Использование дыхательных и релаксационных техник
в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. Понимая важность проблемы, каждому педагогическому коллективу ДОУ необходимо осуществлять поиск средств, методов и приемов сохранения здоровья детей и повышения уровня их культуры здоровья.
При этом результат работы по здоровьесбережению не сводится к сумме усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а определяется способностью ребенка осуществлять здоровый стиль поведения. Поэтому одной из основных задач каждого дошкольного учреждения является задача воспитания здорового ребенка с учетом психофизиологических принципов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также разработка и внедрение в практику здоровьесберегающих технологий, формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
Технология – это системный метод создания, применения и обучения процесса обучения и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Технология описывает систему работы человека как деятельность к достижению поставленной образовательной цели.
Здоровьесберегающие технологии – система педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения к своему здоровью.
Здоровьесберегающие педагогические технологии:
· качественная характеристика любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье детей и педагогов.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность многих из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к решению проблем здоровьесбережения + постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья и детей, и педагогов, то говорят, что образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям.
Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) появилось в педагогическом законе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствует об искаженном понимании термина «здоровьесберегающие образовательные технологии», примитивных представлениях и содержании работы, которую должны проводить образовательные учреждения для осуществления своей важнейшей задачи – сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
По-разному понимают этот термин и педагоги образовательных учреждений. Некоторые считают, что ЗОТ – это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим.
Другой вариант понимания можно обозначить как «мифологизацию представления о здоровьесберегающих технологиях»: будто когда-нибудь в образовательных учреждениях появится невиданная технология, обладающая чудодейственной эффективностью. Но нужно четко различать, что, например, наличие правильно оформленного фитобара – это элемент здоровьесберегающего пространства и здоровьесберегающей технологии, а чистота и порядок в туалетах – это просто санитарно-гигиеническое состояние; открытый в ДОУ кабинет физиотерапии – это компонент здоровьесберегающего пространства и технологии оздоровления, а используемые воспитателями приемы закаливания у дошкольников – это повседневная, общеизвестная работа детского сада и т.д.
Нет какой-то одной единственной уникальной образовательной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог медицинский работник – ребенок); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет образовательным областям «Физическая культура», «Здоровье»); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Но только благодаря комплексному подходу к образованию дошкольников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья детей.
При этом задача дошкольного образовательного учреждения – не «дотянуть» ребенка до школы, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить его к дальнейшей самостоятельной, в том числе школьной жизни, создав предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье играет здесь не последнюю роль.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения, навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 3 группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Технологии терапевтического воздействия в организованных формах обучения.
Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий:
1. Принцип «Не навреди!».
2. Принцип сознательности и активности.
3. Принцип непрерывности здоровьесберегающего образовательного процесса.
4. Принцип систематичности и последовательности.
5. Принцип доступности и индивидуальности.
6. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.
7. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
8. Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий.
9. Принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего образовательного процесса.
Средства здоровьесберегающих образовательных технологий:
1. Средства двигательной направленности:
· элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);
· физические упражнения;
· физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.
2. Оздоровительные силы природы:
· солнечные и воздушные ванны;
· водные процедуры;
· фитотерапия;
· ингаляции и др.
3. Гигиенические факторы:
· выполнение санитарно-гигиенических требований;
· личная и общественная гигиена;
· проветривание и влажная уборка помещений;
· соблюдение режима дня и др.
Формы образовательной деятельности в системе здоровьесберегающих образовательных технологий:
· с использованием профилактических методик;
· с применением функциональной музыки;
· с чередованием высокой и низкой двигательной активности;
· с проведением оздоровительных мероприятий;
· с использованием элементов здоровьесберегающей среды и др.
Методы и приемы как компоненты
здоровьесберегающих образовательных технологий:
1. Методы здоровьесберегающих технологий:
· игровой метод;
· практический метод;
· соревновательный метод;
· моделирующий метод и др.
2. Приемы здоровьесберегающих технологий:
· защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
· компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж и др.);
· стимулирующие (приемы закаливания, психотерапии, фитотерапии);
· информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам и др.).
Рассмотрим две здоровьесберегающие технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников – релаксационные и дыхательные техники, которые необходимо включать в образовательный процесс в ДОУ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.