«Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках математики».

«Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках математики».

docx
10.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

моя работа-2.docx

 

Древняя китайская мудрость гласит:

 «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,

 вовлеки меня – и я пойму».

 

Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации.

         В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с изменением содержания технологий обучения, которые должны соответствовать современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Развитие информационного общества, новых технологий в современном производстве, внедрение научных идей в школьную практику требуют особого внимания к проблемам государственной образовательной политики. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»  одним из главных направлений в обучении школьников определена ориентация на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, любознательного, активно и заинтересованно познающего мир, владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности.          Формированию выделенных качеств учащихся способствует предмет математика, так как на уроках школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные решения, получать новую информацию, обрабатывать ее, делать логические выводы.  Применение ЭОР позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность; дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становятся активными участниками урока. Самостоятельность реализуется в процессе деятельности и благодаря практике становится привычной формой поведения.

Таким образом, имеются противоречия:

 

между новыми требования общества, касающимися создания условий для развития личности и её самореализации и недостаточным механизмом удовлетворения данных запросов средствами традиционного обучения;

между необходимостью формирования познавательного интереса школьников к обучению математике, с одной стороны, и, с другой стороны, отсутствием научно обоснованных подходов к использованию ЭОР по математике как средства формирования познавательного интереса учащихся;

между большим количеством существующих компьютерных средств обучения  математике, с одной стороны, и, с другой стороны, отсутствием единой системы проектирования электронных образовательных ресурсов.

между необходимостью использования современных образовательных технологийи недостаточным уровнем владения педагогов этими технологиями.

Исходя из выше изложенного, поставлена проблема:

необходимость разработки системы работы с использованием ЭОР в условиях новых ФГОС

Цель работы: разработать систему работы с использованием ЭОР в условиях новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

Отсюда вытекают задачи:

·        изучить нормативно-правовые аспекты внедрения ЭОР в образовательный процесс;

·        Оценить технические возможности (наличие оборудования, режим работы кабинета информатики и т.п.);

·        Проанализировать особенности организации уроков с использование ЭОР;

·        Разработать электронный образовательный ресурс «Математика и ИКТ», направленный на формирование познавательного интереса школьников;

·        Обобщить педагогический опыт  на РМО учителей математики;

·        Повысить   свою квалификацию через курсовую подготовку и самообразование;

Ожидаемые результаты:

·        получение педагогами представления о типологии учебных цифровых и электронных образовательных ресурсов, об использовании ЦОР и ЭОР в учебном процессе;

·        развитие умения анализировать имеющиеся ЦОР и ЭОР с точки зрения возможности их использования на уроках математики разных типов;

·        развитие умения моделировать и проводить уроки математики различных типов с использованием ЦОР.

·        повышение качества обучения;

·        развитие навыка поиска информации в различных справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета;

·        обеспечить положительную мотивацию обучения;

·        проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

·        повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

·        обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Сущность деятельности

Для того чтобы достичь желаемых результатов необходимо правильно выстроить структуру своей работы по достижению  и в первую очередь понять с чем работать и как. Необходимо четкое представление о том, что такое ЭОР и их возможности.

 

Итак, что же такое электронные образовательные ресурсы для учителя и ученика.

         Во-первых, для учителя использование электронных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки к уроку.

Во-вторых, для ученика, предоставляются новые возможности для усвоения материала, его проверки, что развивает творческое, алгоритмическое мышление, формирует навыки самостоятельность, трудолюбия, ответственности.

Электронные образовательные ресурсы нового поколения – мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем.

Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети. Самые мощные и интересные для образования продукты – это мультимедийные ЭОР.

 

Классификация ЭОР:

Первый уровень – текстографические ЭОР, отличаются от обычных книг только способом предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Такие ресурсы очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

Второй уровень – текстографические ЭОР,  имеющие навигацию по тексту (гипертекст).

Третий уровень – ЭОР, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.

Четвёртый уровень – мультимедийные ЭОР, обеспечивающие возможность одновременного использования  текста, графики, фото, видео, анимации и звука.

Пятый уровень – ЭОР нового поколения, которые представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), - интерактивные сетевые авторские продукты, размещённые на сайтах Интернет для свободного доступа.

Использование ЭОР на уроках делает процесс обучения творческим, интересным и мотивирует учащихся на получение новых знаний, открытий. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.

         Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного.

 За счет использования ЭОР увеличивается время общения с учениками в классе, т.е. растет творческий компонент в деятельности учителя, переход от вещания к дискуссии.

 

Рассмотрим основные инновационные качества ЭОР:

1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:

         получение информации;

         практические занятия;

         аттестация (контроль учебных достижений).

2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.

За счет грамотного применения ЭОР в учебном процессе, увеличивается образовательная и воспитательная эффективность труда преподавателя.

 

Применение на уроках ЭОР в разных формах:

         сопровождение объяснения материала своей же презентацией, использование при объяснении видеофрагментов, картин, рисунков, схем, других медиа объектов.

