На протяжении всей жизни общество развивается. Оно прошло разные стадии, копило знания. И вот наступила необходимость свои накопленные знания сохранять и передавать.
XXI век – век информационных технологий. Вся наша жизнь проходит в сети Интернет. В Интернете мы находим друзей, общаемся. Но если люди старшего поколения не столь увлечены информационными технологиями, то дети и подростки не смыслят без этого свою жизнь.
Под информационными технологиями понимают совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации.
Информационные технологии считаются движущей силой. В XXI веке образованный человек - это хорошо знакомый с миром ИТ. Деятельность современного человека находиться в полной зависимости с информированностью и умением правильно пользоваться информацией.
Сегодня без ИТ невозможно обойтись, абсолютно все держится на них. С возникновением новейших технологий появляются новые специальности, меняется культура в обществе.
Дети, живущие в этом веке – поколение «Z». Эти дети всегда онлайн, их жизнь неотъемлемо связана с Интернетом. Бывает очень трудно удивить и удержать их внимание.
Сегодня невозможно представить и образование без ИКТ.
Вот несколько задач ФГОС третьего поколения:
- разумное и безопасное использование цифровых технологий, обеспечивающих повышение качества результатов образования и поддерживающих очное образование;
- развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ), расширение возможностей индивидуального развития обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов с учетом получения предпрофессиональных знаний и представлений, направленных на осуществление осознанного выбора образовательной программы следующего уровня образования и (или) направленности.
Вместе с ФГОС произошли изменения в традиционной системе образования. Если раньше основным источником информации был учитель и традиционно схема выглядела так «учитель – ученик», то сегодня учителя вытесняют информационные технологии.
Использование ИТ способствуют активизации внимания учащихся. Учитель работая в современных условиях может добиться качественных изменений, как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Новые стандарты российского образования непрерывно связаны с использованием ИТ. Ведь современное информационное общество предъявляет к уровню образования самые высокие требования.
Для того что бы функционировала образовательная среда в современной школе необходимы следующие компоненты: ИКТ комплекс (мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, ЭОР, камера,), МФУ (принтер, сканер, копир), аудиосистема.
Технические устройства помогают автоматизировать образовательный процесс. Учитель использует ИКТ и ИТ на всех этапах урока.
Как мы используем ИТ в образовательном процессе?
Рассмотрим несколько примеров:
1) Планирование и подготовка к урокам. Составление рабочей программы и календарно-тематического планирования, составление технологических карт. Создание презентаций. Так учитель облегчает себе работу, тем самым накапливая материалы для образовательного процесса. Формирует ЭОР.
2) Проведение уроков онлайн. Такая форма образования стала актуально в связи с карантином в 2020 году и прочно вошла в нашу жизнь. Уроки можно записывать и если ученик не присутствовал на уроке, он может посмотреть запись.
3) С помощью ИТ мы можем проверить знания учащихся через составление онлайн тестов (УЧИ.ру, ЯКласс , «Лекта» и др.)
4) Конечно, не один профессиональный конкурс сейчас невозможно представить без использования ИТ. Многие конкурсы проходят в дистанционном формате, и учитель может продемонстрировать свои знания, не выходя из дома.
5) Использование различных мессенджеров для взаимодействия учителя и родителей.
Но конечно при применении ИКТ на уроках мы не должны забывать о нормах СанПин.
Результатами систематического применения средств ИКТ в образовательном процессе являются:
1) Повышение показателя качества образования;
2) Повышение познавательной мотивации учащихся;
3) Формирование познавательной и творческой активности учащихся;
4) Развитие коммуникативных умений;
5) Развитие умения учащихся ориентироваться в информационном потоке, выделять необходимую информацию и обмениваться ею, используя современные технические средства;
6) Развитие регулятивных умений (постановка цели собственной деятельности, построение плана реализации, умения решать возникающие проблемы, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них, самоконтроль с последующей самокоррекцией учебных действий, взаимоконтроль);
7) Интеграция умений из различных предметных областей.
Таким образом, использование ИКТ позволяет решать важнейшие задачи образования - повышать качество образовательных результатов, формировать умение учиться, включать каждого ученика в познавательно-поисковую деятельность, чтобы каждый почувствовал свою причастность к учебному процессу, каждый справился с поставленной задачей, что способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, развитию личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.