Использование игровых педагогических технологий в работе педагога по музейной педагогике C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) — новый тип документа, который поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания
является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном
детстве. К сожалению,
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
(ТНРс каждым годом становится больше. Причины ТНР разные, но самое главное:
наши дети отстранены от окружающей действительности. Они хорошо знают
что такое смартфон и компьютер, но при этом затрудняются назвать
элементарные предметы
(сковорода, мясорубка, костюм и т.д.) Работая на логопедической группе,
на протяжении нескольких лет мы искали
эффективные пути коррекции речи у детей
. И пришли к выводу, что для
детей с речевыми проблемами, окружающая среда должна стать источником развития
Поэтому, мы пришли к необходимости
использования в коррекционной работе элементов музейной технологии:
создание мини -музеев в коррекционной группе. А мини -музей -одна из эффективных моделей развивающей предметно -пространственной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи
Цель:Организации мини-музея в логопедической группе:cоздание
оптимальных условий для развития гармоничной личности дошкольника и
системной подготовки детей к обучению в школе
.Построение диалогического взаимодействия взрослого и ребенка в
музейной среде способствует развитию у детей исследовательской,
познавательной, созидательной деятельности и является эффективным средством реализации образовательной программы ДОУ
Стандарт, помимо создания комфортных условий для воспитания ребенка, нацелен на обеспечение у него мотивации к обучению, познанию и творчеству. Он не предполагает жесткие программы, строго рассчитанные на каждый возрастной период ребенка в саду, как это было раньше. Этот документ, по сути, меняет принципы работы детского сада, позволяет ребенку быть мотивированным на жизненный успех и может способствовать гармоничному развитию современного ребенка, найти уникальный баланс между игрой и обучением.
В связи с этим актуальной задачей становится поиск нового содержания, методов и приёмов образования,таких моделей и форм организации деятельности детей которые учитывают:
• особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик,
• способы и направления поддержки детской инициативы, • особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Реализации данного содержания и способствует музейная педагогика.
Актуальность внедрения музейной педагогики в образовательный процесс ДОО обусловлена соответствием основных характеристик музейной педагогики как современной образовательной технологии концептуальным основам ФГОС:
-Имеет богатый содержательный (разнообразие тем) и методологический (методы и формы взаимодействия с детьми) аспект, для развития дошкольников.
- Несет потенциал развития дошкольника во всех видах детской деятельности (коммуникативной, познавательно - исследовательской).
- Представляет собой ресурс интеграции образовательных областей в предметно-развивающем пространстве ДОО.
- Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого (характерно наличие музейной коммуникации, предполагающей диалоговый,субъект - субъектный характер отношений: между предметом и ребенком, педагогом и ребенком и т. д.) и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).
- Дает возможность целенаправленного развития основных интегративных качеств дошкольника (Любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения с взрослыми и сверстниками и другие).
- Способствует единению детско-родительского и педагогического коллектива; дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку; сотрудничество семейного и общественного воспитания повышает результативность эстетического, нравственно-патриотического воспитания, художественного образования, познавательного, речевого, творческого развития дошкольников в условиях музейной среды.
- Реализует принцип интерактивности и полифункциональности предметной среды, позволяющий наладить совместную исследовательскую деятельность и взаимообучение детей, учитывает его потребности в признании и общении, в проявлении активности и самостоятельности, творческой инициативы (зоны детской активности, где дети могут использовать в деятельности предметы; создание «деятельных» экспозиций, предполагающих активное участие детей)
Особенностью наших мини - музеев является то, что все они являются продуктом календарно- тематического плана. После прохождения той или иной темы, в группе оформляется постоянно действующая музейная экспозиция.
Дети даже спустя время могут самостоятельно закрепить ранее полученные знания, а также постоянно пополнять экспозиции музея, рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Это очень эффективная форма поддержки детской инициативы и самостоятельности.
Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае,если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива. Одним из условий успешной работы является сотрудничество с родителями. В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музеев в группах.
Вся работа строится по этапам
Первый этап, подготовительный — «Планирование мини-музея».
Определяется тема мини-музея в соответствии с темой месяца и алгоритм его создания, место размещения, планирование экспозиции, подбор экспонатов, разработка форм и методов работы с экспозициями мини-музея.
Второй этап, практический — «Создание мини-музеев».
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать, даже взять домой на время. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини- музей для ребенка- это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них. Но также, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в таком мини-музее в качестве экспонатов могут выступать творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.
Месторасположение мини-музеев определяли с учетом требований ФГОС к предметно – развивающей среде интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности. Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для жизни и здоровья воспитанников.
Размещение музея в групповом помещении позволяет выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Эффективность всей работы в мини-музее в немалой степени зависит и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка.Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество, но и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому необходимо продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия; на этих занятиях детям предоставляется возможность «переживания» интересного для них материала, узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему, играя, они погружаются в организованную взрослым ситуацию, путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты из истории;игры-графические упражнения:
"Восстанови интерьер,«Проведи танк через минное поле»; лото «Рода войск»;игры моделирование: "Что сильнее вода, камень, ветер", "Почему разрушаются горы";интеллектуально-творческие игры: "Заседание клуба знатоков космоса", игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр можно использовать такие виды работы,как:
• заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы, изготовление технологических карт опытов и экспериментов,
выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.) Выбор дизайна оформления мини-музея.
Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и композиционном решении, помогающие полнее раскрыть тематику мини-музеев и оформляется в тесном взаимодействии воспитателей с родителями и детьми.
