Использование игротерапии в коррекции тревожности у детей дошкольного возраста
Оценка 5

Использование игротерапии в коррекции тревожности у детей дошкольного возраста

Оценка 5
docx
20.03.2020
Использование игротерапии в коррекции тревожности  у детей дошкольного возраста
Сообщение Использование игротерапии в коррекции тревожности у детей дошкольного возраста.docx

Тема: «Использование игротерапии в коррекции тревожности

у детей дошкольного возраста»

 

  Игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по мнению Д.Б.Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника, игра определяет его отношения к окружающим людям, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

Игровая терапия является относительно молодой отраслью современной психологии и ориентируется преимущественно на работу с детьми.

Игра в практике детской психотерапии впервые была использовано З.Фрейдом (1913) как вспомогательный метод, а позже А. Фрейд использовала игру как основной метод психотерапии в детском возрасте. Появившись в первой половине 20 в. как метод психоанализа, игровая психотерапия постепенно распространилась по широкому спектру направлений современной психологии, находя теоретическое обоснование разнообразию своих методов.

 

Основными направлениями современной игровой терапии являются:

1.      Недирективная игровая терапия.

2.     Директивная игровая терапия.

3.     Смешанная игровая терапия.

 

Недирективная игровая терапия – это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок, как самостоятельная личность способная к развитию.

Так как данный вид игровой терапии сосредотачивается на личности ребенка, а не на его проблеме, основное внимание здесь уделяется тому, что бы ребенок стал более адекватным при решении текущих и будущих проблем.

Необходимым условием становится обеспечение позитивного опыта у ребенка в присутствии взрослого, который его принимает и поддерживает.

 

Основные принципы недирективной игровой терапии, которые образуют основу отношений и облегчают реализацию внутренних источников роста ребенка:

- Принцип естественности – подразумевает такую систему отношений, где психолог не принимает на себя какую-либо роль и не действует по заранее намеченной схеме.

Вся игротерапия  происходит через установление отношений. Психолог ждет пока ребенок придет в согласие с самим собой, выразит свои проблемы, найдет новые способы общения с окружающими.

При использовании недирективной игротерапии в работе с тревожными детьми, принцип естественности может стать одним из единственно возможных  способов построения взаимоотношений между ребенком и психологом. Только при условии понимания психологом того, что терапевтический процесс начинается с признания права ребенка делать или не делать что-либо в игровой комнате, возможно дальнейшее позитивное развитие отношений.

- Принцип сенситивного понимания – подразумевает в игровой терапии такой вид эмпатии, который выражается в способности увидеть мир другого человека, почувствовать его внутренние резервы. При этом психолог не оценивает действия ребенка в игровом процессе, а пытается взглянуть на ребенка с его точки зрения.

В процессе работы с тревожными детьми довольно трудно реализовать этот принцип, но именно его использование часто позволяет добиться эффективных результатов в создании возможности для понимания ребенком мира собственных чувств и чувств других людей. Так как тревожный ребенок часто ориентирован на реакцию значимых для  него людей, он постоянно задается вопросом «Правильно ли я делаю?». Причем ответ на этот вопрос ребенок, как правило, ищет у окружающих его людей, что создает напряжение, беспокойство, тревогу. И это состояние усиливается при отсутствии единых требований и невозможности прогнозировать реакцию других людей.  

Сенситивное понимание со стороны психолога позволяет ребенку почувствовать себя в безопасности.

- Принцип безусловного принятия – предполагает безусловное принятие ребенка таким какой он есть.  Такое принятие обеспечивает ребенку свободу и позволяет ему быть собой в пределах игровой терапии.

Реализация данного принципа всегда связана с личными установками психолога. Использование этой техники в процессе игротерапии позволяет психологу четко разделить объективные чувства к ребенку и чувства, вызванные контрпереносом, то есть в действительности, обращенные к другому человеку.