         использование в интерактивных, инновационных методах обучения: создание учебных мини-проектов, рациональный поиск информации в Интернет, использование материалов ЭОР для подтверждения выдвинутых учебных гипотез.

Применение ЭОР на различных этапах урока:

      1.ЭОР на этапе актуализации знаний:

         Электронные тесты

         ЭОР, в том числе собственных разработок.

2.ЭОР на этапе объяснения нового материала. В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например:

         Электронные учебники;

         Мультимедиа презентации;

         Учебные видеофильмы.

3.ЭОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков. При закреплении многих тем курса математики также можно использовать ЭОР.

4.Контроль и оценка знаний, умений и навыков:

         Многие учебные курсы на электронных носителях имеют контрольный и тестовый режимы, ведут статистику по ходу обучения.

         Проектная деятельность. Проекты – работы, связанные разными видами моделей, достижением определенного результата, имеющие структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.

         Программы - тренажёры.

Мультимедийная среда организована таким образом, что более значимыми становятся наблюдение, разного рода эксперименты, математическое моделирование, конструирование. Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку. Более того, дает возможность «конструировать» школьные уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения; способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения. Это особенно важно для обучения одаренных детей, детей с ограниченными физическими возможностями, детей, пропустивших большое количество занятий из-за болезни. 
Занимательная форма подачи материала в виде веселых анимированных героев способствуют непосредственному запоминанию и более качественному усвоению знаний, дают возможность подростку получить опыт решения проблем. 
Использование ЭОР в обучении школьников позволяют не только сделать урок ярким, нестандартным, но и создают предпосылки для освоения способов деятельности. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала повышают эффективность обучения: 
—графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения; 
— возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга. 
Компьютер использую на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента,

С целью изучение учащимися новых тем по математике и контроля знаний  разработаны уроки- презентации с использованием интерактивной доски: 
• числовые и буквенные выражения; 
• буквенная запись свойств сложения и вычитания; 
• упрощение выражения; 
• сокращение дробей; 
• квадратные уравнения; 
• сложение и вычитание дробей; 
• равнобедренный треугольник и др. 
ЭОР активно использую при подготовке внеклассных мероприятий по математике и физике: 
• физико-математический брейн–ринг; 
• звездный час; 
• смотр знаний; 
• Поле чудес и др. 
Компьютерное творчество помогает развивать разнообразные способности учащихся в ходе выполнения самостоятельных нестандартных заданий, навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения и самостоятельного поиска познавательных задач, умение вести индивидуальную работу, помогает формировать интерес к математике. 
Учащихся интересует сам творческий процесс и его результат. Особенно вдохновляют их возможности редактора PowerPoint. Учащиеся отказываются от «мертвых» слайдов, где нет анимации, т.к. они ничем не отличаются от учебников. Анимация, звук помогают сделать работу зрелищной, а тему урока простой и доступной для понимания. Ломаются представления о том, что математика – скучная, «сухая» наука. 

Электронные образовательные ресурсы позволяют решить задачи: 
-
индивидуализации и дифференциации обучения; 
- стимулирования разнообразной творческой деятельности учащихся; 
- воспитания навыков самоконтроля, привычки к рефлексии; 
- изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя
Необходимым условием успешной организации уроков с применением ЭОР
 является отбор материала по содержанию, структурная организация учебного материала, включение учащихся  в процесс обучения; выбор типов упражнений из ЭОР; применение интерактивных информационных обучающих систем; комплектование иллюстративного ряда, слайдов, графических изображений.
Для проверки знаний  используются  тесты и упражнения   с различными учебными целями. Но главное – это цели урока, задачи урока, индивидуальный подход в обучении,  прогнозируемый результат.

При подготовке  уроков тщательно продумываю план урока, отбираю и последовательно собираю вместе материал к занятиям. Это кропотливая, требующая тщательной проработки разнообразного материала работа.

Но возникает следующая проблема: “Как за 40 минут успеть провести опрос учащихся, объяснить новый материал, закрепить его, сохранить баланс между теоретическим и технологическим содержанием урока?”

Пришла к выводу, что решением этой проблемы является применение на уроках ЭОР. Несколько лет назад сама разрабатывала презентации, составляла компьютерные тесты. Но получалось, что затрагивала лишь некоторые темы, определенные этапы урока.

Ситуация заметно изменилась в связи с требованием включать в состав учебно-методических комплектов (УМК) электронные образовательные ресурсы (ЭОР). При этом особо выделяются ЭОР, разработанные для учебников математики. Они продаются в комплекте с учебными пособиями, но их можно и бесплатно скачать с портала «Единой коллекции ЦОР».

Раздел «Математика» в Единой коллекции содержит различные ресурсы, которые объединены в следующие типы.

1. Источники информации – тексты, иллюстрации, графика, звуковые файлы, видеофрагменты. Из этих элементов можно построить свой урок.

2. Образовательный инструментарий, который можно включать в свой урок. Эти инструменты подразделяются на инструменты учебной деятельности и инструменты организации образовательного процесса.

