Использование электронных платформ на уроках физики
в условиях дистанционного обучения
Физика занимает особое место среди учебных предметов, создавая представление о научной картине мира. В качестве основы научно-технического прогресса физика демонстрирует гуманистическую сущность научного знания, подчеркивает его моральную ценность и формирует творческие способности учащихся.
Особенностью дистанционного обучения в физике является то, что она знакомит студентов с условиями и обстановкой для активного развития деятельности, проверки себя и своих сил, поиска интересных творческих занятий и общения, выбирая свое дело и дополняя его в виде реального ощутимого результата. Это обеспечивает студентам приобретение новых навыков и улучшение существующих. Студенты не являются внешними наблюдателями, а фактически и активно участвует в процессе обучения, общения и работы.
Курс физики - это логически выстроенная система занятий. Процесс обучения фокусируется не на передаче знаний, а на развитии навыков для самостоятельного приобретения знаний.
Последовательное, пошаговое изучение курса физики развивает метод логического мышления. И только при изучении физики студенты приобретают убеждения, что истина не может быть выдумана, а является лишь результатом детальной и серьезной интеллектуальной работы. Физика - мощный инструмент для развития способностей ума, обучения практическим навыкам анализа информации, самообучения и стимулирования самостоятельной работы стулентов.
Главная задача: учить всех интересно, с учетом уникальности, психологии и потенциала каждого студента, что способствовало бы его свободному образованию и личностному развитию.
Программа курса по физике предполагает:
· изучение основных физических теорий во всех разделах курса;
· решение большого количества задач;
· самостоятельную и индивидуальную работу;
· выполнение лабораторных работ.
Формы и методы проведения лабораторных работ при дистанционном обучении имеют следующие характеристики:
· лабораторная работа приближена к исследовательской;
· нет строгого ограничения по времени;
· возможность консультирования в случае возникновения трудностей;
· работы небольшими группами, коллективное обсуждение результатов, обмен опытом;
· наличие разносторонних заданий.
Так как лабораторная работа проводиться дистанционно, то для этого необходимы определенные условия:
· модели установок наглядны, безопасны, интерактивны;
· инструкции преподавателя понятны (теоретический и практический материал).
Занятия по решению задач должны проводиться в онлайн-режиме (с обязательной записью, чтобы студент мог просмотреть еще раз), где происходит разбор заданий, обязательно обратная связь (чат, форум).
Преподаватель физики должен обладать не только своей областью знаний, но и в некоторой степени смежными областями знаний, но и педагогическими и психологическими знаниями, особенностями концепции дистанционного обучения в физике, а также информационными технологиями и телекоммуникациями.
В своей работе использую следующие онлайн – платформы для обучения студентов:
· Zoom - это аналог Skype, данный вариант разрабатывался изначально для проведения видеоконференций для нескольких участников. Версия бесплатная для участников в количестве до 100 человек, есть только ограничение видео-трансляций по времени, 40 минут, но даже это ограничение можно снять, купив платную версию, что не обязательно. Удобно использовать при объяснении нового материала, решении задач.
· РЭШ - отличный вариант, для неуспевающих. Есть много предметов, каждый очень подробно разобран, составлен тест для проверки уровня усвоения материала. Если бы не кнопка "показать результаты" - при нажатии на которую, можно сразу же увидеть правильный ответ и сказать преподавателю, что все сделал сам. Так что, данная платформа годится лишь для закрепления материала, либо использования в классе, под присмотром преподавателя. Контрольные работы не дают исправить результат, преподаватель видит все работы студентов, система выставляет оценки
· Google classroom – это лидер, бесплатный и проработан хорошо. Этот продукт от одноименной компании, разрабатывался специально для школ. Можно организовывать различные уроки, варианты опросов и заданий. Разобраться в нем сможет любой начинающий пользователь. Мой вам совет: начинайте с этого варианта и не пожалеете.
Сетевые образовательные ресурсы по физике
· Образовательная сеть по физике (http://www.phys.spbu.ru/~monakhov/).
· Справочник-тренажер: решение задач по физике (http://shat.ee.saog.ac.ru/T-phisD).
· Оптика (http://optics.iftno.ru).
· История исследования электричества (http://electr.nm.ru/index.html).
· Механика (http://mechanics.hl.ru/).
· Виртуальная школа (http://vschool.km.ru/).
· Физика.ru (http://www.fizika.ru).
· Живая физика (http://www.curator.ru/e-books/pl6.html).
С данными платформами и ресурсами удобно работать как преподавателю, так и студентам. Выбор остается за каждым самостоятельно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.