Использование дидактических игр на уроках в начальной школе, как средство активизации познавательной деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Оценка 4.8

Использование дидактических игр на уроках в начальной школе, как средство активизации познавательной деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Оценка 4.8
doc
19.12.2023
Использование дидактических игр на уроках в начальной школе, как средство активизации познавательной деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Использование дидактических игр как средство активизации познавательной деятельности.doc

 

 

Использование дидактических игр на уроках в начальной школе, как средство активизации познавательной деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

 

                                                         «Задача, конечно, не слишком простая:
                                           Играя учить и учиться играя.
                                                          Но если с учебой сложить развлеченье,
                                                       То праздником станет любое ученье!»

                                                                                                        В.А.Сухомлинский

  «В основу Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью                                 (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального раз­вития каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ни­ями), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».

Поэтому у каждого ребёнка должно сформироваться положительное отношение к учению. Однако существует опасность психологической перегрузки детей, которые обязаны усвоить большой объем информации. И только через игру они способны к активному усвоению знаний без ущерба своему здоровью. Поэтому актуальность темы не вызывает сомнений.

Цель игр, проводимых на уроках в начальной школе, - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

Как добиться, чтобы ребёнок с желанием и интересом изучал тот или иной предмет?

С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция. Ведущая деятельность из игровой превращается в учебную, и основным видом его деятельности должно стать учение. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников с умственной отсталостью: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого учебная деятельность школьника должна быть пронизана играми и игровыми моментами.

В.А.Сухомлинский писал:

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 

По мнению А.С.Макаренко «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре»

  Потребность в игре занимает значительное место в годы обучения в начальной школе и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться и средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Вначале обучающихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать следующие цели:

-дидактические: расширение кругозора, применение знаний на практике, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие  учебных действий и   трудовых навыков;

-воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;

-развивающие: развитие  познавательного  интереса,  внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации;

- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению. 

На своих уроках использую  несколько групп дидактических игр,  активизирующих познавательную деятельность обучающихся.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

III группа игр, которая используется как средство развития

познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.

Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать,

распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее

составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится

непреднамеренно, непроизвольно, играя.

IV группа игр – трудовые, технические, конструкторские.

Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа  игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Л.С. Выготский настаивал на ведущей роли взрослого в игре ребенка. Он указывал на необходимость помощи ребенку в решении проблем, возникающих в "зоне ближайшего развития", что имеет обучающее значение. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

При использовании на уроках  развивающих игр следует помнить о требованиях к их  проведению.

 

Требования к проведению игры:

·       Должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех обучающихся на достижение игровых целей.

·       Включенность каждого.

·       Возможность действия для каждого ученика.

·       Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.

·       Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).

·       Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.

·       Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.

·       Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, решаемыми нами, педагогами

 

К. Д. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка. «Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека».

Осуществляя образовательную задачу необходимо помнить, что игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

 

Организация и проведение игры.

Перед тем как начать игру, сообщаю, на каком материале она будет проводиться, предупреждаю о возможных затруднениях, с помощью вопросов выясняю понимание школьниками материала, на котором построена игра. Далее  сообщаю задачу, объясняю правила игры, показываю образец игрового действия. Нельзя начинать игру, не убедившись, что ученики поняли, что надо делать и что от них требуется. В процессе игры помогаю при затруднениях, иногда подсказываю  наводящими вопросами решение, направляю действия играющих.

На уроках стараюсь на каждом этапе урока активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению, используя различные дидактические игры и  задания творческого характера (мини-сочинения, предметные рисунки, уроки-конкурсы, уроки-представления, уроки-путешествия). Широко применяются и дают очень хорошие результаты

уроки – путешествия: в «Математическую сказку» или «Заколдованный лес», в «Страну правописания», «Мир звуков и букв», на «Таинственный остров», «Неизвестную планету» и т.д., которым может быть посвящен урок или серия уроков в значительной степени повышает интерес детей к той или иной предметной области. В целом активизируется их умственная, речевая, творческая деятельность. Происходит влияние на эффективность формирования широких познавательных мотивов.

На разных этапах урока:   в начале урока –при проверке домашнего задания. В основной части урока:  для  введения в тему урока и  для закрепления нового материала применяю  игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагаю найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры в значительной степени повышающие интерес детей к той или иной предметной области, неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.

Так на уроке русского языка в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданную орфограмму. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.

При проведении рока русского языка  во 2 классе по теме «Гласные и согласные звуки и буквы»  играем в «Разноцветные буквы».

Цель: закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации, развитие внимания, зрительного восприятия, устной речи,

Обучающимся  предлагается для рассмотрения таблица 7х7 клеток, где в клетках разными цветами изображены гласные и согласные буквы (использовано от 3 до 5 цветов).

Задание: Найти гласные буквы. Сколько их?

Сколько согласных, обозначенных синим цветом, зеленым?

 Ответ дети показывают, молча, подняв карточку с соответствующей цифрой. Тот, кто правильно показал первым, получает жетон и показывает найденные буквы указкой в таблице, а остальные хором проговаривают звуки вместе с ним. Выигрывает тот, кто наберет больше жетонов.

