"Использование ИКТ на уроках технологии с целью активизации познавательной деятельности учащихся" (обобщение опыта)
Оценка 4.6

"Использование ИКТ на уроках технологии с целью активизации познавательной деятельности учащихся" (обобщение опыта)

Оценка 4.6
doc
21.02.2021
"Использование ИКТ на уроках технологии с целью активизации познавательной деятельности учащихся" (обобщение опыта)
обобщение опыта завидова.doc

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 им. В.В. Бианки» г.Бийск

учитель технологии Завидова М.В.

«Использование ИКТ на уроках технологии с целью активизации познавательной деятельности учащихся» (обобщение опыта)

Описание материала: В работе  рассматриваются вопросы использования ИКТ с целью активизации познавательной активности учащихся на уроках технологии в среднем звене и старших классах. На примере использования мультимедийных презентаций, ИКТ  на этапе итогового контроля и проектного обучения.

                                                          Содержание

1.Условия возникновения и становления опыта

2.Цели использования информационных технологий на уроке, требования к использованию ИКТ на уроке технологии (психолого-педагогический аспект)

3.Противоречия и затруднения, решаемые в данном опыте

4.Теоретическая база опыта.

5 Новизна опыта

6.Технология опыта

7.Результативность

8.Заключение

9.Используемая литература

1.Условия возникновения и становления опыта

 

   Стремительное развитие общества, совершенствование технологий, вызывает необходимость адекватного использования новых возможностей. С увеличением количества компьютеров в школах возрастает их роль как эффективного средства повышения результативности обучения, в том числе и по технологии. Применение компьютера позволяет повысить интеллектуальный уровень и облегчает решение практических задач. Он может быть использован как информационная система, помогающая решать технологические, конструкторские, экономические, экологические вопросы, представляя материал в более наглядном, доступном для восприятия виде. Служит источником информации для разработки творческих проектов, а также оперативного контроля за усвоением учащимися знаний и умений, обеспечивая дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала. Вышеназванные преимущества позволяют эффективно решить проблему мотивации учащихся, т.к. уроки с использованием красочных иллюстраций и различных мультимедийных объектов (звук, видео) и т.д. привлекут внимание даже самого равнодушного ученика. Кроме того, использование информационно-коммуникационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач.

У учителя появилась возможность увеличить наглядность в процессе преподавания. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, легко запоминающимся.

Сфера применения современных технологий очень разнообразна. Для себя я определила несколько видов применения ИКТ технологий на своих уроках. В настоящее время характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных  мотивов учащихся.

Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников к информационным технологиям для повышения уровня мотивации к предмету «Технология».

2.Цели использования информационных технологий на уроке:

- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

- приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;

- помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

В настоящее время использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эффективного использования учебного времени.

    Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал

Применение современных информационных технологий на уроках технологии  даёт возможность учителю:

·                                 автоматизировать процессы информационно-методического обеспечения обучения.

·                                 организовать активное информационное взаимодействие между участниками учебного процесса.

·                                 обеспечить широкую вариативность обучения.

·                                 оптимизировать  текущий и итоговый контроль через подбор разноуровневых заданий и автоматизацию обработки результатов.

·                                 визуализировать учебный материал

·                                 возможность дистанционного, дифференцированного, личностно- ориентированного обучения.

Занятия с применением ИКТ имеют отличие от классической системы обучения. Это новая роль учителя – он уже не основной источник знаний, а его функция сводится к консультативно-координирующей. Задача учителя – подобрать средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с их умениями использовать  ПК в учебных целях.

Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. По комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе способствует:

- развитию интереса учащихся к изучаемому предмету;

- стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, в работе с литературой, внеклассной работе;

- формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;

- обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися;

- автоматизация рутинных операций и связанная с этим экономия времени.
В деятельности современного человека существует немало трудоемких информационно-поисковых, вычислительных и других подобных операций, которые поможет выполнить компьютер при наличии соответствующего программного обеспечения и его умелом использовании. Не освобождая учащихся от необходимости научиться пользоваться обычным справочным материалом, мы в то же время готовим их к будущей трудовой деятельности в условиях современного автоматизированного производства. Опыт показывает также, что использование на занятиях по технологии компьютера не уменьшает, а, наоборот позволяет увеличить опыт работы с конструкционным материалом, так как облегчает выполнение технических рисунков, расчетов, технологической документации.
- доступ к большому объему информации, представленному в занимательном виде за счет средств мультимедиа.
Использование программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ учащимся к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажной основе) практически не реализуема. Они учатся осваивать ее с помощью компьютера: поиск, запуск программ, навигация по электронным справочникам, выделение требуемых сведений, их печатание. Специализированные базы данных позволяют быстро и легко находить необходимую информацию.

-универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями.
Используя компьютер и средства мультимедиа, можно многократно демонстрировать приемы выполнения технологических операций, их последовательность, проследить процесс изменения объекта, построить чертеж и т.д.

    Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

ИКТ имеет следующие преимущества:

- позволяет повысить эффективность визуальной наглядности;

- дает возможность использовать наглядность, как для фронтальной работы, так и для индивидуальной деятельности;

-  расширяются возможности зрительного и слухового восприятия (не только неподвижные изображения, но и анимация, и звук);

-  сеть Интернет позволяет получить доступ к дополнительной информации и, используя ее, разнообразить виды заданий;

- работа с электронным учебником позволяет более четко организовать освоение, тренировку и контроль изучаемого материала;

 - дает возможность развивать креативные способности учащихся, разнообразить их творческую деятельность (создание презентаций, проектов, рефератов и т.д.);

-  компактность накопления и хранения информации, мобильность;

- демонстрация труднодоступного материала (виртуальные лаборатории, виртуальные экскурсии и т.д.);

- предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы, быстрая обработка результатов;

- способствует повышению познавательной активности и мотивации в усвоении знаний за счет разнообразия форм работы;

- самостоятельная работа учащихся становится контролируемой и управляемой

Требования к использованию ИКТ на уроках технологии (психолого-педагогический аспект)

- узнаваемость – соответствие предъявляемой информации;

- динамика – время демонстрации должно быть оптимальным. Очень важно не переусердствовать с эффектами;

- продуманный алгоритм видеоряда изображений;

- оптимальный размер – это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников;

- оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников и не дают сосредоточиться на главном.

3.Противоречия и затруднения, решаемые в данном опыте

 

- недостаточное количество мультимедиадисков в школьной медиатеке, имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность;

- недостаточный уровень наглядности;

- оптимизация системы контроля, через использование ИКТ;

- низкий уровень развития умений и навыков по отбору нужной информации, анализу, систематизации и применения на практике полученного материала;

- недостаточное использование использование современных компьютерных программ в обучении;

Первое затруднение, которое хотелось бы отметить:

- недостаточное количество мультимедиадисков в школьной медиатеке, имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность;

  Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, инструкционных карт, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал. ИКТ уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:

1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, в способах обработки материалов, моделирования и проектирования. Следовательно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

2. Недостаточное количество мультимедиадисков в школьной медиатеке. Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность, не лишены ряда достоинств. Таких, как профессионализм работы программистов, красивая графика, содержат хорошую мультипликацию, многофункциональны и т. д.

Но в большинстве своем они не вписываются в канву данного конкретного урока конкретного учителя. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке. Всю проведенную в ходе занятия работу со всеми сделанными на доске записями и пометками можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и в виде видеозаписи. Учитель, работающий с интерактивной доской, может повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации – визуальной и звуковой. В процессе занятия он может использовать яркие, многоцветные схемы и графики, анимацию в сопровождении звука, интерактивные элементы, которые откликаются на действия учителя или ученика. При необходимости, если в группе есть учащиеся со слабым зрением, учитель может увеличить тот или иной элемент, изображенный на доске. Наглядность и интерактивность–вот основное преимущество интерактивной доски. Интерактивные доски соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность проверочная работ, самостоятельная работа).

    Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

- недостаточный уровень наглядности  в ходе обучения;

 

С помощью мультимедийного проекта демонстрируются слайды, презентации, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

- повысить уровень наглядности в ходе обучения;

- оживить учебный процесс, внести элементы занимательности;

- сэкономить много времени на уроке.

Школьникам нравится работать с компьютером, и они с удовольствием включаются в деятельность. Стимуляция познавательных интересов у школьников вызывается новизной наглядных средств обучения.  Применение компьютеров эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапах предъявления учебной информации, усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения. Такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучения.

