«Использование игровых технологий учителем – дефектологом при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми ОВЗ»
Оценка 4.6

«Использование игровых технологий учителем – дефектологом при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми ОВЗ»

Оценка 4.6
docx
25.12.2022
«Использование игровых технологий учителем – дефектологом  при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми ОВЗ»
Метод разработка.docx

 Методическая разработка

 

 

«Использование игровых технологий учителем – дефектологом

 при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми ОВЗ»

 

 Кудряшова Венера Ардальоновна

Учитель-дефектолог

            Введение.

 

Детская инвалидность существенно отличается от инвалидности взрослой, а инвалид с детства – от человека, ставшего инвалидом уже во взрослой жизни.

Дети с нарушением развития нуждаются в комплексном реабилитационном подходе, сочетающем медицинские, психолого-педагогические, социальные мероприятия.

 В настоящее время существует множество методов работы, которые представляют интерес для социальных работников. Я остановлюсь на новом интегративном методе, этот метод в своей работе я использую давно, сейчас он носит научный термин - игротерапия (игра). Применяю его с детьми с умственной отсталостью и нарушением интеллекта.. Дети с умственной отсталостью — особая категория. У таких детей характерно ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличия в нем своеобразных «пустот», чрезвычайная скудность представлений, нарушено восприятие, все виды памяти, часто отмечается нарушение речи.

Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одним из приоритетных является игротерапия, которую я использую в своей работе, так как считаю, что игра оказывает положительное влияние на физическое развитие детей, развивает воображение, образное мышление, речь, память, внимание. Так же игра оказывает благоприятное воздействие на нервную систему.

Игротерапия - наиболее распространенный метод работы с детьми. Игры способствуют снятию эмоционального напряжения, раздражения, возбудимости.

Для коррекционных целей используются сюжетно-ролевые игры. В таких играх ярко проявляются эмоциональные отношения к людям и предметам. Основной принцип проведения игротерапии с детьми с ограниченными возможностями заключается в необходимости позволить ребенку отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем помочь, заменить их на противоположные, положительные действия и поступки, сопровождающиеся положительными эмоциональными переживаниями.
Уникальность игротерапии состоит еще в том, что травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном ослабленном виде. Именно ролевое поведение отражает психологическое состояние.

Одним из главных достоинств игротерапии является коррекция и развитие всех видов отношений. Отношения межличностные и отношения к самому себе. С целью изменения отношения к себе и другим, улучшения психологического самочувствия (повышения самооценки) применяются две формы игротерапи: направленная (директивная) и ненаправленная (не директивная). При использовании направленной игротерапии, педагог сам участвует в игре.

К видам направленной иготерапии отнсятся: игры-драматизации, соревнования, подвижные игры, а так же дидактические игры.  Применение направленной игротерапии, ориентировано на самостоятельную работу (игру).

В ходе игротерапии общения речь идет об игре, как о своеобразном средстве налаживания отношений детей с нарушением интеллекта с окружающим миром, которое устраняет аффективные препятствия в межличностных отношениях и помогает преодолевать многие проблемы самовыражения и самопроявления.

  Целесообразность использования игры в работе с детьми обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения являются наиболее органичным и освоенным для любого возраста, где ребенок может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и разочарования повседневной жизнью, попробовать себя в конкретной социальной роли, установить коммуникативные связи, овладеть социальными навыками.

 Игра способствует активизации личности детей с нарушением интеллекта, обогащает опыт межличностного общения взаимодействия, учит формам контактирования на уровне индивидуальных, групповых дифференцированных отношений.

Психолого-педагогическая поддержка средствами игры является динамичным способом коррекции эмоционально-волевой, коммуникативной двигательной сферы. Игра позволяет играющим наиболее естественно самовыражаться и преодолевать субъективные комплексы, связанные с дефектом и неудовлетворенными потребностями в общении.

Социокультурная реабилитация может сказать существенное положительное влияние на инвалидов всех возрастных социальных групп, но особое значение она имеет для детей – инвалидов и молодых инвалидов.

Работая по этому направлению, перед собой поставила цель:

- психодиагностика и коррекция развития детей с умственной отсталостью.
Задачи:

1. Изучение коррекционно-развивающего обучения посредством игротерапии.

2. Формирование позитивного игрового опыта, эмоционального развития детей с умственной отсталостью.

3. Развитие положительной идентификации детей с умственной отсталостью.


 Основная часть.

 

Для достижения положительного результата с такими детьми работу провожу комплексно и систематически, используя игру на занятиях.


