Использование электронно-образовательных ресурсов на уроках английского языка для формирования ключевых компетенций учащихся в условиях Крайнего севера
Мы живём в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Никого уже не удивляет, что с помощью ЭОР можно выучить иностранный язык, можно побывать в крупнейших музеях различных стран мира, не выходя из дома. (Слайд) Дистанционно проводятся предметные курсы и олимпиады (особенно актуально это для нас, жителей территории, приравненной к Крайнему Северу. В этом учебном году впервые в нашем округе Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников проводится в дистанционной форме. Пока только по 9-ти предметам…
(Слайд) Своим педагогическим кредо считаю следующие слова: «… главная задача учителя в том, чтобы привить ученикам интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими.», что тесно переплетается с моим девизом по жизни
«В любых делах при максимуме сложностей
Подход к проблеме все-таки один:
Желанье — это множество возможностей,
А нежеланье — множество причин.»
Э.Асадов
Актуальность использования электронной образовательной среды и создания самостоятельных электронных образовательных ресурсов для формирования ключевых компетенций учащихся заключается в следующем (Слайд):
Построение электронной образовательной среды (ЭОС) в России поддерживается государственными инициативами по модернизации образовательного процесса. Дополнительный стимул для ускоренного развития ИКТ в образовании дали Федеральные программы.
(Слайд) Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:
• научиться познавать;
• научиться делать;
• научиться жить вместе;
• научиться жить”
Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + +критичность мышления
(слайд) На 1-ом съезде учителей Ханты-Мансиийского округа в 2015 году российский психолог, политик и учёный Александр Асмолов подчеркнул, что сегодня педагоги просто обязаны двигаться в ногу со временем. : «…нам нужно расширение программ, разнообразие средств обучения. В этом смысле электронные образовательные ресурсы разной направленности помогают расширить диапазон вариативности. Что это значит? Возможность обучения по своей индивидуальной программе, "дороге" развития. ЭОР, как и учебники, - одно из уникальных культурных средств овладения реальностью в тех или иных образовательных областях». Его идеи были положены в основу моего дальнейшего профессионального развития: формирование ключевых компетенций учащихся через использование ЭОР. Существует очень много разных классификаций ключевых компетенций. Лично мне близка и понятна классификация А.В.Хуторского: (слайд)
Несмотря на наличие огромного количества бесплатных электронных образовательных ресурсов, в практической деятельности каждого учителя возникают ситуации, когда готовый ресурс не всегда отражает задуманное: хочется применить свою методическую идею урока, по-другому представить его технически, разработать материал для конкретной группы учащихся, учитывая их индивидуальные запросы. Именно поэтому необходимы навыки самостоятельного создания ЭОР, чем я и занимаюсь.
Работая в современной школе, реализуя ФГОС НОО и ООО на практике, сталкиваюсь с некоторыми проблемами, решать которые мне помогают ЭОР.
Проблема 1: (слайд)
с учётом суровых погодных условий в зимний период в нашем регионе, когда учащиеся не могут получить качественное обучение в личном сотрудничестве с учителем, и карантинных периодов, когда дети вынуждены не посещать учебные заведения в период эпидемиологических заболеваний. А программный материал должен быть пройден полностью, без потери качества обучения. Дистанционное обучение – одно из эффективных решений данной проблемы.
С помощью программы iSpring (Слайд) с целью повышения качества обучения мною разработаны презентации, конвертированные в обучающие флэш-ролики. Вот один из созданных мною курсов.
Детям очень нравятся и интерактивные книги с заданиями по прочитанному(слайд)
Для приучения учащихся к работе с современными программами, для развития навыков саморегуляции, самоконтроля и самокоррекции мной (Слайд) были созданы тесты на моём персональном сайте, выполняя которые учащиеся могут сразу получить результат выполнения работы. Это удовлетворяет их интерес, экономит время учителя. А тесты, составленные в Гугл форме, (слайд) показывают не только конечную отметку, но и отчёт о совершённых ошибках. Таким образом, изучив свои ошибки и повторив правила, ребята могут пройти тест еще раз для самокоррекции.
Трудно переоценить роль дистанционного обучения при
ü обучении детей со специальными образовательными потребностями,
ü обучение детей, пропускающих уроки по болезни, проходящих обучение в экстернате и т.д.
ДО может также использоваться
ü при организации факультативов, курсов по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ и т.д.
Проблема 2: (Слайд) Короткий световой день, удалённость мест жительства учащихся от учебного заведения, а учебный день талантливых, творческих детей бывает часто расписан по часам, а иногда свободное от учёбы время учащихся не совпадает со свободным от работы временем учителя. В связи с этим у некоторых способных ребят нет возможности посещать дополнительные занятия, кружки. Внеурочная деятельность, дополнительное образование по предмету с использованием ЭОС – прекрасная возможность для учащихся реализовать свои творческие возможности, развить ИКТ компетенции, улучшить свои знания по предмету.
Два года я работала с учащимися 9, 10 класса над созданием английской он-лайн газеты “The English Times”. (Слайд) Мы создавали и редактировали материалы для очередного номера газеты в режиме реального времени, пользуясь сервисом Google Документ, верстали выпуск в Microsoft Publisher. Добавляли в газету обучающие видео-ролики с YouTube, создавали опросы в Google Формах. Кроме этого, члены нашей редколлегии брали интервью у мэра города, директора и преподавателей гимназии, размещали полезные ссылки для самостоятельного изучения английского языка, для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, ссылки на дистанционные творческие олимпиады и конкурсы по иностранным языкам, рассказы для чтения для младших классов, освещали победы и достижения наших учащихся по иностранным языкам и многое другое.