      Компетентность современного учителя – это комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия в образовательном пространстве и зависящий от необходимых для этого профессиональных компетенций.  Компьютер используется в качестве средства визуализации материалов урока. Для работы на уроке учителю и ученикам достаточно уметь работать в пакете программ Microsoft Office. На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска.  Чаще всего для выступления используют Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация. В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.

- оптимизация системы контроля, через использование ИКТ;

        Информационно-коммуникативные технологии играют серьезную роль в изменении системы контроля знаний учащихся. Новые системы контроля знаний на базе ИКТ (тестовые программы «MyTest X» «Rich Test» «Конструктор тестов» тесты в программе PowerPoint и другие) характеризуются оперативностью, регулярностью, создают широкие возможности для дифференциации (создание индивидуальных заданий, отличающихся

уровнем сложности, темпом выполнения), обобщения результатов и накопления материалов, позволяющих оценивать личностную динамику ученика. Кроме того, они позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга. Еще один важный момент связан с возможностями смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика. Система контроля знаний на базе ИКТ психологически более комфортна и для

учителя, и для ученика. Для ученика она в значительной мере является бесстрессовой, поскольку создается возможность работы в индивидуальном режиме, наедине с компьютером, что исключает в значительной мере фактор тревожности, связанный с непосредственным взаимодействием с учителем. А учителя она избавляет от рутинной работы, тем самым, экономя его силы и высвобождая время для творческой деятельности

- низкий уровень развития умений и навыков по отбору нужной информации, анализу, систематизации и применения на практике полученного материала;

Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности. Изучение теоретической части многих тем образовательной области «Технология» предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с 5 класса, учащиеся получают задания по поиску дополнительной, занимательной информации. Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с использованием средств ИКТ: искать информацию в компьютерной базе данных, в электронном документе, в локальной сети школы, в

Интернете с использованием поисковых систем. Необходимо научить ребенка отбирать нужную информацию, анализировать, систематизировать и применить на практике полученный материалОбучаясь в школе, ребенок должен научиться затрачивать минимум времени и средств на поиск информации в сети, что в будущем благоприятно отразится на его профессиональной деятельности и пригодится в быту

- недостаточное использование использование современных компьютерных программ в обучении;

Особенностью этого вида ИКТ является проведение уроков технологии с работой всех учащихся на компьютерах под руководством учителя.

- Например, уроки домашней экономики в 8-х классах эффективнее проводить с использованием табличного редактора Microsoft Excel, при помощи которого составляется бюджет семьи. Пакет Microsoft Office, обладающий широким спектром инструментов для передачи, сохранения и обработки информации, дает возможность развития коммуникативных умений учащихся. Если в 5, 6 классе используются текстовый редактор Word, графический редактор Paint и Калькулятор, то в 7-8-х классах используются и другие программы: Excel, PowerPoint, Publisher. При данных видах работы формируются такие умения и навыки, как излагать мысли в письменном виде ,представлять информацию в виде графика, схемы, написать конспект, доклад, располагать рационально текст на бумаге, отформатировать правильно текст электронного документа.

4.Теоретическая база опыта

Процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков всегда индивидуален. По мнению проф. И.М.Чередова, в учебной деятельности чрезвычайно важно, насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Использование компьютера позволяет намного полнее учитывать в учебном процессе возможности каждого ученика, предлагая посильные темпы работы и обеспечивая необходимую коррекцию результатов.

По словам Ю.К. Бабанского «Задача становится познавательной, если она удовлетворяет следующим требованиям:

1. представляет познавательную трудность для учащихся, т.е требует размышления над изучаемой проблемой;

2. вызывает познавательный интерес учащихся;

3. опирается на прежний опыт и знания учащихся по принципу апперцепции.»

В школе объектом познавательных интересов учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения. Отсюда следует, что в сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьниками знания, но и процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и содействующие постоянному поступательному движению школьника. Познавательный интерес направлен на познание, овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию предметной области, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности.

Выполняя работу на компьютере, ученик получает возможность смоделировать ситуацию и возможные результаты, полученные в ходе принятия каких-либо решений. Использование специальных программ позволяет создавать необходимы модели, подбирать формы, цветовые решения какой-либо работы. Используя моделирующие возможности информационных систем, школьники могут не только выбрать заинтересовавшую их работу из большого числа представленных образцов, но изготовить ее в желаемом масштабе и оформить по своему усмотрению, проявив при этом творческие способности.