Этот довольно сложный психологический механизм чаще возникает у психологов с достаточно большим стажем работы. На определенном этапе психолог начинает как бы «забывать», что не бывает двух одинаковых детей, даже при условии полного совпадения причин и проявлений нарушений у ребенка. Это приводит к тому, что с разными детьми психолог вырабатывает примерно одинаковую «хорошо работающую» тактику процесса игротерапии, что мешает детям реализовать собственный потенциал.

 

Директивная игровая терапия – это форма, в которой психолог выступает в роли организатора, руководителя процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей игровой терапии.

Как правило, процесс игровой терапии данного типа базируется на теории социального научения, поэтому основной задачей является обучение ребенка адекватному социальному поведению путем подражания (эталону, другим детям, психологу). При этом эффективной стороне детской игры не уделяется большого внимания.

Поведения психолога в ходе игры может проявляться в виде директивного ролевого поведения. При данном виде поведения психолог, прежде всего, использует общепризнанный, социально обусловленный авторитет педагога при формировании отношений с ребенком по типу руководства. В этом случае психолог должен осознавать, что «этот авторитет не является выражением превосходства его личности, а усиливает его возможности по оказанию помощи».

Для коррекции тревожности у детей данным методом проводится цикл занятий по программам, которые наполнены содержательными играми.

Смешанная игровая терапия – это метод психотерапии основанный на интеграции директивной и недирективной терапии.

Одной из причин все более широкого распространения этой игровой терапии является неудовлетворенность психологов-практиков односторонностью и ограниченностью какого-либо одного метода. Синтез наиболее удачных приемов игротерапии разных форм позволяет в достаточно короткий промежуток времени использовать различные варианты игровых действий с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Использование смешанной игровой терапии для коррекции личностной сферы у дошкольников становится возможным при четком отслеживании личностных новообразований и так называемых «подвижек» в поведении ребенка.

Умение психолога своевременно отреагировать на эти изменения позволяет  использовать игровые ситуации различных методов игротерапии, что повышает эффективность психотерапевтического процесса и значительно упрощает его использование.

 Для коррекции тревожности у детей дошкольного возраста рекомендуется использовать программы, составленные на основе использования смешанной игровой терапии.

 

Предлагаю рассмотреть программу, предложенную Л.Костиной, доцентом кафедры детской психологии Чувашского ГПУ им. И.Я. Яковлева.

Программа состоит из двух циклов, каждый из которых включает в себя несколько этапов.

ПЕРВЫЙ ЦИКЛ.

Он включает в себя занятия, синтезирующие директивную и недирективную игротерапию при большем использовании методов недирективной терапии.

 

Каждое из занятий состоит из трех частей:

1.     Свободная игра ребенка без вмешательства психолога;

2.     Игры или игровые ситуации с целью снятия тревожности;

3.     Свободные игры ребенка при его желании.

 

Первый этап.

Предполагает организацию взрослым свободной игры ребенка. Поведение психолога варьируется от недирективного вмешательства до полного невмешательства, что объясняется целью игры, установлением отношений между психологом и ребенком, основанных на том, что долю ответственности ребенок берет на себя.

На первых занятиях этого этапа решается задача адаптации ребенка ко всему процессу игротерапии, а на последующих – адаптация к каждому конкретному занятию.

На этом этапе решаются следующие основные задачи:

1.     Снижение уровня тревожности ребенка, вызванной новой ситуацией воздействия.

2.     Снятие напряжения и установление положительных взаимоотношений ребенка с психологом.

3.     Получение психологом информации о ребенке, о возможных внутренних и внешних причинах его тревожности путем наблюдения за процессом игры.

Не следует торопить и принуждать ребенка к самостоятельным игровым действиям, если ребенок не хочет этого. На первом занятии можно ограничиться знакомством с игровой комнатой, манипулированием игрушками.

