Использование фразеологизмов в речи. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.

  • docx
  • 26.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1ОТКРЫТЫЙ УРОК.docx

Тема. Использование фразеологизмов в речи. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.

Цель:

1) ученик усвоит  стилистические свойства фразеологизмов и будет использовать их в речи в соответствии со стилем речи;

2) ученик получит возможность  для  развития  исследовательских навыков  и навыка использования интерактивных средств.

Задачи урока:

Образовательные: формировать умение определять принадлежность фразеологизмов к стилистически нейтральным и окрашенным

Совершенствовать умение употреблять разные типы фразеологизмов в зависимости от речевой ситуации, уметь определять значение фразеологизмов с помощью Фразеологического словаря и на уровне жизненных представлений.

Развивающие: развивать речевые навыки учащихся;

развивать умение разграничивать основную и дополнительную информацию;

развивать умение извлекать информацию из разных источников (таблица, схема, словарная статья)

развивать умение строить монологическое высказывание на лингвистическую тему.

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку;

воспитывать ценностное отношение к слову;

воспитывать уважение друг к другу, стремление к сотрудничеству и взаимопомощи.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Обучающиеся получат возможность научиться: демонстрировать знания о лексике русского языка, применять знания о специфике использования фразеологизмов различной стилистической окраски для передачи смысловой

стороны речи.

Метапредметные:

Регулятивные: учатся принимать и сохранять учебную задачу; планировать учебную деятельность; действовать по плану; учатся осуществлять контроль, коррекцию и самоанализ учебной деятельности; саморегуляцию.

Познавательные: понимают информацию и интегрируют её в имеющийся запас знаний. Коммуникативные: учатся договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Личностные: Положительное отношение к учению, осознанная необходимость к самосовершенствованию, способность к самооценке своих действий.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Ход урока.

Оргмомент.

Мотивация к деятельности.

Настрой класса на рабочий лад

вижу по глазам ребят: огоньки в глазах горят,

приступаем, чтоб успели все внести весомый вклад –

Время мы не теряем и к работе приступаем.

Открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа.

Прочитайте диалог. Читаем по ролям.

- Ну, что ты нос повесил?

- Да денег кот наплакал…

- Покажи. Да это совсем капля в море! Что же делать?

- Ума не приложу!

- Надо было не валять дурака, а засучив рукава поработать летом, вот и удалось бы купить приставку, а теперь тебе опять придется просить у родителей…

- Вот уж нет! Даю голову на отсечение, а на приставку заработаю сам!

- Поживем, увидим!

На партах распечатка данного диалога.

Анализ:

- Можно ли героев назвать друзьями? Почему?

- Что характерно для их диалога? Подчеркните фразеологизмы. Сколько нашли фразеологизмов? (6)

- Замените фразеологизмы обычными словами, выражениями. Прочитайте. Что можете сказать?  (Диалог проиграл, он был более выразителен, интересен)

- Сделайте вывод о роли фразеологизмов в нашей речи.

- Итак, какова тема нашего урока?  

 

Актуализация знаний и умений.

Приём «Ты мне, я тебе»

Повторим, что уже знаем.

- У каждого из вас на парте лежит карточка с вопросом по нашей теме. Задайте вопросы друг другу.

Вопросы:

1) Что такое фразеологизмы?

2)  Как называется раздел языкознания, который изучает устойчивые сочетания оборотов речи?

3) Какова роль фразеологизмов в предложении?

4)  Как возникают фразеологизмы?

5) Как отличить свободное сочетание слов и фразеологизм?

 

- Есть ещё один термин в определении темы урока «стилистические свойства». Поясните, пожалуйста.  (Употребление фразеологизмов в речи зависит от их стилистической окраски).

 Целеполагание.

-Определим цели нашего урока.                                      

1) рассказать, показать, что мы узнали о стилистических свойствах фразеологизмов

2) учиться употреблять фразеологизмы в своей речи.

 

Объяснение учителя. Исследовательская работа учащихся.

По сфере употребления фразеологизмы делятся на такие группы:

А) стилистически нейтральные фразеологизмы

б) книжные фразеологизмы

в) разговорные фразеологизмы

г) оценочные фразеологизмы

Перед вами список фразеологизмов. После выступление ваших одноклассников вы заполняете таблицу.

