Кириленко Г. Н.,
учитель начальных классов
КГУ «Средняя школа № 12»
г.Житикара
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю. Так думаю и я, что развиваясь и подбирая образовательные игры, я развиваюсь сама и эффективно даю знания своим ученикам. Главное - уважение к личности ученика. Этому способствуют игровые формы обучения в начальной школе, а именно, дидактические игры- тренажёры. На мой взгляд, урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил. А именно:
1. Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.
2. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
3. Обязательная констатация результата игры.
Что же развивает аналитическая игра?
Во-первых, создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, но и мобилизовать все свои знания.
Во-вторых, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное.
И, наконец, сопоставлять, оценивать действительность.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов с использованием информационно-коммуникационных технологий способствует совершенствованию процесса обучения, позволяет разрядить эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат для усвоения материала.
Большая часть знаний, умений и навыков, полученных на традиционных уроках, не используется учащимися во внеурочной деятельности, и их практическая ценность утрачивается, а прочность существенно снижается. Использование знаний, умений и навыков в игровой среде приводит к их актуализации, а желание играть – к мотивации их приобретения.
Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.
При создании дидактических игр-тренажеров я руководствуюсь необходимостью повысить качество усвоения программного материала и стремлением сделать процесс обучения ярким и интересным, что, в свою очередь, способствует развитию учебной мотивации и познавательной активности младших школьников. Разработанные мной дидактические игры-тренажеры соответствует возрастным особенностям младших школьников, а потому могут быть использованы не только для организации фронтальной работы с классом, но и для индивидуальной тренировки учащихся. Я стараюсь включать в урок работу с тренажером на различных этапах: будь то актуализация знаний учащихся или закрепление и повторение изученного материала (устный счет, словарно-орфографическая работа и т.д.)
Мной созданы игры-тренажеры по нескольким темам курса русского языка и разделены на виды по целям и задачам:
Игры-тренажёры:
-познавательные
-воспитательные
-развивающие
-обучающие
-тренировочные
-контролирующие
-обобщающие
В результате систематического использования игровых форм обучения повышается темп работы на уроках, возрастает активность обучающихся в стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи.
Я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (кроссворды, филворды, ребусы, анаграммы, урок-путешествие).
Приведу примеры игр, которые провожу со своими детьми. Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю следующие игры:
«Анаграммы», «Вставьте пропущенную букву и число», «Ребусы», «Умозаключения», «Пятый лишний», « Назови одним словом» и т.д.
Все эти игры и многие другие способствуют формированию познавательных интересов на уроках русского языка.
Подобные дидактические игры-тренажеры в полной мере решают как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и являются основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Общеучебные умения и навыки могут быть сформированы именно в процессе игровой учебной деятельности.
Список использованной литературы
1. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1994.
2. Иванова В.А. Тайны слова: занимательная грамматика.
Волгоград,1961.
3. Игровые технологии на уроках русского языка. Авт.-сост. В.Н.Пташкина.
Волгоград, 2011.
4. Занимательная стилистика. Авт-сост. И.Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. Москва, 1988 г.
5. Материалы сайта proshkolu.ru
6. Материалы сайта 1 september.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.