Использование информационного блока в дистанционном обучении по математике
Т.Н. Масанина, методист
АУ «Сургутский политехнический колледж»
Дистанционное обучение (ДО) - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения учащегося. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Цель дистанционного урока: освоение учебных программ с использованием дистанционных технологий, с целью формирования у учащихся навыков творческого, критического мышления, самостоятельности в организации и регулировании собственной деятельности, развитии уровня ИКТ-компетентности. В процессе обучения учащийся приобретает навык самостоятельного проектирования индивидуальной образовательной стратегии.
Задачи:
· формировать у учащихся навык эффективного поиска и отбора информации, ее структурирования, анализа и оценки;
· давать оценку информации с точки зрения ее дидактических свойств: достоверности, полноты, ценности, актуальности, динамичности (или статичности);
· формирование навыков самооценивания, сравнения получаемых в автоматическом режиме результатов с прогнозируемыми;
· осуществление самокоррекции своей учебной деятельности, развитие навыка рефлексии модернизировать формы педагогического контроля в условиях применения новых средств обучения: сетевых учебных курсов, интерактивных обучающих компьютерных программ, тренажеров, тестов;
· освоения учащимся новых видов деятельности: работа в тестовом режиме,
· интерактивный (онлайн) режим.
На мой взгляд, большое внимание при подготовке к дистанционному обучению играет информационный блок. Информация к учащимся поступает через экран компьютера, т.е. основным каналом информации является визуальный. Поэтому материал должен выглядеть привлекательно, быть читаемым и не раздражающим глаз. Учитывая уровень подготовки учащихся и их учебные навыки, информация должна быть доступна для понимания и восприятия учебного материала
Рассмотрим информационный блок по математике для учащихся первого курса, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих социально-экономического направления.
Тема: Определение первообразной
Прочитать по учебнику «Алгебра и начала анализа 10-11» п.54 и ответить на вопросы:
1. Какая функция называется первообразной.
2. Какой буквой обозначается первообразная.
3. Сколько первообразных имеет функция и как они обозначаются.
4. Рассмотрите таблицу 1. В первой колонке находится , а в соседней колонке её первообразная.
5. Решить №983,984,985
6. Образцы решения№983,984:
1. Показать, что функция является первообразной для функции на всей числовой прямой.
,
По определению первообразной должно выполняться условие: .
Проверим это условие:
.
2. Образец решения №985.
Найти все первообразные функций:
. Воспользуемся таблицей, формулой №2. Вместо n подставляем число 15 и смотрим в соседнюю колонку и находим первообразную. То есть
Таблица 1
№ п/п |
Функция |
Первообразная |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
10 |
|
|
11 |
|
|
Тема: Правила вычисления первообразной
Прочитать по учебнику «Алгебра и начала анализа 10-11» п.55, решить № 988, 989, 992
Правило 1
Если f(x) имеет – первообразную F(x), а g(x) имеет первообразную G(x), то f(x)+g(x)имеет первообразную F(x)+ G(x)+С
Первообразная суммы равна сумме первообразных
Правило 2
Если функция f(x)– имеет первообразную F(x), а k –константа, то kf(x) имеет первообразную kF(x)+С
Постоянный множитель можно выносить за знак первообразной
Правило 3
Если функция f(x) имеет – первообразную F(x), то функция , где , постоянные числа, то она имеет первообразную: .
Чтобы проще было пользоваться правилом 3 и для закрепления навыков, можно воспользоваться таблицей
Таблица 2
№ п/п |
Функция |
Первообразная |
№ п/п |
Функция |
Первообразная
|
1 |
|
|
11 |
|
|
2 |
|
|
12 |
|
|
3 |
|
|
13 |
|
|
4 |
|
|
14 |
|
|
5 |
|
|
15 |
|
|
6 |
|
|
16 |
|
|
7 |
|
|
17 |
|
|
8 |
|
|
18 |
|
|
9 |
|
|
19 |
|
|
10 |
|
|
20 |
|
|
1. Найти первообразную функции , воспользуемся таблицей 2 (строка 15)
Решение: +С.
2. Найти первообразную функции , воспользуемся таблицей 2 (строка 15)
Решение:
3. Найти первообразную функции , воспользуемся таблицей 2 (строка 17)
Решение:
4. Найти первообразную для функции
Решение: Используем правила 1,2,3.
Тема: Площадь криволинейной трапеции
Прочитать п.56 по учебнику «Алгебра и начала анализа 10-11»
Выполнить задания №1000.
Пояснения к заданию:
Построим в системе координат прямые
Обращаю ваше внимание, что
не точки, а прямые.
– это прямая, проходящая через точку на оси (ох) и параллельно оси (оу). (Смотрите на рисунок)
– это прямая, проходящая через точку на оси (ох) и параллельно оси (оу).
.
Определение. Криволинейной трапецией называется фигура, ограниченная прямыми
и непрерывной положительной функцией
Криволинейная трапеция имеет площадь, которая вычисляется по следующему алгоритму;
1. Находим первообразную
2. Находи значение первообразной в точке
3. Находи значение первообразной в точке
4. Находим разность. Это и есть искомая площадь
Образец решения примеров
Найти площадь фигуры, ограниченной гиперболой , прямыми
Сначала делаем рисунок. Находим несколько значений для гиперболы. Обязательно берем
значения и еще несколько точек, чтобы более точно построить график. Например
|
|
1 |
2 |
4 |
|
4 |
2 |
1 |
|
Находим значение функций:
; ;
Расставляем эти точки в системе координат и строим график гиперболы. Проводим прямые
и получаем рисунок
Используя алгоритм,
вычисляем площадь. Функцию , преобразуем и запишем
в виде: ,
1. Находим первообразную по второму правилу и по таблице(строка 10):
. Обращаю внимание, что при нахождении площадей +С не пишем.
2. Находи значение первообразной в точке
3. Находи значение первообразной в точке
4. Находим разность. Это и есть искомая площадь
Напоминаю:
· разность логарифмов заменяем частным;
· так как вычисляли площадь, а площадь измеряется в квадратных единицах, то дописываем .
Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.