Группа фразеологизмов

                           Примеры

Стилистически нейтральные

 

 

 

 

 

Книжные фразеологизмы

 

 

 

 

 

Разговорные фразеологизмы

 

 

 

 

 

Оценочные фразеологизмы

 

 

 

 

 

 

Список фразеологизмов: войти в силу, иметь значение, владеть собой, вести себя, играть роль, вносить свою лепту, общий язык, поставить вопрос, играть в молчанку, кот наплакал, водой не разольешь, во все лопатки, навострить лыжи, выжить из ума, пускать пыль в глаза, совать нос.

 

- Расскажите о стилистически нейтральных фразеологизмах.

1 учащийся представляют стилистически нейтральные фразеологизмы. Ответы сопровождают рисунками, иллюстрирующими фразеологизмы.

(Это слой общеупотребительной фразеологии, которая находит применение как в книжной, так и в разговорной речи (время от времени, друг друга, иметь значение, иметь в виду, сдержать слово, Новый год).  Таких фразеологизмов немного)

- Запишите из перечня только нейтральные фразеологизмы.

- Расскажите о книжных фразеологизмах.

2 ученик – книжные фразеологизмы

(употребляются обычно в официально-деловой, научной речи, часто в письменной речи. Некоторые книжные фразеологизмы характеризуются большей приподнятостью, торжественностью. Сюда относятся отдельные обороты официально-деловой речи: положить под сукно; рабочая сила; реальная заработная плата; очная ставка. Фразеологизмы научно-терминологического типа: точка опоры; бросать тень; цепная реакция; сила притяжения. Обороты литературно-публицистического характера: любовь к Родине; сыны отечества; борцы за мир; гражданский долг; материальное благосостояние; нерушимая дружба; луч света; узы дружбы; рог изобилия; мировая скорбь; воздушный замок; пальма первенства; по ту сторону баррикад; сгущать краски; витать в облаках; бить в набат.)

- Запишите книжные фразеологизмы.

- Представьте разговорные фразеологизмы.

3 ученик - разговорные фразеологизмы  (Это самая многочисленная группа фразеологизмов, используются для общения, выражения мыслей, чувств, эмоций: белая ворона, водой не разольёшь, как сыр в масле, ни шатко ни валко, семи пядей во лбу).  

- Запишите разговорные фразеологизмы.

-Расскажите об оценочных фразеологизмах

4 ученик –  оценочные фразеологизмы. ( Они имеют более сниженный характер, чем разговорные. Эмоциональны и образны. Чаще выражают иронию и неодобрительность. Например, шут гороховый, водить за нос, с жиру беситься, на безрыбье и рак рыба, выжить из ума).

- Запишите фразеологизмы этой группы.

Взаимопроверка самостоятельной работы по эталону.

Учащиеся поясняют значение фразеологизмов.

 

Фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы. (Учащиеся дают определение синонимов и антонимов).

Читаем текст, находим синонимические синонимы

1) Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы – как две ягоды, немцы и чехи – как два яйца. А русские - ? _______________________

2) Если англичанин знает что-либо очень хорошо, он говорит: знаю, как кисть своей руки, француз и немец говорят: знаю, как собственный карман. А как скажет русский?___________________

3)Англичане говорят о таком человеке, что он занят, как пчела, французы – что он стреляет из четырёх ружей. А как говорят русские? ______________________________________

Для справок: трудится как вол, трудится как пчёлка, свои пять пальцев, две капли воды.

Почему в разных языках есть похожие по смыслу фразеологизмы?

Антонимические фразеологизмы

А что вы можете сказать о следующих фразеологизмах? Как вы назовёте их?

Жить как кошка с собакой. Душа в душу.

Хоть отбавляй. С гулькин нос.
Вдоль и поперёк. На скорую руку.

Важная птица. Мелкая сошка.

Фразеологизмы антонимические помогают выразить отношение человека к тому или иному предмету, человеку..

 

5. Рефлексия:

На доске фразеологизмы:

Семи пядей во лбу

Сесть в калошу

Ума палата

Принимать к сведению

Пропускать мимо ушей

С тяжёлым сердцем

Сесть в лужу

На славу

- Оцените свою работу на уроке, прикрепив стикеры к выбранному вами фразеологизму.

Комментарий учителя.

Домашнее задание. Выполнить задание на рабочем листе.

 

  


 

Скачано с www.znanio.ru