Особенности организации и методики урока  технологии с использованием ИКТ

Разнообразие компьютерных уроков.

Вариант (вид) компьютерного урока технологии зависит от:

- общей дидактической структуры урока;

- варианта использования средств ИКТ;

- объема делегируемых компьютеру функций учителя (формула компьютерного урока);

- вида используемых компьютерных средств (текстовые, видео, аудио).

ИКТ можно использовать на любом этапе урока технологии.

Изучение (объяснение) нового материала.

При объяснении нового материала на уроке учитель не «отменяется», он координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает. А «рассказывать» материал вместо меня может компьютер. Привычную черную доску с кусочком мела заменяет огромный электронный экран. Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия «текст-звук-видео-цвет».

При изучении таких разделов, как материаловедение, машиноведение, кулинария дается очень большой объем теоретических знаний, который дети должны запомнить и записать в тетрадь, так как учебников у них нет. Поэтому во время объяснения нового материала хорошо использовать основные тезисы темы, которые дети могут постепенно перенести в тетрадь.

Практическая работа.

Конечно, использование индивидуальных компьютеров пока не возможно. Но очень хорошо использовать экран мультимедиа для вводного инструктажа или правил по ТБ. Также на практической работе часто использую материал с программных дисков.

 Закрепление.

Основной недостаток классического, традиционного урока – трудность учета индивидуальных особенностей усвоения материала учащимися (гендерные различия, индивидуализация трудности материала, темпа усвоения, типологических особенностей личности ребенка). Использование компьютера позволяет либо применить индивидуальное программирование, разветвленную программу закрепления, либо организовать внутриклассную групповую дифференциацию. При этом структура урока становится нелинейной.

Обычно классы делятся на три группы:

1)учащиеся с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять;

2) учащиеся со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы;

3) учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать не шаблонное, рациональное решение.

Каждая группа работает по своему варианту, по закреплению материала также по своей программе. Во время закрепления материала те девочки, которые справились с практическим заданием, получают индивидуальное или групповое задание в виде теста или кроссворда на экране мультимедиа.

Повторение.

Актуализирующее повторение в первой части урока технологии в компьютерном варианте может быть представлено в любом формате (текст – звук - изображение): репродуктивным тестированием, экспериментальными задачами, проблемными ситуациями, развивающими играми и т.д. В результате все играющие оказываются, включены в мыследеятельность, готовы к восприятию нового.

Степень самостоятельности регулируется в широких пределах: полная (с самостоятельной постановкой цели), частичная (поиск решения задачи), самостоятельный поиск информации, творческая работа, вывод формулы, построение доказательства, свободное путешествие.

При повторении для обобщения и систематизации знаний используется графические возможности компьютера, а для достижения гарантированных результатов обучения – программы-тренажеры.

Контроль знаний.

Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества, которые состоят в следующем:

- осуществляется индивидуализация контроля знаний (учет разной скорости работы учащихся, дифференциация работ по степени трудности);

- повышается объективность оценки;

- ученик видит детальную картину собственных недоработок;

- оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;

- на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.

Формы контроля:

задания, кроссворды, тесты (открытые, закрытые), самоконтроль, взаимоконтроль, задания на репродукцию, применение, творческое применение, рейтинговый контроль, игровые программы, творческие задания.

Домашнее задание.

Почти у всех детей есть п\к, поэтому можно сейчас давать задания и в электронном виде

 

5.Новизна опыта

Использую на занятиях ИКТ технологии с целью повышения познавательной активности учащихся, я выделяю основные направления работы, позволяющие раскрыть технологию моего опыта:

- Использование мультимедийных средств на уроке технологии;

- Использование современных компьютерных программ в обучении;

- Самостоятельная работа обучающихся по поиску информации  с использованием ИКТ;

- Использование тестовых оболочек;

- Применение в практике работы компьютерных презентаций;

- Использование ИКТ в проектной деятельности;

- Итоговый контроль с использованием ИКТ

 

6.Технология опыта

Презентации

Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний

(презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работ, самостоятельная работа).

Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).

Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать

получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Например во время урока по теме «Дизайн Интерьера. Культура оформления окон» 8 класс учащиеся имеют возможность сравнить различные стили в оформлении окон, узнать, каким образом внести национальный колорит в оформление жилища, какие бывают варианты жалюзи (приложение 1), (приложение 2). Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является

хорошим диагностическим средством.

