ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРИЕМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРИЕМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Оценка 4.6
docx
03.10.2023
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРИЕМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья.docx

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРИЕМОВ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время особо остро стоит вопрос о формировании у ребенка
нравственных качеств, которые могли бы помочь ему в дальнейшем реализовать свои возможности, быть полезным для общества и для своих близких. Эта важная цель, которая может быть достигнута только благодаря взаимодействию родителей и педагогов.
Отдавая ребенка в дошкольное образовательное учреждение, родители
зачастую сразу ограничивают свое воспитательное воздействие. Это связано с плотным трудовым графиком, ограниченностью во времени, проблемами семейного характера, иногда, нежеланием проводить время с ребенком, возлагая ответственность за воспитание на ДОУ, заменой времени общения с детьми на современные гаджеты и т.п. Между тем, именно в дошкольный возраст «сенситивен» не только для развития познавательных процессов и речи, но и для закладывания «фундамента личностных качеств и моральных установок», так необходимых и значимых для успешной реализации в современном обществе.
Б.Кригер утверждает: «нет ничего хуже, чем воспитывать детей в однобоком ключе: таким ключом не открывается ни одна дверь в этом мире, полном
замков и запоров» [4]. Действительно, современное общество зачастую оказывается жестоким, на первый план выступают такие качества, как жадность, зависть, лицемерие, наглость и т.д. Добродетель, милосердие, сострадание, честность, открытость становится не актуальными, далекими для людей. А ведь, мы вместе воспитываем подрастающее поколение, новое общество. А. С. Макаренко говорил, «рождение ребенка – это очень важный шаг в жизни каждого человека. Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит – и историю мира» [2; 110]. Только мы несем полную ответственность за будущее своих детей и будущее страны, за здоровое общество.
Современные дети имеют «клиповое мышление», они мыслят быстрыми
образами, часто не способны осознавать причины и не думают о последствиях совершенных поступков [3; 246].Дети фокусирует внимание только на формулировках и общих понятиях, не утруждая себя пониманием и извлечением главного, у них снижается или совсем утрачивается способность к аналитическому мышлению и осознанию ценности хороших поступков. Поэтому важно, использовать такие приемы и методы работы, которые помогут детям научиться образцовому поведению, быстрому и позитивному мышлению.

В педагогике принято выделять три группы методов нравственного воспитания детей:
1. Методы формирования навыков и привычек поведения. Обеспечивают
накопление у ребенка практического опыта поведения в обществе.
2. Методы формирования нравственных представлений, суждений и
оценок. Формирование у детей правильных оценок поведения окружающих
способствует превращению моральных установок в мотивы поведения.
3. Методы коррекции поведения. Это вспомогательная группа методов,
которая заключается в применении поощрения и наказания за результат
поведения ребенка [1; 54].
Реализация данных методов нравственного воспитания возможна через
использование:
- Чтения и обсуждения сказок, викторин по их содержанию, пересказов с
опорой на картинки и схемы и т. д.
- Работу по театрализованной деятельности в ДОУ.
- Тематических игр. Важно использовать сюжетно-ролевую игру, в которой дети учатся «примерять» на себя нравственные качества, эталоны поведения и тем самым формировать свои собственные моральные убеждения. Тем
более, что она является ведущим типом деятельности в этом возрасте.
- Рассматривание картин и видеофильмов, их обсуждение.
- Изобразительное творчество.
- Различные формы общения с природой (экскурсии, опыты, наблюдения)
и др.
Среди перечисленных методов и приемов нравственного воспитания педагогу важно выбрать наиболее эффективные и актуальные для современных детей с новым мышлением. Чтобы добиться максимальных успехов, при реализации данной задачи одним из ключевых звеньев является вовлечение в работу родителей, главных участников воспитательного процесса в семье и в образовательном учреждении.
Полагаясь на данное суждение, мы стали использовать группу приемов в
долгосрочном проекте «Если добрый ты...», в ходе осуществления которого родители и дети являлись главными участниками, так происходило активное сотрудничество в триаде: дети – педагог – родители.
Все чаще мы стали наблюдать, как дети становятся озлобленными, не
умеют делиться, становятся обидчивыми и раздражительными. В групповых
играх дети испытывают трудности в поддержании контакта, иногда стеснение.
В беседе с родителями выяснилось, что они редко играют, читают книги и смотрят фильмы с нравственным содержанием. Зачастую времяпрепровождение в семье ограничивается просмотром мультфильмов по выбору ребенка, прогулками без тематики и общением с друзьями по интересам родителей.
В связи с этим, мы активно стали искать и апробировать наиболее эффективные приемы с активным вовлечением родителей.
Основной целью мы выбрали ознакомление с положительными личностными характеристиками, применение их при взаимоотношениях с людьми:
доброта, щедрость, открытость, сострадание, честность.
Родителям совместно с детьми предлагалось вспомнить семейные традиции. Известно, что семейные традиции, которые прививаются ребенку, остаются с ним на всю жизни и являются примером нравственности. Это не только
совместные праздники и развлечения, но и элементарные правила поведения,
правила этикета и т. д. Семьям предлагалось подготовить фотоотчет о традициях в виде коллажа, создать собственную мини книгу или коллаж. Дети и родители активно принимали участие, объединялись в микро группы, обменивались идеями, получили положительные эмоции.
Была создана рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста
«Твори добро», в которой представлены традиции семей по привлечению к выполнению добрых поступков «покорми животное», «поделись конфеткой» «самое доброе слово для мамы…», «я помощница», «отвечу честно» и др.
Также, мы отметили, что дети любят слушать сказки и предложили ребятам с родителями подготовить рисунки к сказке, которую сами сочинили в
группе. Впоследствии тетрадь была издана, и все получили положительный
опыт от ее прочтения, дети на примерах поступков главных героев учились делать друг другу добро, приходить на помощь другу, быть честным и открытым.
В нашем коллективе принято делиться впечатлениями и обмениваться
идеями о каждом выполненном этапе проекта, поэтому мы создали «сундучок желаний». Это объемный конверт в виде почтового ящика, куда родители совместно с детьми кладут свои пожелания и делятся добрыми воспоминаниями, так мы вводим правило говорить друг другу хорошие слова, открыто обсуждать общие проблемы и оказывать помощь друг другу.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа по воспитанию нравственных начал у дошкольников должна вестись еще с раннего дошкольного возраста, так ребята научатся быть добрыми, честными и справедливыми. Эти нравственные качества так редки в современном мире, но заслуживают большого внимания и работы над их формированием.

Список литературы:
1. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студентов пед. учеб.
заведений [Текст] / С. А. Козлова, Т.А. Куликова.- М. изд-во: «Академия». 2001. - 416 с.
2. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т. А.
Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
3. Психология человека в современном мире. Том 5. Личность и группа в условиях
социальных изменений (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции,
посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / под
ред. А. Л. Журавлева. - М.: Изд-во Институт психологии РАН», 2009. - 400 с.
4. Мудрые высказывания о воспитании детей [Электронный документ]. - Режим
доступа: https://aforizmi-i-citati.ru/o-detyax/1972-mudrye-vyskazyvaniya-o-vospitanii-detej.html


 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРИЕМОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРИЕМОВ

В педагогике принято выделять три группы методов нравственного воспитания детей: 1

В педагогике принято выделять три группы методов нравственного воспитания детей: 1

В связи с этим, мы активно стали искать и апробировать наиболее эффективные приемы с активным вовлечением родителей

В связи с этим, мы активно стали искать и апробировать наиболее эффективные приемы с активным вовлечением родителей

С. Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г

С. Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2023