Определяющим фактором работы психолога с ребенком на этом этапе должно стать поведение ребенка. Психолог должен чутко реагировать на поведение и настроение ребенка и проявлять высокий уровень эмпатии.

Если в ходе свободной игры ребенок согласиться на взаимодействие с психологом, то психолог не может отказаться от этого и вернуться к свободной игре. Психолог переходит ко второму этапу и должен довести его до конца. Если же ребенок потом вдруг заупрямиться, то психолог должен объяснить ребенку, что после того, как они поиграют вместе, он снова сможет поиграть один.  При резко негативных реакциях ребенка (плач, крик, злость, агрессия), нужно прекратить занятие, а впоследствии строго придерживаться последовательности этапов.

Таким образом, можно отметить, что, несмотря на то, что первый этап носит название «свободной игры», психолог может включаться в процесс игры, если сам ребенок приглашает взрослого поиграть.

 Основными показателями завершения первого этапа игровой терапии являются внешние проявления снижения тревожности у ребенка:

Ø  Снижение скованности, боязливости в движениях и речи ребенка;

Ø  Появление связной речи при ее первоначальном отсутствии;

Ø  Снижение темпов речи, торопливости, безудержности речи;

Ø  Уменьшение нервозных движений;

Ø  Уменьшение суетливости;

Ø  Установление контактов с психологом.

 

Появление большинства из этих показателей хотя бы на уровне тенденции позволяет психологу перейти на следующий этап.

В наиболее сложных случаях первый этап может занять все занятия. Это обычно связано с изначальным уровнем тревожности ребенка, с его индивидуальными (адаптивными и коммуникативными) возможностями.

 

Второй этап.

Взаимодействие психолога с ребенком на этом этапе происходит при более активной позиции психолога. Нередко, ребенок не желает играть в предложенные ему игры и отвлекается от свободной игры. Чтобы избежать этого можно заранее (до начала занятия) объяснить ребенку, что он может сначала поиграть сам, а потом он будет играть с психологом.

 

На этом этапе решаются следующие основные задачи:

 

1.     Снятие напряжения, снижение высокого уровня тревожности.

2.     Отыгрывание негативного опыта и освобождение от последствий травмирующих ситуаций.

3.     Открытие у ребенка собственных резервов для преодоления или устранения тревожности за пределами игровой комнаты без вмешательства других людей.

 

На втором этапе психолог использует различные программы коррекции тревожности у детей, как смешенного типа, так и другие программы директивной игровой терапии. Психолог должен учитывать, что занятие с детьми старшего дошкольного возраста не должно превышать 40 мин. Следовательно, на реализацию программы на втором этапе психолог может затратить не более 20 мин. 

Единственным показателем перехода на следующий этап является время реализации программы, которое не должно превышать 20 мин.

 

Третий этап.

Он предполагает свободную игру ребенка при невмешательстве психолога.

Однако, в отличии от первого этапа, здесь ребенку предоставляется возможность при желании закрепить полученные модели поведения для последующего переноса их за рамки игровой терапии. Еще одна цель, которую преследует данный этап, - это постепенное переключение ребенка с состояний, вызванных процессом игротерапии на взаимодействия в реальной жизни.  При включении в структуру первого цикла занятий этого этапа, исключает вероятность последующего дезадаптационного поведения ребенка вызванного сеансами игротерапии, в группе детского сада или дома.

Хотя проведение данного этапа желательно, необходимо отметить, что не все дети соглашаются на свободную игру, из-за  быстрой утомляемости, эмоциональной пресыщенности или другим возникающим у детей потребностям. В таком случае психологу не следует принуждать ребенка к игре. Нужно отвести ребенка в группу и попросить воспитателя понаблюдать за его эмоциональным и физическим состоянием. 

 

ВТОРОЙ ЦИКЛ.

В этот цикл входят занятия, в которых так же присутствует синтез директивной и недирективной игротерапии различных типов, но в этом цикле превалирует недирективная терапия.