Создавая мини-музеи, мы никогда не забывали о том, что, конечно же, ведущей деятельностью дошкольников есть и остается игра.
Деятельность логопеда невозможна без применения игровых педагогических технологий. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «В отличие от игры вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью». Используя в своей работе интегрированные игровые технологии, мы реализуем не только личностно - ориентированый, но и компетентостный и развивающий, подходы к воспитательно - образовательной работе с дошкольниками. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирование детей к учебной деятельности. Тем самым происходит обогащение содержания работы музейного педагога новыми формами, подсказанными современностью.
Поэтому в каждом мини – музее в уголке самостоятельной деятельности детям предоставляется возможность поиграть.
Тема – мини – музея сама подскажет,какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми- драматизациями, дидактическими.,лексико-грамматические
Дидактические игры или материал для игровых упражнений располагают в коробках и конвертах. Мы подбирали такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться,какое именно задание нужно выполнить: «Собери слово»
Есть универсальные игры, которые можно использовать при работе в любом музее.Можно лишь изменять содержание заданий в зависимости от тематики: "Кольца Луллия", "Четвертый лишний", "Найди отличия", "Что сначала, что потом,"Разрезные картинки".
.По результатам поисковой работы в рамках мини-музея «Военная техника» была создана предметно-игровая среда сюжетно-ролевых игр «Танкисты», «Летчики». «Пограничники»; Параллельно в соответствии созданных сюжетно-ролевых игр разрабатывалась и обогащалась их предметно-игровая среда, представленная настольными играми, игровыми заданиями.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мы учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. Экспонаты мини-музеев постоянно пополнятся и используются в работе с детьми дошкольного возраста
Залог хорошего мини-музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают померить лапти, посидеть за прялкой, рассмотреть вблизи настоящую медаль — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.
Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
В настоящее время в нашем ДОО уже создан своеобразный музейный комплекс.
Мини - музей "Хлеб", где представлены различные виды колосьев, виды зерен, виды круп, изделий из муки. Такая экспозиция –благодатная почва для проведения интерактивных заданий: «Выложи узор из крупы», «Кто больше назовет блюд из муки?» и т. д.Совместно с родителями создали книгу рецептов: "Что можно приготовить из черствого хлеба". Посещение данной экспозиции дошкольниками способствует развитию у них словаря, сенсорики, творчества, познавательному развитию детей. А главное, воспитывает уважение к труду сельского жителя!(слайд)
«Мини - музей "Чайники".
Цель создания данной экспозиции – знакомство детей с разнообразием чайников уточнить названия предметов посуды, упражнять в образовании родительного падежа, развить зрительное внимание и памяти игра»Чего не стало?» «Один –много»игра «Сосчитай»(слайд)
Мини - музей "Военная техника".
Открылся в канун празднования Дня Защитника Отечества. Мы расширяем представления детей о родах войск, военной технике.
Воспитываем чувство уважения к защитникам Отечеству, их силе и смелости; чувство любви и гордости за свою страну, Играем с детьми в игры «Один – много» (с существительными по теме) «ПОСЧИТАЙ»» КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?»(слайд)
Мини - музей "ЧАСЫ» Познакомить детей с историей изобретения часов.(слайд
Мини - музей "города -России".Музей магнитов Где мы знакомим детей с историей городов, его интересными памятными местами,их историей. Идеей создания мини - музея послужили сувениры, привезенные с Черноморского побережья, которые родители воспитанников приносили в подарок группе после летних отпусков детей.
Мини - музей к 75-летию Победы В своей группе мы создали мини - музей - интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей, по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного .Музей используется в целях реализации задач по познавательно - речевому развитию.
Использование музеев в работе с детьми ведётся по двум основным направлениям, которые формируют систему ценностей ребёнка, способствуют воспитанию толерантности, познавательно - речевому, творческому и эмоциональному развитию.
Все дальше от нас годы Великой Отечественной войны, все меньше остается тех, кто воевал, трудился, страдал, выживал, умирал и становился героем во имя Победы. И тем важнее, чтобы молодое поколение знало и помнило о подвигах нашего народа ,испытывало гордость, понимало ,какою дорогой ценой заплачено за Победу.
Каждая семья до сих пор, спустя 75 лет, хранит память о той страшной войне. И наша задача пробудить эту память через вовлечение воспитанников и их родителей в детско – взрослую общность. В нашем музее ребята рассматривают папки сделанные вместе с родителями о городах-героях. Сами становятся экскурсоводами (слайд) Детям стали понятные живые, близкие, умудренные жизненным опытом люди, совершившие подвиги в годы ВОВ, благодаря которым и многим, многим другим живем мы и наши страны ,которую мы любим ,которой гордимся.
Единством многообразного пронизаны не только образовательные области, но деятельность – познавательная ,речевая, игровая, трудовая ,проектная, двигательная, продуктивная, музыкальная. В данном случае все они подчинены теме проекта. Играя и познавая мир взрослых, дети передают свои впечатления ,примеряют на себя роли и события долгих героических, военных лет, используют алгоритмы речи –ролевого общения. Наиболее ярко трудовая деятельность воплотилась в создание совместно с родителями воспитанников и ветеранами «Аллеи Победы» к 70 летию Победы,каждый год с детьми войны мы сажаем дерево памяти! Результатом продуктивной деятельности являются поделки и рисунки по теме проекта, речевой - творческие рассказы, а также большое количество заученных стихов и прочитанных произведений военной тематики.(слайд)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.