Иллюстра­ции особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредствен­ному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещен­ная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения заставляет учащихся пройти че­рез все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций вы­свобождает большое количество времени, которое можно употребить для до­полнительного объяснения материала. 

Для работы на уроке учителю и ученикам достаточно уметь работать в пакете программ Microsoft Office

Пакет Microsoft Office, обладающий широким спектром инструментов для передачи, сохранения и обработки информации, дает возможность развития коммуникативных умений учащихся. Если в 5, 6 классе используются текстовый процессор Word, то в 7-11-х классах используются и другие программы: Excel, PowerPoint, Adobe PhotoShop. При данных видах работы формируются такие умения и навыки, как излагать мысли в письменном виде представлять информацию в виде графика, схемы, чертежа, написать конспект, доклад, располагать рационально текст на бумаге, отформатировать правильно текст электронного документа. Найденную и обработанную информацию на уроке обязательно требуется прослушать, просмотреть, проанализировать, сравнить и оценить. Ученики могут обмениваться мнениями, информацией, задавать вопросы друг другу и преподавателю. Учащиеся при этом получают навыки публичных выступлений, участия в дискуссиях, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде, что предполагает учет различных точек зрения, умение анализировать их основания. На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок. Чаще всего для выступления используют Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки

Например, на уроках в 5,6,7 классах «Бытовая швейная машина. История создания швейной машины» - видеоролики об истории создания швейной машины и возможностях современных швейных машин, видеоролики о получении тканей из натуральных и искусственных волокон. В 7, 8 классах по теме «Прически, уход за волосами» - совершается путешествие в музей причесок различных эпох, использую программу «Салон красоты» для нанесения макияжа в зависимости от формы лица. В 8 классе по теме «Мода, стили, силуэты» - учащиеся получают дополнительную занимательную информацию о развитии представлений людей о моде, о различных силуэтах, которые

были модными в разные эпохи. В 8 классе по теме профессиональное самоопределение использую презентацию «Человек и профессия» (приложение 3).

Несомненно, использование медиапрезентаций оптимизируют деятельность учителя, упрощают подготовку преподавателя к уроку в будущем. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку.

Итоговый контроль с использованием ИКТ

Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам (приложение 4).Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос. Учащимся могут быть даны задания по созданию итоговых презентаций по теме или разделу программы. Например итоговая презентация учащихся 8 класса по разработке дизайна спальни (приложение 5), по созданию тестов, вопросов по пройденной теме.

Использование ИКТ в проектной деятельности

При организации проектной деятельности учащихся, основную информацию получают из компьютера. Оформляют работы в текстовом редакторе, осуществляют защиту результатов в буклетах и презентациях.      

     Появляется возможность сформировать компьютерный банк проектов: сведения об объектах труда и образцы уже выполненных проектов (на сервере школьной локальной сети). Что позволит оптимизировать проектную деятельность учащихся.

При работе над проектом учащиеся проходят ряд этапов. На первом из них, их задача состоит в том, чтобы выбрать тему, обосновать ее подобрать необходимый материал.

Источником информации могут быть СМИ, медиадиски, Интернет. С целью сохранности бумажной литературы учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат, принтеры.

Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках.

Перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять

информационный поиск в сети Internet (поскольку в сети насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным проблемам). Для создания банка идей используется текстовой редактор Word , построение диаграмм, графиков, а также для создания презентаций используют Microsoft PowerPoint, в электронных таблицах Excel проводятся предварительные расчеты.

На следующем этапе (технологическом) учащиеся создают объект своего труда. На заключительном этапе учащиеся выбирают способ защиты своего проекта. В зависимости от темы проекта, класса, уровня подготовки учащихся могут использоваться те или иные способы защиты. Для защиты крупных проектов используются презентации, для более мелких буклеты, текстовой редактор Word. Например учащиеся 10 класса по теме «Профессиональное самоопределение» создают презентации в которых изучают вопросы возникновения профессии, ее востребованности на рынке труда, вариантах выбора учебных заведений и своего жизненного пути (Приложение 6), (Приложение 7).

В старших классах учащиеся занимаются проектной деятельностью на основе компьютерных технологий, что позволяет разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предмета.

