Использование инновационных методов в развитии элементарных математических представлений и логического мышления у детей с задержкой психического развития
Приготовила: дефектолог Каримова З.А.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Современный мир диктует нам свои правила. Если еще совсем недавно компьютер был предметом роскоши, то теперь он есть в каждой семье, а телефон имеет каждый дошкольник.
Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Сегодня без него не может обойтись ни одна отрасль жизнедеятельности человека. Компьютеры становятся неотъемлемой частью даже в дошкольных учреждениях. В РУз дошкольное образование вышло на первую ступень общего образования. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования.
Применение информационных компьютерных технологий на занятиях в СГДОО позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОО.
Особенности формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
У большинства детей с ЗПР снижена познавательная активность в математике или выражена крайне слабо. Снижение познавательной активности рассматривается как одна из важнейших причин трудностей обучения детей с ЗПР. У детей возникают трудности в овладении мелкой моторикой, что негативно влияет на сенсомоторный интеллект и математическое развитие детей. Психолого-педагогические исследования (Ю.З. Гилбурх, Г.М. Капустина, Н.П. Локалова) свидетельствуют о том, что математика для детей ЗПР является наиболее трудным занятием. Эти трудности объясняются тем, что дети с задержкой психического здоровья обладают рядом нарушений интеллекта и как следствие испытывают целый ряд затруднений в процессе развития математических способностей.
Основные нарушения:
Недостаточность тонкой моторики рук,
Нарушение артикуляционной и графомоторной координации (нарушение каллиграфии),
Зрительно-пространственные нарушения, нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановка их при чтении и написании, трудности ориентации на бумаге,
Нарушение звукобуквенного-анализа и звуковой структуры слов,
Трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса,
Нарушение зрительной, слуховой функции,
Трудности концентрации и распределение внимания, фрагментальность восприятия,
Неумение анализировать и обобщать материал,
Неумение мыслить отвлечённо, абстрактными категориями.
Применение в работе с детьми информационных технологий не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, помогают быть ребенку успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной деятельности.
Методы и приёмы
В педагогический процесс включаю традиционные методы в интеграции с инновационными методами:
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
игровая мотивация,
воображаемые ситуации,
проблемные ситуации,
сюрпризные моменты.
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные (задачи, рассказ, беседа);
наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);
практические (упражнения, опыты, трудовые действия и д.р.);
репродуктивные и проблемно-поисковые;
коммуникативные;
информационно-коммуникационные;
методы организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности детей.
Дидактические требования
четко определяю педагогическую цель применения мультимедийных средств или компьютерных игр в образовательном процессе;- уточняю, на каком этапе я могу применить мультимедийные средства;
-согласовываю выбранное средство с другими техническими средствами обучения;- учитываю специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации; - анализирую и обсуждаю с детьми главные вопросы изучаемого;
Этапы работы
изучение литературы по данной теме;- создание условий: компьютер, мультимедиа проектор, экран- создание копилки мультимедийных презентаций по развитию элементарных математических представлений группируются по разделам программы:
1. Количество и счет.
2. Величина.
3. Геометрические фигуры.
4. Ориентировка во времени.
5. Ориентировка в пространстве.
6. Логические задачи.
- создание каталога обучающих и познавательных игр и фильмов. - разработка перспективного плана по РЭМП с тематическими подборками презентаций; - самостоятельная познавательная деятельность дошкольника; - взаимодействие с педагогами; - взаимодействие с родителями .
Использование мультимедийных презентаций
Использование МП позволяет расширить возможности традиционного воспитания и обучения.
Способствует усвоению материала, так как в этот процесс включаются все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески. А роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять интерес детей. При этом компьютер должен только дополнять дефектолога, а не заменять его. На занятиях с детьми ИКТ чаще используется как часть занятия, но на итоговых или обобщающих занятиях может быть использовано в течение всего занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
В форме обучающей игры с детьми дошкольного возраста можно проводить любые занятия с применением ИКТ: математику, путешествия по стране, городу, развитие речи, обучение грамоте, конструирование, рисование и др. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
Познавательные игры по РЭМП В компьютерной игре должно подразумеваться усложнение игровой задачи; опора на имеющийся опыт ребенка;
- Она должна быть направлена на обучение ребенка новым способам действий, вырабатывание представлений, обогащение творческого и познавательного опыта, формирование (коррекцию, совершенствование или закрепление) умений, операций, процессов, навыков;
- Она должна быть воспитывающей;
- Она должна иметь логическое завершение;
- Она должна включать различные приемы оценки верности ответов, доступные ребенку (рисунки и графические символы);
- Она должна содержать близкие опыту ребенка персонажи, сюжеты, задания, которые не провоцируют негативных эмоций, проявление агрессии, и т.п.;
Информация о правилах и ходе игры дается образно-символьном способом;
Изображения на экране должны быть достаточно крупными, без мелких деталей; темп движения элементов на экране - умеренный;
«Управление» клавиатурой, мышью должно основываться на доступных и освоенных ребенком умениях; учитывать уровень формирования моторики и координации.
Игра «Учимся считать. Кружочки »
Цель игры: изучение, закрепление цифры и последовательный счет от 1 до 10. Развитие мышления, зрительного восприятия
Ход игры: Ребенок нажимает на каждую цифру с помощью мышки, в компьютере звучит название цифры и появляются столько кружочки. Ребенок считает каждый кружочек по порядку.© Источник: детский портал «Солнышко»https://solnet.ee/games/g1_01
Игра «Найди пару»
Цель игры: развивать зрительную память, внимание, быстроту реакций.
Ход игры: Ребёнок с помощью мышки нажимает на каждую клеточку. Клеточки поворачиваются и выходит изображение. Ребенок запоминает картинку и ищет точно такую же картинку за остальными клеточками.
Игра «Геометрические фигуры»
Цель: Закрепление знаний геометрических фигур, умение находить одинаковые фигуры, управлять мышкой, развивать внимание и мышление.
Ход игры: Ребенок выбирает одну геометрических фигур с помощью мышки и отводит к одинаковой фигуре по краям. При правильном ответе звучит название плоской фигуры и ребенок повторяет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.