3. Методические материалы по формированию уроков.

4. Регламенты и нормативные документы. Это учебно-тематические планы, должностные инструкции, проекты приказов и распоряжений, которые призваны помогать организовывать образовательный процесс с использованием цифровых ресурсов.

Благодаря тому, что все типы ресурсов Единой образовательной коллекции находятся в концептуальной связке,  получаю полный комплекс материалов, позволяющий использовать тот или иной цифровой ресурс в ежедневной практической деятельности.

На каких уроках  их использую? Практически на всех.

На этапе объяснения нового материала:

1) презентации, в том числе и интерактивные;

2) программы-тренажеры;

3) учебные видеофильмы;

На этапе закрепления:

1) программы-тренажеры;

3) тренировочные тесты.

Для самостоятельной подготовки учащимся предлагается использовать: интерактивные справочники, кроссворды, интерактивные задачники.

На этапе практического закрепления:

1) практические задания (разного уровня сложности);

2) домашние задания.

На этапе контроля и оценки знаний, умений, навыков:

1) интерактивные задачники;

2) контрольные тесты.

Уроки математики проходят в кабинете информатики, поэтому за урок успевает поработать за компьютерами половина класса.

Не могу не сказать о физкультминутках, которые превращаются для детей не только в веселое представление, но и позволяют комбинировать упражнения для глаз, спины, рук в соответствии с санитарными нормами.

Ежегодный мониторинг результатов ЕГЭ позволяет определить проблему, связанную с отсутствием сформированного навыка решения стереометрических задач. Электронные образовательные ресурсы позволяют решить эту проблему. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных комбинаций геометрических тел, проводить сечения, а его использование на уроках геометрии вращать их на экране, менять цвет. Сложный учебный материал становится доступным более широкому кругу учащихся.

Также в выпускных классах хорошо зарекомендовала себя работа с интернет-ресурсами. Это, прежде всего, и другие сайты для подготовки к ЕГЭ и ГИА: http://www.uztest.ru, http://www.ege.ru; http://reshuege.ru, http://sdamgia.ru, а также сайты, предназначенные для самостоятельной и исследовательской работы: http://portfolio.1september.ru, http://www.school-collection.edu.ru

Возможно, может сложиться впечатление, что при наличии такого полного комплекта ЭОРов учитель теряет свою индивидуальность, пропадает творческое начало в работе. Однако учителю предоставляется право выбора, теперь начинается творчество уже по использованию самих ЭОР.

Какие достижения принесло применение комплекта ЭОР?

           Успешное прохождение программного материала.

           Усвоение учебного материала учащимися в соответствии с выбранным уровнем сложности практических заданий. Возможность самому изучить пропущенный материал, исправить отметки.

           Интерес к предмету. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезнее работы с одноклассником: он спокойнее, никто его не торопит, не насмехается. Со временем такие ученики стали увереннее в себе, преодолели барьер в общении.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома практические работы - от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести проверку собственных знаний, умений, навыков.

Система обучения с помощью ЭОР сегодня еще продолжает выстраиваться, и тоже нахожусь в поиске формы эффективного взаимодействия ученика и “электронного учителя”.

Самое главное для меня - разумное использование ЭОР с пользой для учебного процесса и, в конечном итоге, - для каждого ученика.

Личность учителя, его эрудиция, его требовательность, его заинтересованность – вот главная составляющая любой технологии обучения. Только тот учитель, который способен расти вместе с учеником, будет успешен. И только успешный учитель сможет помочь ученику сформировать себя как личность, чувствующую себя уверенно в окружающем его мире, умеющую правильно выбрать поле своей деятельности.

Нельзя рассматривать ЭОР только как новые образовательные возможности. Они формируют новые умения и навыки. У учеников появляется возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Именно образовательный процесс, с применением ЭОР, изменяет школьника. Результаты процесса выражены в достижениях (учебных и личностных) ученика. Прежде всего, происходит не процесс приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков. Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с применением ЭОР.

Заключение

 С введением новых законов ФГОС, в школе появилась новизна современного урока. Перед каждым педагогом встает задача не только дать детям знания, но и научить своих учеников искать их и осваивать самостоятельно. Если до принятия новых стандартов уроки проходили в традиционной форме, то сейчас необходимо усилить мотивацию ученика к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

         Использование ЭОР в сфере образования позволит педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, при этом совершенствуются инструменты педагогической деятельности, повышаются качество и эффективность обучения.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

         Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?- www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692

         Концепция модернизации Российского образования-http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html

         Теория и методика обучения информатике : учебник / [ М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, М. И. Рагулина и др.]; под ред. М. П. Лапчика. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 592 с.

         Российский общеобразовательный портал по разработке цифровых образовательных ресурсов нового поколения [электронный ресурс]- :http edu.of.ru/zaoch/default.asp?ob_no=8845.

      5.Кузнецова М.В. Конспект лекций «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе. «Математика». Академия АйТи.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)