В занятиях этого цикла основная роль принадлежит ребенку, хотя активное участие в них принимает и психолог. Это участие не ограничивается наблюдением и включением в игру ребенка толь при его желании, а психолог самостоятельно как бы «подключается» к игре ребенка, предлагая либо новый сюжет, либо разыгрывание уже завязавшегося сюжета.

Занятия строятся по принципу, когда взрослый структурирует предлагаемые ребенком игры, либо сам предлагает проблемные ситуации для отыгрывания. Однако, активная роль психолога на данном этапе определяется не имеющимся у него набором игр (в данном случае такой набор отсутствует), а его непосредственной реакцией на свободную игру ребенка и целесообразным вмешательством в нее.

 

Занятия этого цикла предполагают:

1.     Свободную игру ребенка, без вмешательства психолога.

2.     Отыгрывание ситуаций на снятие тревожности, предлагаемые психологом.

 

 

 

Первый этап.

Задачи, организация и поведение психолога такие же, как на первом этапе первого цикла. Единственное отличие – большая сосредоточенность психолога направленная на сбор информации , на понимании чувств и состояний ребенка, на установлении контакта с ребенком.

 

Второй этап.

На занятиях основная роль принадлежит ребенку, но при активном участии взрослого. 

 

Профессиональное использование синтеза директивной и недирективной игротерапии не только позволяет снизить уровень тревожности  у детей через овладение некоторыми приемами саморегуляции, но и дает возможность формирования ребенком самоконтроля и установления им четких границ поведения.  Это в свою очередь позволяет ребенку прогназировать реакцию окружающих, что способствует снижению тревожности.

 

Данная программа может использоваться психологом как отправная точка психокоррекционного процесса, но в тоже время вариативность использования различных методов игровой терапии определяется необходимостью и своевременностью их применения в каждой отдельно взятой коррекционной ситуации.   

 

Игра для ребенка – одна из форм самовыражения, благодаря которой могут быть отработаны различные конфликты и проблемы.

В относительно безопасной игровой ситуации ребенок позволяет себе опробовать разные способы поведения. В восприятии ребенка игра очень далека от легкомысленного, поэтому этот вид деятельности как нельзя лучше подходит для коррекции разного рода проблем в развитии ребенка.

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

1.     Л.М.Костина. Игровая терапия с тревожными детьми. Санкт – Петербург. «Речь». 2003. 

2.     МА.Панфилова. Игротерапия общения. Москва. 2000.

 

 


 

Тема: «Использование игротерапии в коррекции тревожности у детей дошкольного возраста»

Тема: «Использование игротерапии в коррекции тревожности у детей дошкольного возраста»

Принцип сенситивного понимания – подразумевает в игровой терапии такой вид эмпатии, который выражается в способности увидеть мир другого человека, почувствовать его внутренние резервы

Принцип сенситивного понимания – подразумевает в игровой терапии такой вид эмпатии, который выражается в способности увидеть мир другого человека, почувствовать его внутренние резервы

Одной из причин все более широкого распространения этой игровой терапии является неудовлетворенность психологов-практиков односторонностью и ограниченностью какого-либо одного метода

Одной из причин все более широкого распространения этой игровой терапии является неудовлетворенность психологов-практиков односторонностью и ограниченностью какого-либо одного метода

Не следует торопить и принуждать ребенка к самостоятельным игровым действиям, если ребенок не хочет этого

Не следует торопить и принуждать ребенка к самостоятельным игровым действиям, если ребенок не хочет этого

На втором этапе психолог использует различные программы коррекции тревожности у детей, как смешенного типа, так и другие программы директивной игровой терапии

На втором этапе психолог использует различные программы коррекции тревожности у детей, как смешенного типа, так и другие программы директивной игровой терапии

Первый этап. Задачи, организация и поведение психолога такие же, как на первом этапе первого цикла

Первый этап. Задачи, организация и поведение психолога такие же, как на первом этапе первого цикла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2020