ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В. ВОСКОБОВИЧА В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТА И МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Дошкольный возраст — важный период в жизни человека. В возрасте до 8 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки для физического, духовного, нравственного, умственного развития, поэтому цель педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательной деятельности дошкольного учреждения состоит в том, чтобы помогать маленькому человеку ориентироваться в сложных ситуациях, возникающих в современном мире, прежде всего — связанных с социальной сферой, где от него в полной мере потребуются максимальная концентрация и сосредоточенность, мыслительная (когнитивная) активность и стабильность психоэмоционального равновесия. Большое внимание уделяется развитию логико-математических представлений у детей с ОВЗ, формированию их интеллектуальных ресурсов, пробуждению активной познавательной деятельности, так как это важнейшая составляющая общего личностного развития. Это помогает детям с особенностями уверенно чувствовать себя в кругу сверстников, не испытывать трудностей во взаимодействии со взрослыми, Я-концепция у них становится позитивной и они отличаются высоким творческим потенциалом. Создание положительной мотивации в различных видах деятельности, повышение уровня самооценки, варьирование методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей дошкольников позволяют обеспечить успешность формирования интеллекта и математического мышления у детей. Поэтому педагогу необходимо правильно выбрать методы и формы организации воспитательно – образовательного процесса, которые будут способствовать развитию, интеллектуальных способностей дошкольника, его познавательной активности и творческого потенциала. Формирование познавательной активности возможно при следующих условиях: • создание благоприятной эмоциональной атмосферы; • отсутствие принуждения. Интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер; • развивающая деятельность должна быть доступной для ребенка и соответствовать его возрасту и индивидуальным возможностям (ресурсам, ограничениям). Таким образом, развитие интеллекта и математического мышления дошкольников с ОВЗ было и остается одной из актуальных проблем педагогики, в решении которой может помочь технология игр В. Воскобовича. Это развитие основано на понимании и запоминании полученных теоретических знаний через практические действия, это особая тропа от практической части к теории. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от обычных, привычных для детей занятий к познавательной игровой деятельности. Игры соответствуют возрасту воспитанников и подходят для детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенностями технологии развивающих игр В. Воскобовича является: 1. Связь образного восприятия (через образ и сказочный сюжет) с логическим (через символ и алгоритм решения). 2. Игры представляют систему постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий; реализация принципа системности. 3. Способствуют гармоничному сбалансированному развитию у детей эмоционально-образного и логического начала также: • развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое; • развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности; • развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения); • формирование базисных представлений (математических, об окружающем мире, речевых умений. Совершенствоание образовательного процесса с помощью технологии В. Воскобовича направлено, главным образом, на развитие психических и личностных качеств ребенка, таких как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности. «Использование развивающих игр В. Воскобича в развитии интеллекта и математического мышления у детей дошкольного возраста с ОВЗ» регламентирует интеграцию образовательных областей, способствующих развитию дополнительных возможностей, и формированию универсальных учебных навыков у детей с ОВЗ и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Новизной использования в педагогическом процессе технологии игр В. Воскобовича заключается в том, что в основе лежит интеграция различных образовательных областей. Игры многофункциональны, учат детей действовать в «уме» и «мыслить», а это, в свою очередь, раскрепощает воображение, развивают математические способности и творческие возможности. Каждый педагог самостоятельно может адаптировать игры и подбирать игровые ситуации для любого дошкольного возраста. Педагогическое мастерство предполагает создание режиссуры игровых ситуаций на основе определённого тематического стержня. Разработанная нами модель по использованию развивающих игр В. Воскобовича в развитии интеллекта и математического мышления у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья реализуется по нескольким познавательно – развивающим областям и успешно реализуется на практике в игровой форме. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных способностях. Цель: формирование интеллекта и математического мышления у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, способствующего развитию потенциальных возмоностей каждого ребенка, воспитанию активного человека, способного реализовывать себя в жизни через развивающие игры В. Воскобовича. Задачи: Ø изучать и внедрять в практику новые подходы по формировпанию интеллекта и математического мышления детей, обеспечивающие полноценное развитие дошкольников в рамках основной образовательной программы дошкольного учреждения; Ø содействовать развитию коммуникативных способностей детей: умения слушать педагога, друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах; Ø создавать условия для развития мотивации к решению познавательных и творческих задач, а также разнообразной интеллектуальной деятельности; Ø способствовать развитию стремления к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению познавательной деятельности Ø способствовать формированию и развитию простейших логических структур