Сагдиева А.Н.
г. Набережные Челны, МБОУ «СОШ №39»,
учитель начальных классов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ
РОДНОГО ЯЗЫКА
Аннотация: В статье говорится о том, что новые информационные технологии вносят существенные изменения в работу учителя. Занятия в инновационном режиме меняют мировоззрение самого педагога. Задача учителя - сделать каждый урок привлекательным и по - настоящему современным. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности разнообразной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по - новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
Ключевые слова: родной язык, информационно-коммуникационные технологии, мультимедийные презентации.
Через знание родной речи, через любовь к ней рождается любовь к родному краю. Язык является средством сохранения материального и духовного наследия каждой нации. Изучение родных языков способствует повышению качества образования и национальному пониманию - культурных традиции народов.
В последнее время вызывают тревогу горечь пренебрежение родным языком, родной литературой. Сегодня достаточно часто можно встретить родителей и детей, которые считают знание родного языка второстепенным, порой даже не нужным. Такие люди достойные скорее жалости, чем осуждения. Как нет дерева без корней, так нет и человека без родного языка, который выводит в прошлое и настоящее его народа. В сложившейся не простой ситуации первостепенная задача учителя родного языка заключается в привитии интереса к изучению родного языка и литературы, в развитии чувства гордости за свою историю, народ.
Современный этап развития школы ставит перед учителем новые важные задачи, направленные на совершенствование всей учебной воспитательной деятельности в учебном предмете образовательно воспитательных возможностей может лишь высокий уровень как классной, так и внеклассной работы.
Новые информационные технологии вносят существенные изменения в работу учителя. Занятия в инновационном режиме меняют мировоззрение самого педагога. Учителю - новатору становится самому интересно овладевать Интернет-технологиями и использовать их в учебно - воспитательном процессе.
Задача учителя-словесника - сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения.
Сегодня уже трудно представить работу образовательного учреждения без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности разнообразной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по- новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
Внедрение новых информационных технологий позволяет активизировать учебный процесс, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, что является результатом готовности учителя к введению и реализации ФГОС общего образования.
Преподавателю родного языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. В этом большое значение имеет УМК, по которому работает педагог.
Информационно-коммуникационные технологии я применяю в урочной деятельности на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, контроле ЗУНов, во внеклассной работе и исследовательской деятельности. Организуя урок с использованием ИКТ, планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю работу на компьютере с обсуждением и общением.
Создаю слайды с текстовым изображением по следующим разделам: словарно-орфографическая работа, подготовка докладов о жизни и деятельности известных лингвистов, изучение любого раздела языка.
Создаю слайды с графическим изображением: обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы действий по всем разделам науки о языке, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного использую данные таблицы, схемы для решения учебно познавательных задач.
Активно использую на уроках разного вида диаграммы, которые дают возможность в наглядном виде увидеть результат работы ученика по решению учебной задачи или проблемы. Например: при изучении раздела «Лексика» учащиеся знакомятся со словарным запасом слов. В предложенном тексте находят слова входящие в активный словарь, и слова, входящие в пассивный словарь: неологизмы, архаизмы, историзмы. Итог работы - диаграмма которая демонстрирует соотношение активного и пассивного словаря в данном тексте. Или провожу опрос, в ходе которого задаю вопросы, связанные с лингвистикой, обрабатываю полученную информацию, наглядно представляю в виде диаграммы.
Создаю мультимедийные презентации, привлекаю к этой работе и учеников. Выполнение творческих и научно-исследовательских работ, а также проектная деятельность учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий способствуют обучению сотрудничества, групповой работе, формированию и развитию аналитических навыков учащихся, повышению информационной грамотности.
Презентации разных типов помогают мне при объяснении нового материала, повторении, закреплении, обобщении.
Дидактические материалы в компьютерном варианте решают несколько задач:
¾ повышают производительность труда учителя я учащихся на уроке;
¾ увеличивают объем использования наглядности на уроке;
¾ экономят время учителя при подготовке к уроку.
Мультимедийные презентации я использую для того, чтобы выступающий (учащийся или учитель) смог на экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению, например, видеозапись отрывка из художественного фильма, снимки, иллюстрации.
При демонстрации слайдов деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания
учащегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У учащегося, таким образом, формируется учебно-информационные умения и навыки.
Большое внимание уделяю созданию учащимися собственных текстов. Разнообразны формы письменных работ различного уровня сложности: сочинения различных типов, изложения сжатые и подробные, изложения-миниатюры, письмо по памяти, зрительный диктант, творческий диктант.
Разнообразие учебных заданий, интересные тексты, деление упражнений по уровням позволяет не только дифференцировать обучение, но и применять групповые формы работ, что способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся.
В заключение хочется отметить, что использование компьютерных технологий способствует реализации ФГОС общего образования на уроках родного языка:
¾ повышает эффективность обучения (развитие интеллекта учащихся и навыков самостоятельной работы в поиске информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
¾ повышает интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшает качество образования, активизирует творческий потенциал ученика и учителя, включает учащихся и педагогов в современное пространство информационного общества;
¾ осуществляет индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
¾ обеспечивает гибкость управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
¾ улучшает организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
¾ повышает качество контроля знаний учащихся и разнообразие его форм;
¾ расширяет объём предъявляемой учебной информации.
Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по родному языку и литературе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.
Использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.
Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование.
Учитель – это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, умеет дружить, верить, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, понимает его душу и уважает. Каждый своим словом, жестом, движением, взглядом мы должны дать понять наше отношение, и они обязательно ответят взаимностью.
Список использованных источников
1. Баранова, Е. В. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] / Е. В. Баранова. - Москва : Лань", 2016. - Режим доступа: ЭБС "Издательство Лань". - Неогранич. Доступ.
2. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Academia, 2017. - 48 c.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
4. Развивающие педагогические технологии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.