Внедрение информационно коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс как средство повышения познавательной активности учащихся
1. Использование информационных технологий в работе учителя математики
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Огромную помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и любознательность ребенка. Внедрение и использование в современной школе информационных, коммуникационных, мультимедийных технологий становится делом привычным, ни у кого не вызывающим сомнений в целесообразности и неизбежности этого процесса.
Подрастающему поколению необходимо научиться жить и работать в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимать её реалии и научиться пользоваться ею. В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником.
Учитель, располагающий компьютером, имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным. Компьютер на уроках математики становится реальной необходимостью. Обучать на основе прогрессивных методов — значит обучать методам приобретения знаний. Эффективность проведения урока повышается за счёт того, что уменьшается роль «классной доски» как основного инструмента преподавания математики. Вместо доски используются демонстрации, динамические модели, дающие возможность повторить объяснение, обращая внимание учеников на вызывающие затруднения моменты.
Я считаю, что проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, память, мышление, внимание; гораздо активнее и быстрее происходит активизация познавательного интереса. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия, у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог учит, воспитывает, но и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе. Компьютер позволяет усилить мотивацию ученика. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для учеников, чем штудирование учебника.
Использование компьютерных технологий позволяет учителю в определённой степени добиться следующих целей:
- представить на уроках математики максимальную наглядность (благодаря настройки изображений, анимации, и др);
- повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации);
- использовать на уроках разнообразные формы и методы работы с целью максимальной эффективности урока; вовлечения учащихся в сознательную деятельность;
- использование тестовых оболочек с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу (на разных этапах работы).
Безусловно, урок – это основная форма организации обучения. Поэтому он должен быть продуман во всех деталях, чтобы они логично следовали одна за другой, чтобы учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на уроке.
Привлечение
учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению умениями и навыками,
творческому применению их на практике должно сочетаться с постановкой перед
учащимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости
изучаемого материала.
Использование ИТ дает возможность для:
- повышения мотивации обучения;
- индивидуальной активности;
- направленности на личность школьника;
- формирования информационной компетенции;
- свободы творчества;
- интерактивности обучения.
Формы и место использования компьютеров на уроке, конечно, зависит от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель. Каковы же функции и особенности применения образовательных программ? Можно выделить следующие функции:
- инструментальная (создание наглядных пособий);
- демонстрационная (показ готовых демонстрационных программ, слайдов, презентаций и т.д.)
- обучающая (тренажеры);
- контролирующая (тесты).
Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые знания по предмету;
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению;
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
ИТ позволяют:
- выиграть время для более интенсивного обучения;
- сделать урок интересным, разнообразным и наглядным;
- вовлечь всех детей в учебный процесс;
- вводить новое через компьютерные технологии;
- развивать креативное мышление и самостоятельность школьников.
При проведении уроков математики я использую мультимедийные презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью. Урок-презентация тоже обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно организовать с помощью слайда).
При изучении новой темы я провожу урок-лекцию с применением мультимедийной презентации. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.
Можно использовать презентацию для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения.
Я использую презентацию для устных упражнений. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять в старших классах на уроках геометрии. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.
Использование компьютера значительно облегчает процесс изучения геометрии через реализацию одного из принципов обучения - наглядность. Наглядность - «золотое правило дидактики» (Я.А. Коменский) составляет содержание одного из ведущих принципов обучения. Стереометрия в большей степени, чем другие разделы математики, требует наглядности, что влечёт за собой использование большого количества чертежей и пояснительных рисунков. Одно из основных задач при изучении стереометрии в школе является развитие пространственного воображения у учащихся. Поэтому целесообразно применять компьютер на уроках геометрии в обучающем режиме и в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.