Например:

На уроке «Мир природы и человека»  при изучении темы «Лесные опасности» совершаем путешествие в лес на грибную поляну вместе с Мудрой Совой, отгадываем загадки про грибы, выясняем какие грибы съедобные, какие ядовитые, слушаем советы Мудрой Совы и помогаем разобрать грибы в лукошке.

Особое место в моей работе отводится занимательному математическому материалу -  дидактические игры с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, сотами Кайе.

На этапе проведения физминутки  можно использовать

·         дидактическую игру «Эхо».

1) Учитель говорит фразу, строку из стихотворения, строку из правила, делая хлопки в определенном темпе.

2) Дети по рядам или всем классом повторяют в том же темпе, с той же интонацией, с теми же логическими ударениями.

Одновременность - высокий показатель согласованности действий в классе.

·         игру – разминку «Руки-ноги»

1) Один хлопок - команда рукам (их надо поднять или опустить). Два хлопка - команда ногам (нужно сесть или встать)

2) Сигналы подаются сначала в медленном темпе, а потом в быстром. Задание уясняется на ходу, идет моментальное включение.

·        «Заводные человечки»

Это заводные человечки. Они делают зарядку. Каждая поза имеет свой номер. Ученики, глядя на схему, повторяют позы несколько раз по порядку номеров. Потом учитель называет номера вразброс, а дети повторяют позы по названным схемам.

 

Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю следующие дидактические игры: кроссворды, сканворды, ребусы.

 Использование же на уроках ролевых игр даёт возможность не только развивать познавательную активность, закреплять полученные знания по предмету,  но и проявлять такие качества, как честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку.

 В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по определенным правилам. В ходе игры дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У обучающихся развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Сюжетно-ролевая игра, наряду с развитием познавательного интереса, чувства ответственности, коллективизма, формирует навыки самоконтроля и самооценки.

В течение урока одни дети исполняют  роль учителя, другие – учеников. Первые - ставят задачу, вторые – её решают.

 Подобные игры реализуются в парной, групповой и коллективной работе. Например, на уроке математики в 3 классе используется игра «Передал – садись». Учащиеся передают друг другу волшебную палочку, задавая при этом примеры из таблицы умножения. Если ребёнок ответил правильно, то он может передать палочку следующему, задав ему пример, и так по цепочке.

Во многих дидактических играх, таких как «Набери число», «Кто быстрее», «Лесенка», «Не зевай», «Ромашка» заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.

Занимательные вопросы, задачи-шутки, загадки – перевёртыши, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

  Применение дидактических игр на уроках позволяет вовлекать в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Обучающийся учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания. 
Таким образом,
дидактические игры, вызывая интерес к познанию, активизируют познавательную деятельность у умственно отсталых обучающихся, позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний.  Использование дидактических игр  позволяет учителю сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.

А что же  игра даёт детям?

·        Активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

·        Учит ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы «понарошку» в своем вымышленном мире

·        Позволяет  проявить или совершенствовать свои творческие навыки в

          создании необходимой игровой атрибутики.

·        Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает ребенок в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.

·         Порядок: система правил в игре абсолютна и несомненна.

·         Увлекает.

·        Сплачивает  коллектив.

·     Развивает воображение, поскольку оно необходимо для создания новых, ситуаций, правил игры.

·     Дает радость общения с единомышленниками.

·     Формирует  психологическую устойчивость.

·     Снимает уровень тревожности.

·     Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели, развивает познавательную активность.

 

Список используемой литературы

1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка:Вопросы психологии. - М., 1966.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

3. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной, Жарковой Т. - М., 2012.

4. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 2010.

5.  Гессен С. И. Основы педагогики введение в прикладную философию. - М.,“Школа-Пресс”, 1995.

6. Игра дошкольника /под редакцией С. Л. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1989 г.

7 .Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989 г.

8. Изучение личности дошкольника. /Сост. Лавровская И.В. Киров, Информационный центр, кафедра психологии КГПИ им. В.И.Ленина, 1991 г.

9. Макаренко А. С. Игра. -- Соч. М., 1957, т. IV.

10. Эльконин, Д. Б. Психология игры /Д.Б.Эльконин. -- М.:Педагогика, 1978г.

11. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок. – М.: Первое сентября, 2001

 

 

 


Использование дидактических игр на уроках в начальной школе, как средство активизации познавательной деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Использование дидактических игр на уроках в начальной школе, как средство активизации познавательной деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

По мнению А.С.Макаренко «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет

По мнению А.С.Макаренко «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет

Трудовая активность вызывает активность познавательную

Трудовая активность вызывает активность познавательную

Осуществляя образовательную задачу необходимо помнить, что игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения

Осуществляя образовательную задачу необходимо помнить, что игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения

Цель: закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации, развитие внимания, зрительного восприятия, устной речи,

Цель: закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации, развитие внимания, зрительного восприятия, устной речи,

В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т

В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т

Порядок: система правил в игре абсолютна и несомненна

Порядок: система правил в игре абсолютна и несомненна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2023