Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми
Оценка 5

Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми

Оценка 5
Особые потребности
docx
дефектология
7 кл
22.04.2023
Использование элементов литотерапии  в логопедической работе с детьми
В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным является общее недоразвитие речи различных уровней. Коррекция речевых нарушений требует системный комплексный подход.
Использование элементов литотерапии .docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ

«МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №1»

(ГКОУ «МОЦО №1»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по самообразованию на тему:

«Использование элементов литотерапии

в логопедической работе с детьми».

 

 

 

 

 

Доклад разработала:

                                                                             Сорокина В.В.,

 Учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Магадан

2023 год

 

 

Введение

В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным является общее недоразвитие речи различных уровней. Коррекция речевых нарушений  требует системный комплексный подход.

Работа в следующих направлениях:

- Развитие общей моторики.

- Развитие мелкой моторики пальцев рук.

- Развитие артикуляционной моторики.

- Развитие фонематических процессов.

- Развитие лексических навыков.

- Развитие грамматического строя речи.

- Развитие связной речи.

К традиционным методам воздействия, все больше добавляются нетрадиционные формы работы с целью достижения максимально возможных успехов. Использование нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс, такие методы принадлежат к числу наиболее эффективных средств.

Коррекционная работа с применением нетрадиционных методов становится эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными для детей, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Эти методы не являются самостоятельными или самодостаточными, их использование в совокупности с традиционными методами, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что в результате, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

У детей с речевых нарушений  наблюдается недостаточное развитие познавательных и психических процессов: памяти, внимания, мышления. Происходит отставание в развитии творческих способностей, воображения,  наблюдаются нарушения эмоционально – волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук.

Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка память, внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, эмоциональную сферу ребенка, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости.

Одним из наиболее интересных для детей методом, является литотерапия. 

Попробуем разобраться – что же такое литотерапия и как можно использовать этот метод в работе учителя-логопеда

 

1.                  Литотерапия: сущность метода

Термин «литотерапия» происходит от греческих слов lithos — «камень» и therapeia — «лечение». Стремление человека к познанию заставляет обращаться к мудрости предков, не случайно современная медицина весьма успешно использует нетрадиционные методы лечения, не последнее место среди которых занимает литотерапия.

Еще в доисторические времена люди наделяли камни чудодейственной силой, свято веря, что они охраняют от злых духов, приносят счастье и здоровье. Особым почитанием магической силы камней отличалась древнеегипетская медицина. Об этом говорит содержание самого большого из известных медицинских папирусов, в котором подробно описано лечебное действие различных минералов.

Исследованиями минералов долгое время занимался Аристотель. Его ученик Теофраст написал труд, посвященный магическим минералам. Ранее существовала наука, посвященная основным правилам лечения посредством драгоценных камней, — гемматерапия (происходит от слова «гемма» (драгоценный камень), которое в свою очередь восходит к латинскому gemma — «почка на дереве»).

Целительную силу камней может испытать на себе каждый. Ряд ученых подтверждают догадки о том, что существующая вокруг нас неживая природа в действительности живет, развивается, меняется по своим законам и нет четкой грани между минералами и всей остальной окружающей нас природой.

Опыт работы учителей-логопедов  показывает, что использование литотерапии и игр с другим природным материалом дает положительные результаты:

-у детей повышается эмоциональный фон;

-значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

-дети чувствуют себя более успешными; 

-на занятиях нет места монотонности и скуке.

Успешная коррекция речевых нарушений зависит от высокого уровня развития тонкой, общей и речевой моторики, высокого уровня фонематического слуха и активной деятельности всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Применение литотерапии в логопедической практике – это контролируемое использование свойств минералов для коррекции речедвигатальной сферы, для профилактики и коррекции эмоционально – волевой сферы ребенка и коррекции отдельных черт его характера.

Камень – это лекарство, которое ощущают и чувствуют, трогают и слушают, удивляются и восхищаются.

Помимо природных камней можно и нужно использовать искусственные камни.

2.                  Виды и направления литотерапии.

