ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНЫХ ПРИЕМОВ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время особо остро стоит вопрос о формировании у
ребенка
нравственных
качеств, которые могли бы помочь ему в дальнейшем реализовать свои возможности,
быть полезным для общества и для своих близких. Эта важная цель,
которая может быть достигнута только благодаря взаимодействию родителей и
педагогов.
Отдавая
ребенка в дошкольное образовательное учреждение, родители
зачастую
сразу ограничивают свое воспитательное воздействие. Это связано с плотным
трудовым графиком, ограниченностью во времени, проблемами семейного характера,
иногда, нежеланием проводить время с ребенком, возлагая ответственность
за воспитание на ДОУ, заменой времени общения с детьми на современные
гаджеты и т.п. Между тем, именно в дошкольный возраст «сенситивен» не только
для развития познавательных процессов и речи, но и для закладывания «фундамента
личностных качеств и моральных установок», так необходимых и значимых для
успешной реализации в современном обществе.
Б.Кригер
утверждает: «нет ничего хуже, чем воспитывать детей в однобоком ключе: таким
ключом не открывается ни одна дверь в этом мире, полном
замков
и запоров» [4]. Действительно, современное общество зачастую оказывается
жестоким, на первый план выступают такие качества, как жадность, зависть,
лицемерие, наглость и т.д. Добродетель, милосердие, сострадание, честность,
открытость становится не актуальными, далекими для людей. А ведь, мы вместе
воспитываем подрастающее поколение, новое общество. А. С. Макаренко говорил,
«рождение ребенка – это очень важный шаг в жизни каждого человека. Воспитывая
детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны,
а значит – и историю мира» [2; 110]. Только мы несем полную ответственность
за будущее своих детей и будущее страны, за здоровое общество.
Современные
дети имеют «клиповое мышление», они мыслят быстрыми
образами,
часто не способны осознавать причины и не думают о последствиях совершенных
поступков [3; 246].Дети фокусирует внимание только на формулировках и общих
понятиях, не утруждая себя пониманием и извлечением главного, у
них снижается или совсем утрачивается способность к аналитическому мышлению и
осознанию ценности хороших поступков. Поэтому важно, использовать
такие приемы и методы работы, которые помогут детям научиться образцовому
поведению, быстрому и позитивному мышлению.
В
педагогике принято выделять три группы методов нравственного воспитания детей:
1.
Методы формирования навыков и привычек поведения. Обеспечивают
накопление
у ребенка практического опыта поведения в обществе.
2.
Методы формирования нравственных представлений, суждений и
оценок.
Формирование у детей правильных оценок поведения окружающих
способствует
превращению моральных установок в мотивы поведения.
3.
Методы коррекции поведения. Это вспомогательная группа методов,
которая
заключается в применении поощрения и наказания за результат
поведения
ребенка [1; 54].
Реализация
данных методов нравственного воспитания возможна через
использование:
-
Чтения и обсуждения сказок, викторин по их содержанию, пересказов с
опорой
на картинки и схемы и т. д.
-
Работу по театрализованной деятельности в ДОУ.
-
Тематических игр. Важно использовать сюжетно-ролевую игру, в которой дети
учатся «примерять» на себя нравственные качества, эталоны поведения и тем самым
формировать свои собственные моральные убеждения. Тем
более,
что она является ведущим типом деятельности в этом возрасте.
-
Рассматривание картин и видеофильмов, их обсуждение.
-
Изобразительное творчество.
-
Различные формы общения с природой (экскурсии, опыты, наблюдения)
и
др.
Среди
перечисленных методов и приемов нравственного воспитания педагогу важно выбрать
наиболее эффективные и актуальные для современных детей с новым
мышлением. Чтобы добиться максимальных успехов, при реализации данной задачи
одним из ключевых звеньев является вовлечение в работу родителей,
главных участников воспитательного процесса в семье и в образовательном
учреждении.
Полагаясь
на данное суждение, мы стали использовать группу приемов в
долгосрочном
проекте «Если добрый ты...», в ходе осуществления которого родители и дети
являлись главными участниками, так происходило активное сотрудничество в
триаде: дети – педагог – родители.
Все
чаще мы стали наблюдать, как дети становятся озлобленными, не
умеют
делиться, становятся обидчивыми и раздражительными. В групповых
играх
дети испытывают трудности в поддержании контакта, иногда стеснение.
В
беседе с родителями выяснилось, что они редко играют, читают книги и смотрят
фильмы с нравственным содержанием. Зачастую времяпрепровождение в семье
ограничивается просмотром мультфильмов по выбору ребенка, прогулками без
тематики и общением с друзьями по интересам родителей.
В
связи с этим, мы активно стали искать и апробировать наиболее эффективные
приемы с активным вовлечением родителей.
Основной
целью мы выбрали ознакомление с положительными личностными характеристиками,
применение их при взаимоотношениях с людьми:
доброта,
щедрость, открытость, сострадание, честность.
Родителям
совместно с детьми предлагалось вспомнить семейные традиции. Известно, что
семейные традиции, которые прививаются ребенку, остаются с ним на всю жизни и
являются примером нравственности. Это не только
совместные
праздники и развлечения, но и элементарные правила поведения,
правила
этикета и т. д. Семьям предлагалось подготовить фотоотчет о традициях в виде
коллажа, создать собственную мини книгу или коллаж. Дети и родители активно
принимали участие, объединялись в микро группы, обменивались идеями,
получили положительные эмоции.
Была
создана рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста
«Твори
добро», в которой представлены традиции семей по привлечению к выполнению
добрых поступков «покорми животное», «поделись конфеткой» «самое доброе слово
для мамы…», «я помощница», «отвечу честно» и др.
Также,
мы отметили, что дети любят слушать сказки и предложили ребятам с родителями
подготовить рисунки к сказке, которую сами сочинили в
группе.
Впоследствии тетрадь была издана, и все получили положительный
опыт
от ее прочтения, дети на примерах поступков главных героев учились делать друг
другу добро, приходить на помощь другу, быть честным и открытым.
В
нашем коллективе принято делиться впечатлениями и обмениваться
идеями
о каждом выполненном этапе проекта, поэтому мы создали «сундучок желаний». Это
объемный конверт в виде почтового ящика, куда родители совместно с детьми
кладут свои пожелания и делятся добрыми воспоминаниями, так мы вводим
правило говорить друг другу хорошие слова, открыто обсуждать общие
проблемы и оказывать помощь друг другу.
Таким
образом, можно сделать вывод, что работа по воспитанию нравственных начал у
дошкольников должна вестись еще с раннего дошкольного возраста, так
ребята научатся быть добрыми, честными и справедливыми. Эти нравственные
качества так редки в современном мире, но заслуживают большого внимания и
работы над их формированием.
Список литературы:
1.
Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студентов пед. учеб.
заведений
[Текст] / С. А. Козлова, Т.А. Куликова.- М. изд-во: «Академия». 2001. - 416 с.
2.
Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т. А.
Куликова.
- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
3.
Психология человека в современном мире. Том 5. Личность и группа в условиях
социальных
изменений (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции,
посвященной
120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / под
ред.
А. Л. Журавлева. - М.: Изд-во Институт психологии РАН», 2009. - 400 с.
4.
Мудрые высказывания о воспитании детей [Электронный документ]. - Режим
доступа:
https://aforizmi-i-citati.ru/o-detyax/1972-mudrye-vyskazyvaniya-o-vospitanii-detej.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.