При этом учащиеся не только углубляют и расширяют свои знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи.

Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих.

Опыт использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности был представлен на конкурсах разного уровня.

Так, работа теме «Молодежь в современном мире» (Приложение 8), где для анализа информации используются графики и диаграммы, была представлена на городской конкурс «Юный исследователь», отмечена грамотой.

Работа по теме «ФНПЦ «Алтай» - ядро наукограда» (приложение 9). в 2012г.представлена на всероссийский конкурс «Первые шаги в науку» г. Обнинск, отмечена дипломом. Работа по теме « Сотовая связь» (приложение 10) в 2010г. представлена на всероссийский конкурс «Юность. Наука. Культура» г. Новосибирск, отмечена дипломом.

Мною разработана и успешно реализуется авторская программа «Основы бизнеса и препринимательства» (10-11 класс). Данный опыт был представлен на Всероссийский Интернет-конкурс педагогического творчества, отмечен дипломом и свидетельством о

публикации (приложение 11). Систематически мои ученики принимают участие в региональном конкурсе «Деловые люди Алтая» по темам, раскрывающим историю возникновения купечества на территории Алтайского края и современных предпринимателях, используя мультимедийные презентации и творческие проекты. Так, работа по теме «Деятельность купца М.С. Сычева» (приложение 12) отмечена дипломом 3 степени, «ТД «Аникс» (приложение 13) дипломом 2 степени.

7.Заключение

На уроках технологии использование информационно-коммуникативных технологий является наиболее актуальным. Сейчас, в сети Интренет с легкостью можно найти всю необходимую информацию для ученика- это таблицы калорийности, энергетической ценности, описание продуктов, рецепты, возможность составления блюд их ограниченно количества продуктов. Имеется возможность онлайн-расчета калорийности блюд, подсчета белков, жиров, витаминов.
При изучении различных видов декоративно-прикладного творчества возможность использования виртуальных выставок, сайтов, посвященных оригами, макраме, плетению из бисера, вышивке позволяют не только увидеть лучшие образцы, но и быстро подготовить раздаточный материал, распечатав нужные схемы, рисунки, эскизы.
Таким образом, использование ИКТ на уроках технологии делает занятия более интересными, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе,

способствует пониманию более сложного материала, дает возможность использования различных стилей обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям, а обучающиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения. Их использование позволяет повысить интерес учащихся к приобретению знаний, а так же облегчить учителю задачу подготовки к занятиям.
Анализ занятий с применением информационно-коммуникативных технологий показал,

что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Использование ИКТ на уроках технологии повышает интерес к предмету, что полезно при изучении нового материала и способствует развитию креативного мышления школьников. 

Я считаю, что новые информационные технологии, применяющиеся ме­тодически грамотно, повышают познавательную активность учащихся и эффективность обучения, создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика. Использование ИКТ тем более актуально в наше время, так как в школах, как правило, отсутствуют, или морально устарели необходимые наборы: схем, таблиц, иллюстраций, фотографий, репродукций.

ИКТ–компетентность — это общешкольное умение и ее формирование должно проходить на всех уроках, в том числе, на уроках технологии. Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания технологии, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями.

При этом учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, диф­ференциации и индивидуализации обучения и воспитания. , создают  условия для проявления познавательной активности учащихся.

8.Результативность

Учебный год

Классы

Предмет

Образовательные результаты по итогам

учебного года

Ссылка на подтверждающий документ

Успеваемость

(%)

Качество знаний

(%)

2015/2016

5,6,7,8,10,11

технология

100

5а-100,5б-100, 6а-92, 7а-93,7б-93, 8а-83, 10а-92, 11а-92

АИС «Сетевой регион. Образование»

 

 

 

100

итого 93.1

2016/2017

5,6,7,8,10,11

технология

100

5а-100,5б-100, 6а-96,6б-96, 7а-93, 8а-93,8б-91, 10а-92, 11а-92

АИС «Сетевой регион. Образование»

 

 

 

100

итого 94.7

2017/2018

5,6,7,8,10,11

технология

100

5а-100,5б-100, 6а-95,6б-94, 7а-96,7б-95, 8а-93, 10а-92, 11а-91

АИС «Сетевой регион. Образование»

 

 

 

100

итого 95.1

2018/2019

5,6,7,8,10,11

технология

100

5а-100,5б-100, 6а-100,6б-100, 7а-95,7б-93, 8а-92,8б-92, 10а-91, 11а-91

АИС «Сетевой регион. Образование»

 

 

 

100

итого 96.4

 

При 100% успеваемости   прослеживается положительная динамика  качества обучения за последние четыре года. Процент успеваемости повысился на 3,3% с 93,1 % до 96,4%.