К видам литотерапии относят:

·         Гемматерапия – лечение драгоценными камнями.

·         Кристаллотерапия – лечение с помощью ношения кристаллов.

·         Гастролитотерапия – лечение камнями, образующимися во внутренних полостях животных и др.

Для развития речи у детей, восстановления утраченных речевых навыков у взрослых (после инсультов), формирования правильного произношения, профилактики заикания в логопедической работе можно применять методы литотерапии. Их включают в занятия.

Средства литотерапии в логопедии используются в таких направлениях:

·                    Логопедический массаж и самомассаж ладоней. Для процедуры подходят натуральные округлые, гладкие на ощупь минералы. На руках расположены точки, которые связаны с речевыми центрами головного мозга. Стимуляция этих зон посредством перекатывания камня улучшает понимание и воспроизведение речи.

·                    Коррекция мелкой моторики;

·                    Автоматизация звуков и формирование слоговой структуры слова;

·                    Расширение атрибутивного словаря (цвета и оттенки, оттенки холода);

·                    Профилактика заикания; 

·                    Хождение по каменным дорожкам, выложенным на полу для массажа стоп;

·                    Выкладывание узоров и картин из минералов. Это развивает мелкую моторику, что положительно отражается на произношении;

·                    Созерцание камней для нормализации эмоционального состояния.

 

3. Примеры использования элементов литотерапии на коррекционных  занятиях с детьми с речевыми нарушениями.

1) Игры для развития мелкой моторики:

·                     перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, форме, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно, фантазировать о том, на что похож тот или иной камень;

·                     в сочетании с пескотерапией (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков» - самых красивых камушков, спрятанных в песке логопедом);

·                     массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками);

·                     пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии;

·                     речевые игры с использованием камней;

·                     камни можно смачивать водой и наблюдать за изменением цвета камней и своими ощущениями;

·                     камни можно раскрашивать и на камнях можно рисовать.

   2) Речевые игры для развития фонематического слуха:

·                     «Веселые камушки» (камни с нарисованными или наклееными картинками с изображением различных предметов, которые ребенок рассматривает и отбирает те, в которых есть заданный звук)

·                     «Звуковая мозаика» (ребенку предлагается слово, если он услышал нужный звук, то выкладывает белый камень на карточку, а если такого звука в слове нет, то кладет черный камень).

3)      Игры для развития связной речи:

·                     «Красивые картинки» (ребенок выкладывает отдельные предметы из камней на фоне, затем придумывает рассказ по этой картине).

4)      Игры для развития лексических навыков:

·                     «Мир предметов» (перед ребенком раскладывают камни с картинками, он должен выбрать те камни, на которых есть изображения на заданную тему и произнести название предмета или объединить картинки по общему признаку).

5)      Игры для развития грамматического строя речи:

·                     «Помощь идёт» (Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков с изображением предметов, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.)

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с природными камнями стабилизирует эмоциональное состояние, что важно для коррекции речевых нарушений. Во-вторых, наряду с развитием тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе, к своим ощущениям. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

 

Заключение

Нетрадиционные методы воздействия учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающейся работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии – эффективные средства коррекции, все чаще применяемых в коррекционной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей с общим недоразвитием речи.

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

На сегодняшний день методов традиционного воздействия известно достаточно много, но хочется остановиться на одном, который является целесообразным и эффективным: литотерапия.

Литотерапия – это лечение с использованием натуральных природных камней. Изучает влияние камней на организм человека. В более широком представлении — это использование природных минеральных веществ (камней, металлов, глины и т.д.) с целью их воздействия на организм человека.

В нашей ежедневной жизни мы непрерывно подвергаемся воздействию невидимых нам энергетических волн от электроприборов, ламп дневного света, компьютеров, мобильных телефонов, элементов транспортных средств и т.д. Этот список можно продолжать до бесконечности. Данные факторы истощают наше здоровье, а тем более детей, оставляя нас опустошенными, напряженными, раздраженными, усталыми, в плохой физической и психической форме. Именно поэтому подходящий минерал может оказаться тем долгожданным решением растущей проблемы усталости человека современного техногенизированного общества.