Игровые задания по коррекции и развитию зрительного восприятия:

Игры «Наложенные», «спрятанные» или «зашумленные» изображения. Предъявляются 3-5 контурных изображения (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга,  состоящих из элементов букв, геометрических фигур или перечеркнуты линиями различной конфигурации. Необходимо назвать все изображения. Изображения подбираются в зависимости от темы занятия.

 

 

Игровые задания по коррекции и развитию слухового восприятия:

Игры «Кто что услышит», «Что я делаю?», «Кто тебя позвал?». Ребенку предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящимся с улицы или из коридора, определить действия, производимые дефектологом (листает книгу, пишет мелом на доске, переливает воду и т.д.) или по голосу узнать того, кто назвал его имя.

Эти и другие игры и упражнения рекомендуется проводить в виде минутного отдыха.

 

Игровые задания по ориентировке в пространстве:

«Веселые человечки». Учащимся предлагаются картинки со схематическими изображениями человечков. Фигурки отличаются друг от друга различным положением рук и ног. Нужно повторить данные движения.

 «Куда пойдешь и что найдешь?». В разных местах класса прячут предметы или их изображения. Дефектолог предлагает ученику выполнить ряд действий по их поиску, например, вперед пойдешь – куклу найдешь, влево пойдешь – машину найдешь. Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?

«Кто где живёт?».

 

4

     

 

 

 

 

 

 

 

 

                          (3;4)                            (2;1)

 

3

 

 

 

 

 

 

                           (1,3)                           (4;4)

 

2

 

 

 

 

 

 

                           (2;2)                           (1;1)

 

1

 

 

 

 

 

 

                            (3;1)                          (3;3)

 

1

2

3

4

 

 

 

Игровые задания по коррекции и развитию тактильно-двигательного восприятия:

«Чудесный мешочек». В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры. Ученику предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет (согласно теме занятия).

«Ничего не вижу». С закрытыми глазами выполнить какое-либо знакомое действие (убрать учебник в портфель, написать мелом на доске и т.д.)

Игровые задания по коррекции и развитию произвольной памяти:

На доске в разных местах прикрепляют изображения предметов, геометрические фигуры, цифры, буквы в количестве 6-8. Учащимся предлагают внимательно рассмотреть, где что находится, в течение 30 секунд. Затем доску прикрыть. Необходимо вспомнить, какие изображения, в каких местах доски находились (в верхнем правом углу, посередине, и т.д.) Упражнение повторяется 2-3 раза.

Дефектолог предлагает ребенку закрыть глаза и вспомнить, где находятся предметы в классе. Например, предметы зеленого цвета; круглой формы; сделанные из дерева; гладкие - шершавые и т.д.

Игры и упражнения по коррекции и развитию логических приемов запоминания:

«Слово – слово». Ученикам предлагается запомнить цепочку из 6-8 слов, например, холод-молоко-обезьяна-корова-снег-банан. Чтобы лучше их запомнить, требуется предварительно образовать смысловые пары: холод – снег; обезьяна-банан; корова – молоко.

«Картинка – рассказ». Дефектолог зачитывает небольшой рассказ, по ходу которого на доске выставляется картинки с изображениями отдельных моментов сюжета. Затем предлагает ученику пересказать текст, используя план из картинок.

 

Игры и упражнения по коррекции и развитию логического мышления:

Сравнение предметов. Ученикам предлагается сравнивать предметы, противопоставляя их один другому по ряду признаков: грач – черный, а воробей… У грача клюв длинный, а у воробья… Грач – крупная птица, а воробей…

 

Применение игрового элемента позволяет охватить более большой объём пройденного материала, задействовать всех учащихся, экономить время выполнение задания, создавать и использовать межпредметные связи. Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

Выделяют следующие виды дидактических игр для закрепления полученных знаний:

Игры - упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр - упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

 

Игры - путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

Примеры игр, которые можно применять на данном этапе: «Помогите медвежонку правильно решить задание», «Правильно расставить знаки», «Угадай-ка!», «Эстафета». Смысл этих игр заключается в том, что дети проговаривают все возможные варианты решения задания. Выигрывает тот, кто назовёт наибольшее  количество правильных ответов.

«Реши примеры с посланием». Реши примеры, вместо чисел в ответ запиши буквы, сложи слова и прочитай послание.

