Использование игровых приемов для развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В условиях совершенствования и обновления системы образования и воспитания, особое значение придается обучению, воспитанию и развитию детей с проблемами в развитии. Одной из важных направлений работы с детьми с проблемами в развитии – это организация обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь. Мой педагогический стаж в сфере дополнительного образования составляет 18 лет, с детьми с ограниченными возможностями здоровья работаю уже более двух лет. В основном-это категория детей с нарушением опорно- двигательного аппарата, дети с умственной отсталостью, дети с нарушением слуха(слабослышащие), дети с нарушениями поведения и общения.
Чаще всего у таких детей наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Дети затрудняются делать элементарные обобщения, очень узко воспринимают то, о чем им рассказывается.
Нарушение мышления у детей непосредственно сказывается на овладении речью.
Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. Как правило, эти дети ограниченно, но понимают речь других людей, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, наблюдается неправильное произношение по причине недоразвития языка или голосовых связок, неправильного расположения зубов и т.д. Чаще всего уровень психического недоразвития ребенка отражается на развитии его речи. У некоторых детей, казалось бы, богатый словарный запас, но речь их бессмысленна, состоит из штампованных фраз, в этих случаях принято говорить о пустой, не имеющей смысла речи.
Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. -нарушение звукопроизношения, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи.
Моя работа заключается в том, чтобы сделать жизнь ребёнка богатой на впечатления. Ребёнка необходимо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи. Занятия по развитию связной речи можно сделать интересными и увлекательными. Существует много различных игровых приёмов по формированию речи детей с ОВЗ. О некоторых игровых приёмах развития связной речи хотелось рассказать в данной статье.
Игра на развитие памяти:«Узнай и выложи букву».
Ребенок закрывает глаза, ему дают потрогать букву(пластиковая буква или из фетра), затем ее убирают. Ребенок по памяти должен узнать и выложить букву счетными палочками.
Игра«Какие буквы спрятались?»
Игра «Узнай предмет».
Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, ребенок сам должен догадаться о том, что это вещь. После того, как предмет будет обследован, ему предлагают назвать эту вещь, педагог может наводящими вопросами помогать ученику. Например: что за предмет у тебя был в руках?,Мягкий или твёрдый? Как ты думаещь, для чего он нужен? и т. д. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнять две мыслительные операции – узнавание и запоминание.
Игра «Найди слова, читай только черные буквы.»(для детей умеющих читать.)
На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое (читать чёрные буквы.)
Игра «Какие буквы спрятались в лошадке?»
Педагог дает ребенку картинки с изображением лошадки,состоящей из букв. Ребёнок называет буквы и по своему желанию может создать своё животное из букв.
В перерыве между работой , можно выполнить физ.минутку на внимание.
«Четыре стихии».
По команде педагога ребенок выполняет определенные движения руками.
«ЗЕМЛЯ» - опустить руки вниз.
«ВОДА» - вытянуть руки вперед.
«ВОЗДУХ» - поднять руки вверх.
«ОГОНЬ» - вращать руками.(выполнить с педагогами)
Игра «Угадайка»
Для этой игры понадобится набор карточек с изображением разных предметов. Чем разнообразнее, тем лучше. Можно использовать материалы предметных «лото». Педагог раскладывает перед ребенком 5-10 карточек. Инструкция: «Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуй угадать, что я загадала, не более чем за несколько попыток. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Если ребенку трудно понять, о чем идет речь, подскажите ему «Представь, что я загадала этот карандаш. Какие вопросы ты мог бы задать, чтобы догадаться? Например «Это пишет?» или «Это длинное?» и т.д. Некоторые дети пытаются угадывать, перечисляя подряд все предметы. В этом случае необходимо показать им, что это неэффективный способ, и предложить задавать вопросы о свойствах этих предметов. Можно даже сделать ему подсказку: подготовить карточку с пунктами относительно которых имеет смысл задавать вопросы: форма («Это круглое?»), цвет («Это красное?») , размер («Это длинное?»), вес («Это легкое?»), функция («Из этого едят?»), материал («Это деревянное?)
Такие интересные игровые приёмы не только помогают развивать речь детей, делать её связной, логичной, последовательной, разнообразной но и способствуют дальнейшему желанию обучаться и открывать для себя много полезных и интересных вещей.
Статью подготовила и напечатала педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДДТ «Созвездие» Карагадаева Яна Алексеевна.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.