мышления и математических представлений. Развивающие игры В. Воскобовича создают условия для развития интеллекта и математического мышления у детей с ОВЗ. А интеллектуальные возможности личности – это один из базовых психологических ресурсов, который лежит в осное самодостаточной инициативной и продуктивной жизнидеятельности детей. Технология В. Воскобовича разработана на 3 важнейших принципах: интереспознание-творчество. Организация игр имеет три стадии: − подготовка к игре; − её проведение; − подведение итогов, анализ. По окончании игры проводится оценка мыслительной активности ребенкаФормы и методы использования игр В. Воскобовича Форма проведения - тематическая совместная игровая деятельность педагога и ребенка. В совместной деятельности участвует подгруппа детей в количестве 5 детей. Деятельность носит развивающий характер и проходит в игровой форме, с интересным сказочным содержанием, в ходе которой дошкольники решают творческие и проблемно – поисковые задачи. Педагог становится партнером по игре. При организации игровой деятельности воспитатель говорит от лица автора - рассказчика и имени персонажей, которые появляются постепенно в течение всего учебного года. Взрослый дает возможность подумать и самостоятельно выполнить действия, решить задачу и ответить на вопрос. Такой подход способствует развитию у детей самостоятельности, появлению творческих способностей, желание добиться результата. Некоторые игровые ситуации выстраиваются таким образом, что дают возможность дошкольнику предложить решение, выбрать способы действия, любую игру или сюжетную линию. В конце игровой ситуации педагог задает итоговые вопросы, которые показывают, как был усвоен материал и постепенно переводит совместную деятельность в самостоятельную, если у детей не угас интерес, и они готовы продолжить игру. Используются задачи, развивающие волевую регуляцию, умение действовать по заданным правилам и алгоритмам. Игровой подход даст возможность активизировать дошкольников на активное участие в занимательном сюжете, развить познавательную мотивацию. Второй этап освоения игр, предполагает знакомство детей с новыми игровыми приемами, приобретению навыков конструирования, выполнение заданий, требующих интеллектуального напряжения, концентрации внимания и волевых усилий. Игровые умения совершенствуются в творческой деятельности – как самостоятельной, так и совместной деятельности (ребенок-взрослый). Педагог побуждает детей к обогащению игрового содержания, придумыванию новых игровых сюжетов, конструированию новых фигур, узоров, предметных форм и т.д. Методы: игровые, практические, словесные. Игровые приемы: манипуляции с игровыми персонажами, фигурками; побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности). Практические приемы: манипуляция, превращение, выбор, складывание, показ, совместные действия, сравнение. Словесные приемы: диалог с игровыми персонажами, объяснение, описание, рассказ, сказка, уточнение, стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка, саморефлексия), игровая мотивация, метод предварительной ошибки (особенно при закреплении материала). Система работы по формированию интеллекта и математического мышления у детей дошкольного возраста с ОВЗ I этап – подготовительный На данном этапе происходит: изучение нормативных документов, регламентирующих выбор учебнометодических и игровых материалов, оборудования; современных работ авторов в области развития интеллекта и математического мышления у детей дошкольного возраста; ü разработка перспективного планирования, приобретение необходимого оборудования. Анализ условий, которые имеются в детском саду, изучение условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами; ü разработка модели внедрения игр В. Воскобовича в образовательную деятельность. II этап – основной На втором этапе осуществляется реализация перспективного плана по развитию интеллекта и математического мышления у детей дошкольного возраста с ОВЗ, который представлен в виде познавательно-развивающих модулей, каждый из которых реализуется в образовательных областях и в рамках части программы, формируемой участниками образовательных отношений в течение учебного года (Приложение 1). Модуль 1 – Познавательное развитие Играя с детьми в игры В. Воскобовича («Геоконт», «Чудо – крестики», «Коврограф «Лрчик», «Фиолетовый лес») мы развиваем у них много разных качеств: математическое мышление, внимание, улучшить память, мелкую моторику, сформировать зрительно-пространственные функции, развивать логическое мышление и т.д. Цель: развитие интеллекта и математического мышления у детей дошкольного возраста с ОВЗ через использование развивающих игр В. Воскобовича. Задачи: − развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обозначать их отсутствие; − развивать пространственные представления; − развивать умения производить операции на сравнение, классификацию, анализ и синтез. Уметь решать простые задачи; − формировать умения конструировать как по заданию, так и на основе собственного фантазирования; − составлять изображение из фигур по заданному алгоритму; − учить анализировать признаки предметов: форма, цвет, размер; − закреплять первичные представления о геометрических фигурах; − познакомить с логическими цепочками и симметричными конструкциями; − развивать умение выявлять определённую систему связей и закономерностей. Модуль 2 – Художественно – эстетическое развитие От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости. На сегодняшний день актуально стоит проблема цветовосприятия у детей дошкольного возраста. Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Цель: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представления) у детей среднего и старшего дошкольного возраста, расширение жизненного опыта, обогащение их чувственного мира, сохранение психологического здоровья. Задачи: − развивать умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину; − знакомить с геометрическими телами, обследуют, «зарисовывают» их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), ориентироваться на плоскости; − развивать умение сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира; − учить детей на ощупь различать качества и название предметов; − формировать умение группировать предметы по сенсорным эталонам. Модуль 3 – Социально – коммуникативное развитие Развивающие В. Воскобовича хорошо сочетаются с приёмами социо-игровой технологии и личностно ориентированного развития, когда за основу взята деятельность в группах: слушаю, делаю, говорю. Социо-игровая атмосфера возникает в малых группах, когда происходит личностное и групповое общение. Объединять детей в микро-группы можно разными способами: по желанию, слову, цвету глаз или одежды, путём образования пар, троек и т.д. В социо-игровой педагогике есть правило: микро-группы не могут быть одинаковыми на протяжении длительного времени, в течение игрового сеанса они могут меняться несколько раз. Они способствуют развитию мышления, воображения, умение постоять за себя. Дети учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех. Цель: научить детей взаимодействовать друг с другом и педагогом: слышать, слушать. Задачи: − отобрать игры, направленные на улучшение качества образовательной работы по формированию у детей коммуникативных навыков; − привлечь родителей в процесс формирования коммуникативных навыков у детей; − умение согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться. − умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств; − формирование чувства дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма. Модуль 5 – Речевое развитие («Теремки Воскобовича», «Читайка на шариках 1», «Фиолетовый лес»). Овладение речью (диалогической и монологической) детьми с ОВЗ не является изолированным процессом, оно происходит естественным образом в процессе коммуникации: во время обсуждения детьми (между собой или со взрослыми) содержания, которое их интересует, действий, в которые они вовлечены. Таким образом, стимулирование речевого развития является сквозным принципом ежедневной педагогической деятельности во всех образовательных областях. Речевое развитие ребенка связано с умением вступать в коммуникацию с другими людьми, в том числе и со сверстниками, умением слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями, то есть тесно связано с социально-коммуникативным развитием. Полноценное речевое развитие помогает дошкольнику устанавливать контакты, делиться впечатлениями с другими детьми. Оно способствует взаимопониманию, разрешению конфликтных ситуаций между детьми, регулированию речевых действий. Речь как важнейшее средство общения позволяет каждому ребенку участвовать в беседах, играх, проектах, спектаклях, занятиях и др., проявляя при этом свою индивидуальность. III этап – заключительный На третьем этапе происходит: ü анализ эффективности и результативности опыта; ü разработка рекомендаций для педагогов и родителей воспитанников по использованию развивающих игр В. Воскобовича в развитии интеллекта и математического мышления у детей дошкольного возраста с ОВЗ. ü обобщение положительного опыта, представление результатов работы на городском, региональном, федеральном уровнях; ü отбор лучших разработок для публикации материалов. Развивающие игры В.В. Воскобовича легко входят в привычный педагогический процесс. Их отличает занимательность, эмоциональность, что, в свою очередь, ведет к повышению динамичности всех психических процессов и функций дошкольника. С их использованием обеспечиваются условия для развития у ребенка познавательной активности, любознательности, наблюдательности; создаются ситуации для проявления самостоятельности и инициативы, самовыражения и, в целом, развития личности. Применение технологии В. Воскобовича в образовательной деятельности может реализовываться через организацию различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской) и через их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, повышающих познавательную активность детей и интерес: создание проблемных ситуаций, решение логических задач, сравнение, моделирование и конструирование, экспериментирование; создание ситуаций занимательности, воображаемых ситуаций, использование сюрпризных моментов, игры-драматизации, придумывание сказок. Включение в образовательный процесс развивающих игр Воскобовича предоставляет ребенку возможности для расширения представлений об окружающем мире и о себе; для формирования познавательной и творческой активности, наблюдательности и любознательности; для развития навыков общения, что позволяет детям легче и успешней овладевать знаниями, лучше ориентироваться в социуме. Применение этой технологии способствует становлению таких важных компонентов деятельности, как: умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения, четко выполнять алгоритм, последовательность действий, анализировать и искать варианты решений, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Это и рекомендует сегодня нам ФГОС ДО. Применяя данную технологию, мы можем достичь основной цели дошкольного образования ‒ сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать общую культуру, развить физические, интеллектуальные и личностные качества, сформировать предпосылки к учебной деятельности. Таким образом, игры В. Воскобовича выступают оптимальным средством интеллектуально-творческого и критерием психофизического развития дошкольника, как полноценной личности, что является важнейшими составляющими успешности дальнейшего обучения ребенка в школе. Библиографический список 1. Воскобович, В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие / В. В. Воскобович, Н. А. Мѐдова, Е. Д. Файзуллаева и др.; под ред. Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. ‒ СанктПетербург: ОО «Развивающие игры Воскобовича»; КАРО, 2017. ‒ 352 с. 2. Руппель, Н. В. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игровой ехнологии В. В. Воскобовича / Н. В. Руппель, С. А. Зотьева // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ № 12.6. – С. 102.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.