 

Д

И

Е

П

Ц

Ё

Ш

В

А

М

Ч

О

Т

У

С

Л

К

Н

9

11

13

15

17

19

21

23

25

27

29

31

33

35

37

39

41

43

 

81 : 9 =                            100 – 91 =                           74 : 2 =                          75 : 5 =

15 + 16 =                          74 : 2 – 6 =                         13 х 3 =                          50 – 19 =

7 х 3 =                                                                        100 : 4 =                         18 + 11 =

39 : 3 =                             20 + 7 х 3 =                        46 – 23 =                         84 – 65 =

48 : 6 + 1 =                       50 х 2 – 69 =                       5 х 5 =                            11 х 3 =

71 – 50 =                          50 – 7 =                                              

26 : 2 =                             10 х 2 – 3=                          22 : 2 =

9 х 3 =                              125 : 5 =

40 – 5 =

 

Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме закрепить полученные знания, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.

На  занятии  дефектолог  так же применяет физкультминутки, как форму активного отдыха детей,  с целью предупреждения и снятия утомления, повышения активного внимания и работоспособности.

Это могут быть традиционные физминутки, а могут быть и другие виды здоровьесберегающих технологий. Подбор их должен соответствовать теме проводимого занятия и учитывать возраст детей. 

Упражнение «Почувствуй и угадай» Один ученик начинает писать на спине товарища букву или цифру. Другой должен угадать, что пишут на его спине. 

Планируя занятия по той или иной теме, учитель заранее подбирает вопросы, примеры, осуществляет выбор упражнений, подготавливает все материалы, предусматривает варианты возможных ответов школьников.

Игры и игровые упражнения можно проводить и в начале урока, чтобы привлечь внимание учащихся к новому материалу, и в качестве повторения в середине урока, чтобы сменить вид работы и поднять интерес к изучаемой теме. Но чаще всего игры проводятся в конце урока для закрепления пройденного материала.

С целью развития рефлексивных умений и выявление эмоционального состояния детей  в конце занятия  задаю вопросы:  «Что я узнал? Что я делал? Что запомнилось больше всего? Были ли трудности при выполнении упражнений? Как буду применять полученные знания?». 

В заключение занятия можно использовать следующие   игры:.

Игра  «Солнышко». Дети, стоя в кругу, кладут ладони друг на дружку в центр круга. Затем каждый, убирая свои ладони, произносит пожелания.

Игра «Эмоция» – состоящая из солнышка с разными эмоциями, прикрепленных на стене, ребенок выбирает колокольчиков с ленточками на прищепке  и поставят на солнышко, соответствующий его эмоциональному состоянию на данный момент.

.
       Заключение.

  Таким образом,  игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются и корригируются  все психические процессы у умственно отсталых детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе заметно облегчит его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Обучая  детей в процессе игры, стремимся к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

По мере работы эмоциональное состояние ребят меняется. Улучшается  координация движений, речь и память, дети стали более, самостоятельней, спокойней, эмоционально отзывчивей, чаще улыбаются, идут на контакт со взрослыми и детьми. В результате игротерапия положительно влияет на детей.     

 

 

Источники.

1.Катаева А.А., Стребелева Е.О. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1993.
2.Катаева А.А.., Стребелева Е.О. Дошкольная олигофренопедагогика. – М.: Владос, 2001.
3.Касымова Г.М. Развивающие игры в диагностике и коррекции психического развития детей дошкольного возраста. – Алматы, 2000.
4.Как учить и развивать умственно отсталых детей. – СПб., 1994.
5.Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М. 1994.
6.Мустакас К. Игровая терапия. – СПб., 2000.
7.Волчок И.П. Подвижные игры младших школьников. – Минск, 1988.
8.Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программа – М., 1991.
9.МЦВ – метод цветовых выборов: модифицированный восьмицветный тест Люшера: практическое руководство/Л.Н. Собчик – Санкт-Петербург: Речь, 2001.
10.Д.В. Володько. Корекционно-развивающие занятия по социальной адаптации детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошкольного образования. Минск «Зорны Верасок» 2010.
11.Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2003.
12.Осипова, А.А. Общая психокоррекция.: ТЦ «Сфера», 2001.
13. ped-kopilka.ru Диагностика эмоциональной сферы дошкольников.
17. ext.spb.ru Развитие навыков общения у детей с нарушениями интеллекта.
18. MAAM.RU Ирина Тюркова «Игротерапи как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью».
20. gigabaza.ru А. Катаева и А. Стребелева

 

 

 Приложение

 

Игры «Наложенные», «спрятанные» или «зашумленные» изображения. 

 Рис.1

https://sun1-47.userapi.com/impg/c857624/v857624943/22d382/EOUfkOOkb0g.jpg?size=604x293&quality=96&sign=a28d381c71f1ce8337ecf025b107776e&type=album

https://pictures.telegram-store.com/channels/detskiusad/999_2021_04_15_9_.jpg

«Куда пойдешь и что найдешь»          Рис.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Кто где живёт?».