Следующим шагом в применении компьютера на уроках стал переход к созданию пособий в среде подготовки электронных презентаций. Демонстрационные слайды, используются при объяснении нового материала, решении задач, повторении. Использование ИКТ позволяет увеличить объём излагаемого на уроке материала без ущерба, для восприятия новых знаний учащимися. Так на уроках геометрии продуктивная работа повышается за счёт сокращения времени на «перерисовывание» чертежей сначала на доску, а затем в тетради учеников. В результате быстрее проходит повторение опорных знаний и решается большее количество задач. Использование ИКТ может вдохнуть новую жизнь в планы старых уроков и увеличить мотивацию учеников. Для проведения уроков геометрии удобно использовать слайды с элементами анимации с последовательной демонстрацией по щелчку. Динамические элементы на слайдах повышают наглядность, способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала. Целеустремленный поиск нового жизненного опыта с помощью ИКТ способствует тому, что в сознании учащихся наступает качественный скачек на пути развития пространственных представлений. Интерактивные технологии в совокупности с интерактивным программным обеспечением позволяют реализовать качественно новую эффективную модель преподавания учебных дисциплин, а современные интерактивные доски, появившиеся в образовательных учреждениях, являются техническим инструментом для реализации эффективной модели электронного обучения. С их использованием преподавание действительно становится креативным и увлекательным.
Использование информационных технологий на уроках математики способствует повышению качества образования, что является главной целью для каждого педагога, а так же и для меня.
2. Использование информационных технологий в организации работы классного руководителя
В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями воспитательного процесса.
В этом мне, как классному руководителю помогают ИКТ.
На протяжении последних пяти лет я являюсь классным руководителем классов с информационно-технологическим профилем, что является большим стимулом для освоения информационных технологий.
С использованием ИКТ моя работа классного руководителя значительно изменилась, стала более интересной, эффективной, приобрела индивидуальность и наглядность.
Применяя ИКТ, классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, внеклассного мероприятия, родительского собрания. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, а процесс общения с учениками и их родителями более рациональным. Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих учащихся, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях.
Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в жизнь класса. Используя новые, увлекательные для современного поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость.
Прежде всего, в работе классного руководителя использую:
1. Для организации воспитательной работы ресурсы Интернет. Это различная, необходимая информация для проведения и разработки внеклассных мероприятий, классных часов, родительских собраний на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий.
2. Интернет дает большие возможности для общения с учениками и их родителями. Широко использую электронную почту для различного рода информирования: рассылка табелей успеваемости учащихся их родителям; домашних заданий для заболевших детей; оповещение о важных событиях в классе и школе.
3. В повседневной работе классному руководителю приходится заполнять много различных документов. Это, в первую очередь, план воспитательной работы, и социальный паспорт класса, и, и различные отчеты по работе с «трудными» и «одаренными» детьми, и работа с родителями и т.д. Очень важно максимально систематизировать эту работу. Выставление текущих оценок, ведение журнала пропусков, сдача и проверка дневников, мониторинг успеваемости по полугодиям и за год могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel. С использованием электронных таблиц с учителя снимается функция калькулятора – окончательный расчет средней или общей величины. Кроме того, можно наблюдать промежуточные значения конечного результата. Каждую четверть классные руководители нашей школы заносят данные об успеваемости учащихся своего класса в школьную базу данных «Арм-Директор», которая позволяет в дальнейшем анализировать успеваемость учащихся.
4. Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Данные отчеты также могут формироваться с помощью электронных таблиц. Электронные таблицы позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм. Такие наглядные результаты анкетирования интересны не только учащимся, но и родителям.
5. Организуя внеклассные мероприятия, классные часы часто готовлю и использую мультимедийные презентации («СПИД – грозное предостережение человечеству», «В мире профессий», «Викторина о ПДД» и др.), которые позволяют красочно и наглядно представить материал, а так же позволяют экономить время проведения мероприятия. Все мероприятия фиксируются, оцифровываются и собираются в фото и видео-коллекцию, чтобы сохранить в детской памяти приятные воспоминания об этих ярких школьных мгновениях.
6. По-прежнему, работа с родителями учащихся является одной из самых важных в работе классного руководителя. Одной из форм взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. Чтобы превратить банальное заседание в живой интересный процесс, к родительскому собранию готовлю фото и видеоматериалы с уроков из жизни класса, делаю диаграммы успеваемости и качества знаний, которые отражается в виде электронной презентации, выполненной с помощью программы Power Point, стараюсь сделать родительское собрание ярким событием, вызываю тем самым у родителей желание прийти вновь.
Таким образом, я вижу очевидную необходимость использования компьютерных технологий и в работе классного руководителя.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.