ЦЕЛИ РАБОТЫ :
1) Обобщить и систематизировать накопленный материал по использованию информационно- коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.
2) Предложить вариант методики использования информационно- коммуникационных технологий.
ВВЕДЕНИЕ.
Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Мы живем в мире медиарасширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного» взрыва. Соответственно, цель образования сегодня- формирование личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа. Поэтому использование информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Учителю необходимо осваивать инновационные технологии и новые методы подачи материала.
Использование мною в учебном процессе информационных технологий на уроках русского языка и литературы – это попытка предложить один из путей, способствующих повышению результативности в обучении и развитию учебной мотивации на уроках русского языка и литературы. Естественно, все это возможно при наличии соответствующей техники в классе.
Мудрые китайцы говорят: « Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Жить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе можно и с помощью информационных технологий. Причем учиться не только ученику, но и учителю.
1.
В 1820 году, когда была напечатана поэма «Руслан и Людмила», Жуковский подарил Пушкину портрет с надписью: «Победителю- ученику от побежденного учителя». Согласитесь, уважаемые коллеги, что и сегодня мы можем сказать так своим ученикам, потому что они лучше нас ориентируются в современных информационных технологиях.
Сегодня просто необходимо, чтобы каждый учитель- предметник умел: 1) обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке; 2) создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке; 3) использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине; 4) применять учебные программные средства ( обучающие, закрепляющие, контролирующие); 5) осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям; 6)организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете; 7)самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы- оболочки, проводить компьютерное тестирование. В ходе освоения информационно- коммуникационных технологий необходимо стараться повышать свой профессиональный уровень и овладевать (иногда одновременно с учениками) новым инструментарием получения знаний.
Владея ИКТ, мы имеем возможность создавать, тиражировать, и хранить дидактические материалы к уроку ( проверочные работы, раздаточный и иллюстративный материал). В зависимости от уровня класса, поставленных перед уроком задач единожды набранный вариант заданий может быстро модифицироваться (дополняться, сжиматься). Кроме того, распечатанные дидактические материалы выглядят более эстетично. ИКТ значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке к уроку. Через поисковые системы Интернета находятся и художественные, и литературоведческие тексты, биографические материалы, фотодокументы, иллюстрации. Безусловно, многие работы требуют проверки, редакторской правки. Конечно, никто не призывает их использовать полностью, но какие-то фрагменты статей могут пригодиться при разработке дидактических материалов к уроку, подсказать и форму урока.
2.
ИКТ используются для планирования учебного материала и учебных занятий, подготовки печатных материалов к урокам (использование приложения Microsoft Word ) для обработки результатов проверочных и контрольных работ ( приложение Microsoft Word , диаграмма Microsoft Graph 97, электронные таблицы Microsoft Excel ). Кроме этого, рекомендуется использовать стандартные программные модули, входящие в состав программно- методического комплекса Ziyonet, учебные тренажеры, компьютер, мультимедийный проектор, электронные учебники по рус.яз., компьютерные программы- репетиторы ( на CD- дисках). Проектная деятельность учащихся, создание ими компьютерных презентаций, электронных докладов – всё это способствует повышению уровня знаний, формирует и развивает навыки самообразования школьников, способствует усвоению знания на творческом уровне. Работа над мультимедийным проектом состоит из 4-х этапов: 1)постановка проблемной ситуации и формирование группы. 2)сбор и обработка материала, 3)презентация проекта, 4)обсуждение результатов.
Опираясь на имеющиеся у ребят навыки, я стала постепенно вводить в свои уроки следующие формы использования ИКТ: 1)Интерактивные проверочные работы, поясняющие материалы различного рода, 2) Источник информации. Ученики одного класса рисовали фразеологизмы, мы их отсканировали, а ученики другого класса приготовили конкурс-презентацию по данной теме, используя эти рисунки и рисунки, найденные в сети. Этот конкурс назывался «Угадай, что означает данный фразеологизм.» 3)Создание презентаций.
Перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Наличие такого материала на компьютере позволяет организовать на уроках литературы сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и посмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
3.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи : 1)усвоить базовые знания по предмету, 2)систематизировать усвоенные знания, 3)сформировать навыки самоконтроля, 4)сформировать мотивацию к учению, 5)оказать учащимся учебно- методическую помощь в самостоятельной работе над учебным материалом.
Мультимедийные технологии можно использовать на различных этапах урока.
Учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе помогают решить ряд проблем: 1)повысить интерес учащихся к предмету, 2)повысить успеваемость и качество знаний учащихся. 3)сэкономить время на опрос учащихся, 4)дает возможность учащихся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы отметить, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, использование компьютера на каждом уроке не реально, да ведь это и не нужно. Как бы то ни было, а урок, например, литературы - это, прежде всего, знание художественных произведений, умение их анализировать, сопоставлять разные взгляды критиков, понимание авторской позиции и т.д. Я думаю, что каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.