоза погибнет?

-        Чего он не оценил в словах Стрекозы? (искренности)

-        Согласны ли вы с Муравьем?

 

 

 

      

 

Уважаемые коллеги! Мы предложили лишь несколько вариантов использования нашего логопедического пособия «ДАВАЙ ВЫУЧИМ СТИШОК»  Использование и составление таким образом сенсорно-графических схем и выстраивание связей в предметно-схематических моделях для восприятия и воспроизведения литературных форм с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи эффективно формирует понимание поступающей информации и способность сохранять в ее памяти, а также развивает воображение, образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

 Спасибо за внимание.

Примечание: в виду регламента мастер класса возможно сокращения демонстрации или наоборот их увеличение на усмотрение педагога.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Мастер – класс «Использование авторского логопедического пособия «ДАВАЙ

Мастер – класс «Использование авторского логопедического пособия «ДАВАЙ

Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки

Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки

Использование авторского логопедического пособия «ДАВАЙ ВЫУЧИМ СТИШОК» при заучивании стихотворений с дошкольниками с ОНР, с целью повышения эффективности работы с детьми с нарушениями речи

Использование авторского логопедического пособия «ДАВАЙ ВЫУЧИМ СТИШОК» при заучивании стихотворений с дошкольниками с ОНР, с целью повышения эффективности работы с детьми с нарушениями речи

Использование авторского логопедического пособия «ДАВАЙ ВЫУЧИМ СТИШОК» при заучивании стихотворений с дошкольниками с ОНР, с целью повышения эффективности работы с детьми с нарушениями речи

Использование авторского логопедического пособия «ДАВАЙ ВЫУЧИМ СТИШОК» при заучивании стихотворений с дошкольниками с ОНР, с целью повышения эффективности работы с детьми с нарушениями речи

II. При обучении дошкольников с

II. При обучении дошкольников с

К муравью ползёт она

К муравью ползёт она

Уважаемые коллеги! Мы предложили лишь несколько вариантов использования нашего логопедического пособия «ДАВАЙ

Уважаемые коллеги! Мы предложили лишь несколько вариантов использования нашего логопедического пособия «ДАВАЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2020