Использование дыхательных и релаксационных техник в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности

  • doc
  • 18.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала исп.дыхательных и релаксационных техник в здор.сб..doc

Использование дыхательных и релаксационных техник

в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности

 

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. Понимая важность  проблемы, каждому педагогическому коллективу ДОУ необходимо осуществлять поиск средств, методов и приемов  сохранения здоровья детей  и повышения уровня их культуры здоровья.

При этом результат работы по здоровьесбережению не сводится к сумме усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а определяется способностью ребенка осуществлять здоровый стиль поведения.  Поэтому одной из основных задач каждого дошкольного учреждения является задача воспитания здорового ребенка с учетом психофизиологических принципов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также разработка и внедрение в практику здоровьесберегающих технологий, формирование у  ребенка потребности в здоровом образе жизни.

Технология – это системный метод создания, применения и обучения процесса обучения и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Технология описывает систему работы человека как деятельность к достижению поставленной образовательной цели.

Здоровьесберегающие технологии – система педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения к своему здоровью.

Здоровьесберегающие педагогические технологии:

  • технологическая основа здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем XXI века;
  • совокупность приемов, форм и методов образования, воспитания и развития дошкольников без ущерба для их здоровья;

·         качественная характеристика любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье детей и педагогов.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность многих из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к решению проблем здоровьесбережения + постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья и детей, и педагогов, то говорят, что образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям.

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) появилось  в педагогическом законе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствует об искаженном понимании термина «здоровьесберегающие образовательные технологии», примитивных представлениях и содержании работы, которую должны проводить образовательные учреждения для осуществления своей важнейшей задачи – сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

По-разному понимают этот термин и педагоги образовательных учреждений. Некоторые считают, что ЗОТ – это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим.

Другой вариант понимания можно обозначить как «мифологизацию представления о здоровьесберегающих технологиях»: будто когда-нибудь в образовательных учреждениях появится невиданная технология, обладающая чудодейственной эффективностью. Но нужно четко различать, что, например, наличие правильно оформленного фитобара – это элемент здоровьесберегающего пространства и здоровьесберегающей технологии, а чистота и порядок в туалетах – это просто санитарно-гигиеническое состояние; открытый в ДОУ кабинет физиотерапии – это компонент здоровьесберегающего пространства и технологии оздоровления, а используемые воспитателями приемы закаливания у дошкольников – это повседневная, общеизвестная работа детского сада и т.д.

Нет какой-то одной единственной уникальной образовательной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог медицинский работник – ребенок); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет образовательным областям «Физическая культура», «Здоровье»); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Но только благодаря комплексному подходу к образованию дошкольников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья детей.

При этом задача дошкольного образовательного учреждения – не «дотянуть» ребенка до школы, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить его к дальнейшей самостоятельной, в том числе школьной жизни, создав предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье играет здесь не последнюю роль.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения, навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 3 группы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Технологии терапевтического воздействия в организованных формах обучения.

Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий:

1.      Принцип «Не навреди!».

2.      Принцип сознательности и активности.

3.      Принцип непрерывности здоровьесберегающего образовательного процесса.

4.      Принцип систематичности и последовательности.

5.      Принцип доступности и индивидуальности.

6.      Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.

7.      Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

8.      Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий.

9.      Принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего образовательного процесса.

Средства здоровьесберегающих образовательных технологий:

1.      Средства двигательной направленности:

·         элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);

·         физические упражнения;

·         физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.

2.      Оздоровительные силы природы:

·         солнечные и воздушные ванны;

·         водные процедуры;

·         фитотерапия;

·         ингаляции и др.

3.      Гигиенические факторы:

·         выполнение санитарно-гигиенических требований;

·         личная и общественная гигиена;

·         проветривание и влажная уборка помещений;

·         соблюдение режима дня и др.

Формы образовательной деятельности в системе здоровьесберегающих образовательных технологий:

·         с использованием профилактических методик;

·         с применением функциональной музыки;

·         с чередованием высокой и низкой двигательной активности;

·         с проведением оздоровительных мероприятий;

·         с использованием элементов здоровьесберегающей среды и др.

Методы и приемы как компоненты

здоровьесберегающих образовательных технологий:

1.      Методы здоровьесберегающих технологий:

·         игровой метод;

·         практический метод;

·         соревновательный метод;

·         моделирующий метод и др.

2.      Приемы здоровьесберегающих технологий:

·         защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);

·         компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж и др.);

·         стимулирующие (приемы закаливания, психотерапии, фитотерапии);

·         информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам и др.).

Рассмотрим две здоровьесберегающие технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников – релаксационные и дыхательные техники, которые необходимо включать в образовательный процесс в ДОУ.