При контакте с камнем излучаемая им энергия влияет на тело человека – вплоть до мельчайших клеточек. Поскольку минералы постоянно обмениваются энергией с окружающей средой, при этом возникают самые разнообразные энергетические вибрации в зависимости от индивидуальной структуры природного камня. А затем, в процессе литотерапии между камнем и человеком идет взаимный обмен энергетикой и информацией.

В основе уровня сформированности речевой функции лежат дефектно функционирующие системы головного мозга. Нормализация процессов возбуждения и торможения является одной из точек приложения литотерапии. Предотвратить расстройства нервной системы, снять депрессию у детей и просто улучшить настроение можно с помощью массажа рук минералами.Эффективным оказывается массаж драгоценными камнями биологически активных участков на коже человека. Массаж обеспечивает расслабление мускулатуры, улучшает кровоснабжение тканей и органов, помогает снять внутреннее напряжение, способствует снятию болей и заживлению ран.

Знакомство детей с минералами имеет большое развивающее значение в жизни детей с речевыми нарушениями и интеллектуальной недостаточностью.

Игры с минералами благоприятно влияют на развитие познавательных способностей ребенка, плодотворно действуют на развитие мелкой моторики рук. Так же за счет увеличения словарного запаса (существительные, прилагательные, глаголы) развивается речь. Говорящие дети при игре проговаривают новые слова, а у неговорящих увеличивается пассивный словарь.

В качестве ручного тренажера в литотерапии традиционно используются четки из натуральных камней. Четки делят на круглые и плоские. Перебирание четок сегодня не является признаком религиозности. Это занятие способствует не только успокоению нервной системы, концентрирует внимание, но и развивает ловкость и силу пальцев. Бусины могут быть разного размера и широкого ассортимента ценных камней.

Терапевтические возможности нетрадиционной медицины — литотерапии содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Глоссарий

Литотерапия – камнелечение, использование камней в работе с детьми и взрослыми.

Гемматерапия – лечение драгоценными камнями.

Кристаллотерапия – лечение с помощью ношения кристаллов.

Гастролитотерапия – лечение камнями, образующимися во внутренних полостях животных и др.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Запольских, О.Л. Литотерапия как средство коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей старшего дошкольного возраста  / О. Л. Запольских // Дошкольная педагогика. — 2015. — №1. — С. 69-72.

2.      Поваляева, М.А. Справочник логопеда/ М.А. Поваляева.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448с.

3.      Поваляева,  М.А. Поиск нетрадиционных методов в коррекционной педагогике/ М.А. Поваляева.-  Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1997г. – 235с.

4.      Терновская, С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении/ С.А. Терновская.- Методист. -2005.-N4.-С. 61-65.

5.      Шевцова Т. И. Педагогика оздоровления в системе коррекции у детей общего недоразвития речи / Т. И. Шевцова, Н. А. Хоменко // Логопед. - 2008. - № 3.

 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МАГАДАНСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МАГАДАНСКОЙ

Введение В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с речевыми нарушениями

Введение В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с речевыми нарушениями

Целительную силу камней может испытать на себе каждый

Целительную силу камней может испытать на себе каждый

Речевые игры для развития фонематического слуха: · «Веселые камушки» (камни с нарисованными или наклееными картинками с изображением различных предметов, которые ребенок рассматривает и отбирает те,…

Речевые игры для развития фонематического слуха: · «Веселые камушки» (камни с нарисованными или наклееными картинками с изображением различных предметов, которые ребенок рассматривает и отбирает те,…

На сегодняшний день методов традиционного воздействия известно достаточно много, но хочется остановиться на одном, который является целесообразным и эффективным: литотерапия

На сегодняшний день методов традиционного воздействия известно достаточно много, но хочется остановиться на одном, который является целесообразным и эффективным: литотерапия

Список литературы 1. Запольских,

Список литературы 1. Запольских,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2023