Наш специальный выпуск, приуроченный к юбилею города Нягань, занял 1 место в муниципальном фестивале проектов в 2015году.
В рамках ГМО учителей иностранного языка я инициировала организацию и проведение сетевых проектов по английскому языку для решения задачи государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы: создание современных условий обучения, развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций и электронного обучения. (Слайд) В 2014-2015 уч.году успешное начало положил муниципальный сетевой проект «Помним, гордимся, скорбим», второй проект в 2015-2016 у.г. – «Волшебный мир Литературы», посвящённый году литературы и недавно завершившийся проект - «Синема Арт», посвящённый году отечественного кино. В результате работы (Слайд) учащиеся и их руководители научились создавать интерактивные стенгазеты в wiki-walls, мультимедийные открытки в playcast, создавать видеоролики и размещать их в YouTube, составлять викторины и тетсты в Google форме, работать с Google презентацией в режиме он-лайн.
Сетевые проекты пользуются популярностью и вызывают интерес учащихся города и преподавателей. (Слайд)
В перспективе – организация сетевого проекта на региональном уровне.
Проблема 3: (Слайд) В связи с удалённостью северных городов от крупных культурных российских и мировых центров и недостаточным количеством местных культурных центров, многие учащиеся не имеют возможности посещать концертные залы, национальные галереи искусства, музеи.
И снова решить эту проблему помогают ЭОР: (Слайд) виртуальные экскурсии с видео сопровождением, электронные образовательные ресурсы British Council Learning - единственные средства попутешествовать по филармоническим залам, художественным галереям, посетить современные выставки в нашей стране и за рубежом. Британский Совет является общепризнанным экспертом в области обучения английскому языку; размещенные на его сайте материалы, созданные профессиональными преподавателями и носителями языка из Великобритании, представляют собой образцы современного «живого» языка и современных подходов к обучению АЯ.
(Слайд) Некоторые сервисы позволяют даже создать свою собственную виртуальную галерею тем ребятам, которые увлечены рисованием, фотографией, моделированием.
Две мои ученицы, которые увлечены фотографией и живописью, работают над оформлением своей виртуальной выставкой и весной мы запланировали пробное виртуальное путешествие по их галерее.
(Слайд) Преимущества:
ü углубление знаний по предмету английский язык, так как многие обучающие и вспомогательные сервисы - англоязычные,
ü создание условий для реализации творческих способностей одарённых детей,
ü развитие духовного мира учащихся.
Недостатки: пока очень немного музеев, галерей и библиотек в виртуальном формате, всё это пока в процессе разработки.
Проблема 4: (Слайд) Индивидуализация образовательного процесса. Для осуществления индивидуализированного подхода к обучению (Слайд) использую цифровые образовательные ресурсы 1)Единой коллекции образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) и 2) Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru/), 3) ЭОР, размещенные на сайте «Открытый класс" (http://www.openclass.ru/dig_resources).
(Слайд) Если все эти сервисы известны многим из вас, то программа Presentation Tube может заинтересовать вас с целью создания индивидуальной траектории обучения учащихся. С её помощью я создаю видеоуроки, которые очень нравятся моим ученикам. Так как, например, грамматический материал английского языка для многих очень сложен для понимания, а дома ребята могут еще раз прослушать, посмотреть, повторить изученный на уроке материал столько раз, сколько им необходимо.
(Слайд) А вот пример интерактивного плаката глога, который содержит и тексты, и аудио и видео файлы, и разнообразные задания.
Все эти средства помогают нам в работе и с одаренными учащимися при подготовке к олимпиадам как очным, так и дистанционным.
В прошлом году 4 моих учащихся стали победителями и призёрами на муниципальном этапе олимпиады по английскому языку . (Слайд)За победы, призовые места и участие учащихся в творческих дистанционных олимпиадах и марафонах моё имя было включено в сборник «Ими гордится Россия» Малой академией наук.
Перспективы. В планах на ближайшее будущее: (Слайд)
- организовать тематический сетевой проект на региональном уровне;
-освоить виртуальную обучающую среду Moodle для создания качественных он-лайн курсов;
Итак, подведём итоги. Анализируя свой опыт использования ЭОР на уроках и во внеурочной деятельности, можно с уверенностью сказать, что их использование активным образом способствует (Слайд) развитию ключевых компетенций:
· познание и опыт деятельности в в области национальной и общечеловеческой культуры;
· использование различных методов познания;
· владение приёмами решения учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях;
· владение современными средствами информации и информационными технологиями;
· знания языка, способов взаимодействия и с окружающими, и удаленными событиями и людьми;
· осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
И всё это компенсирует информационно-культурный дефицит северных городов.
В настоящий момент в распоряжении учителя английского языка имеется достаточно большой выбор как готовых цифровых образовательных ресурсов, разных по типу и содержанию, так и достаточное количество разнообразных средств и программ для создания собственных ЭОР.
Но всегда стоит помнить, что в погоне за модными тенденциями и инновациями не стоит терять и нажитый годами опыт и идеи известных педагогов и методистов. (Слайд) Не зря часто говорят: «Всё новое – это хорошо забытое старое». И тысячу раз прав Конфуций:
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.