 

4    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      (3;4)                            (2;1)

 

3

 

 

 

 

 

 

                       (1,3)                           (4;4)

 

2

 

 

 

 

 

 

                          (2;2)                          (1;1)

 

1

 

 

 

 

 

 

                            (3;1)                        (3;3)

 

1

2

3

4

Рис.3

 

«Реши кроссворд».       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рис.4.

Разгадай кроссворд, найди ответам место в кроссвордной сетке.

 

По горизонтали: 1. предмет для чаепития, 2. ребёнок лошади, 3.стул для царя, 4.пианино с мехами, 5.водопад на улице города, 6.домашнее животное с рожками, 7.морской брат рака, 8.конец фразы «есть у нас ….» (фрукт).

 По вертикали: 1.строитель хаток, 2.бабочка, которая очень любит капусту, 3.баран – знак зодиака, 4.настенная лампа, 5.детская летняя шляпка, 6.солдат, который служит в десанте, 7. источник воды в квартире.

 

 

«Реши примеры с посланием». Реши примеры, вместо чисел в ответ запиши буквы, сложи слова и прочитай послание.

Рис.5.

Д

И

Е

П

Ц

Ё

Ш

В

А

М

Ч

О

Т

У

С

Л

К

Н

9

11

13

15

17

19

21

23

25

27

29

31

33

35

37

39

41

43

 

81 : 9 =                            100 – 91 =                           74 : 2 =                          75 : 5 =

15 + 16 =                          74 : 2 – 6 =                         13 х 3 =                          50 – 19 =

7 х 3 =                                                                        100 : 4 =                         18 + 11 =

39 : 3 =                             20 + 7 х 3 =                        46 – 23 =                         84 – 65 =

48 : 6 + 1 =                       50 х 2 – 69 =                       5 х 5 =                            11 х 3 =

71 – 50 =                          50 – 7 =                                              

26 : 2 =                             10 х 2 – 3=                          22 : 2 =

9 х 3 =                              125 : 5 =

40 – 5 =

 

Рис.6.

https://tacon.ru/wp-content/uploads/0/0/f/00faf499c86272bd0b214964317ffde1.pngРис.7.

 

https://prezentacii.org/upload/cloud/19/09/160365/images/screen9.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра  «Солнышко». 

 

Рис.8

 

 

https://logoped.ru/images/merkon02p.jpg

 

 

https://psy-files.ru/wp-content/uploads/a/4/e/a4e93af0deb121f50b583f1924d13789.jpg


 

Методическая разработка «Использование игровых технологий учителем – дефектологом при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми

Методическая разработка «Использование игровых технологий учителем – дефектологом при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми

Целесообразность использования игры в работе с детьми обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения являются наиболее органичным и освоенным для любого возраста, где ребенок…

Целесообразность использования игры в работе с детьми обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения являются наиболее органичным и освоенным для любого возраста, где ребенок…

Кто где живёт?». 4 (3;4) (2;1) 3 (1,3) (4;4) 2 (2;2) (1;1) 1 (3;1) (3;3) 1 2 3 4

Кто где живёт?». 4 (3;4) (2;1) 3 (1,3) (4;4) 2 (2;2) (1;1) 1 (3;1) (3;3) 1 2 3 4

Сравнение предметов. Ученикам предлагается сравнивать предметы, противопоставляя их один другому по ряду признаков: грач – черный, а воробей…

Сравнение предметов. Ученикам предлагается сравнивать предметы, противопоставляя их один другому по ряду признаков: грач – черный, а воробей…

На занятии дефектолог так же применяет физкультминутки , как форму активного отдыха детей, с целью предупреждения и снятия утомления, повышения активного внимания и работоспособности

На занятии дефектолог так же применяет физкультминутки , как форму активного отдыха детей, с целью предупреждения и снятия утомления, повышения активного внимания и работоспособности

Мустакас К. Игровая терапия. –

Мустакас К. Игровая терапия. –

Кто где живёт?». 4 (3;4) (2;1) 3 (1,3) (4;4) 2 (2;2) (1;1) 1 (3;1) (3;3) 1 2 3 4

Кто где живёт?». 4 (3;4) (2;1) 3 (1,3) (4;4) 2 (2;2) (1;1) 1 (3;1) (3;3) 1 2 3 4

Рис.5. Д И

Рис.5. Д И

Игра «Солнышко». Рис.8

Игра «Солнышко». Рис.8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2022