 

9.Используемая литература

1 Е.С. Полат «Новые педагогические и информационные технологии системе образования». М.: «Академия»,2001г.

2.   Компьютерные программы «Салон красоты»,   «Человек и

профессия», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»

3. Скубневский В.А., Старцев А.В., Гончаров Ю.М. «Энциклопедия предпринимательства» : Барнаул, Демидовский фонд, 1996г.

4.Фридман Л.Н. Наглядность и моделирование в обучении - М.: Просвещение, 1984. 

5 .Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. -М.: Просвещение,1998.

6 .Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Просвещение,1982.

7.Пикасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении -М.: Просвещение,1990.

8. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №5

9. Симонович С.В. Компьютер в вашей школе – М.: АСТ –ПРЕСС КНИГА. Информком.- Пресс .2002

10. Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MSPowerPoint 2002. – Ж-л «Вопросы Интернет-образования», № 44


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 им

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 им

У учителя появилась возможность увеличить наглядность в процессе преподавания

У учителя появилась возможность увеличить наглядность в процессе преподавания

На уроках технологии, применение

На уроках технологии, применение

В деятельности современного человека существует немало трудоемких информационно-поисковых, вычислительных и других подобных операций, которые поможет выполнить компьютер при наличии соответствующего программного обеспечения и его умелом…

В деятельности современного человека существует немало трудоемких информационно-поисковых, вычислительных и других подобных операций, которые поможет выполнить компьютер при наличии соответствующего программного обеспечения и его умелом…

ИКТ имеет следующие преимущества: - позволяет повысить эффективность визуальной наглядности; - дает возможность использовать наглядность, как для фронтальной работы, так и для индивидуальной деятельности; -…

ИКТ имеет следующие преимущества: - позволяет повысить эффективность визуальной наглядности; - дает возможность использовать наглядность, как для фронтальной работы, так и для индивидуальной деятельности; -…

Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр

Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр

Следовательно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке

Следовательно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке

Школьникам нравится работать с компьютером, и они с удовольствием включаются в деятельность

Школьникам нравится работать с компьютером, и они с удовольствием включаются в деятельность

Система контроля знаний на базе

Система контроля знаний на базе

Теоретическая база опыта Процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков всегда индивидуален

Теоретическая база опыта Процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков всегда индивидуален

ИКТ можно использовать на любом этапе урока технологии

ИКТ можно использовать на любом этапе урока технологии

Повторение. Актуализирующее повторение в первой части урока технологии в компьютерном варианте может быть представлено в любом формате (текст – звук - изображение): репродуктивным тестированием, экспериментальными…

Повторение. Актуализирующее повторение в первой части урока технологии в компьютерном варианте может быть представлено в любом формате (текст – звук - изображение): репродуктивным тестированием, экспериментальными…

Использование мультимедийных средств на уроке технологии; -

Использование мультимедийных средств на уроке технологии; -

Иллюстра­ции особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредствен­ному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении

Иллюстра­ции особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредствен­ному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении

В 8 классе по теме профессиональное самоопределение использую презентацию «Человек и профессия» (приложение 3)

В 8 классе по теме профессиональное самоопределение использую презентацию «Человек и профессия» (приложение 3)

Перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети

Перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети

Мною разработана и успешно реализуется авторская программа «Основы бизнеса и препринимательства» (10-11 класс)

Мною разработана и успешно реализуется авторская программа «Основы бизнеса и препринимательства» (10-11 класс)

Я считаю, что новые информационные технологии, применяющиеся ме­тодически грамотно, повышают познавательную активность учащихся и эффективность обучения, создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего…

Я считаю, что новые информационные технологии, применяющиеся ме­тодически грамотно, повышают познавательную активность учащихся и эффективность обучения, создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего…

АИС «Сетевой регион. Образование» 100 итого 95

АИС «Сетевой регион. Образование» 100 итого 95
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2021