Использование инновационных технологий на уроках физики.
Оценка 4.7

Использование инновационных технологий на уроках физики.

Оценка 4.7
docx
20.04.2021
Использование инновационных технологий на уроках физики.
Использование иновационных технологий на уроках физики (2).docx

Использование инновационных технологий на уроках физики.

Панфилова Ольга Николаевна

преподаватель физики первой категории

ГПОУ «Донецкий политехнический колледж»

Глобальная информатизация общества будет одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Ведь большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, но это мало используется в учебном процессе. Перед системой образования встает проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей и защиты от негативных воздействий.

Одним из направлений системы образования  является расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися ключевых компетентностей.

Цель ‑ анализ, поиск и теоретическое обоснование таких технологий обучения физике, которые на современном этапе развития общества соответствуют принципу инновационности, позволяющему повысить эффективность обучения.

Ключевые слова: кластер,"Fish bone",  швединг,  инсерт , квест.

 Актуальность заключается в развитии познавательной деятельности студентов, формировании  интереса к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы студентам быть субъектом обучения, легко ориентироваться в современном меняющемся мире.

Современное преподавание в колледже сталкивается с проблемой снижения интереса студентов к  изучению предметов. Такой предмет как физика, общество давно отнесло к категории сложных предметов. Перед педагогом стоит задача - пробудить интерес и не отпугнуть  сложностью. Особенно важна в настоящее время проблема развития творческих способностей студентов. Поэтому, все чаще при преподавании физики отходят от преимущественного использования традиционных методов обучения. Среди основных вопросов, касающихся внедрения современных инновационных технологий обучения - поиски возможностей органического сочетания и взаимосвязи традиционных методов реализации учебного процесса с новыми методами его интенсификации и активизации.

Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

1.Изучить методику  различных технологии в образовательном процессе.

2. Апробировать данную технологию на уроках физики и во внеурочной деятельности.

3. Проанализировать эффективность внедрения новой технологии в своей педагогической деятельности.

Storrytelling (сторителлинг) – от англ. «storry» – «история»  и  «telling» – «пересказ, рассказывание». Это метод представления информации в виде истории, в которой есть сюжетная линия, затрагивающая эмоции и личный опыт автора, так и зрителя/слушателя.

Буккроссинг (англ. BookCrossing) – это процесс освобождения книг. Человек, прочитав книгу, оставляет («освобождает») её в общественном месте для того, чтобы другой, случайный человек мог эту книгу найти и прочитать; тот в свою очередь должен повторить это же действие.

Бриколаж ( от фр. Bricolage) – термин, использующийся в различных дисциплинах. Это использование для учёбы всего, что угодно, кроме специально созданных инструментов вроде учебников.

Инсерт – это приём технологии развития критического мышления через чтение и письмо, используемый при работе с текстом, с новой информацией. Название приема представляет собой аббревиатуру:

Iinteractive (интерактивная).

Nnoting (познавательная).

S–system for (система).

E –effective (для эффективного).

Rreading (чтения).

Tthinking (и размышления).

Этот прием является средством, позволяющим  студенту отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Студентов  надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные задания или предложения в тексте

 

Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Кластер – графический прием систематизации материала.

"Fish bone"  (от англ. «рыбья кость») – приём установления причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
В основе фишбоуна – схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Основные положения МКТ

Швединг – термин, придуманный французским режиссером Мишелем Гондри в фильме «Перемотка». Под шведингом понимается процесс создания самодельных ремейков известных фильмов. Все, что требуется для зашведивания фильма – любительская видеокамера ( или фотоаппарат с видео) и ваша фантазия.

Флешмоб – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей выполняет заранее оговоренные действия. Цель флешмоба – вывести человека из привычного состояния, уйти от рутины, избавится от комплексов и страхов.

Квест (от англ. «quest», поиск) – это разновидность игр, в которых участники проходят по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то поручение. Для достижения цели участникам необходимо сначала выполнить несколько заданий.

«Квест» или «Приключенческая игра» (транслит. англ. Quest — поиски, Аdventure — приключение) – это один из основных жанров игр, требующих от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.

Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей. Важное значение квестов – возможность использования междисциплинарности.

Мною был проведет квест «Занимательная физика»

Преподаватель:

1.Заранее знакомит студентов с тематикой и содержанием мероприятия, предлагает объединиться в малые группы, раздаёт задание для анализа проблемы, определяет направление и тематику деятельности участников групп, каждая из которых занимается поиском материала, готовит презентацию.

2.Координирует деятельность подгрупп по сбору и анализу информации.

3.Осуществляет текущий контроль качества подготовки презентаций и творческих проектов.

4.Анализирует результаты выполнения презентаций и оценивает их качество.

         Тематика творческих работ студентов: 

1. Составление ребусов.

2. Презентаци «Нобелевские лауреаты по физике.»

3. Подготовка демонстрационных опытов.

Участники: 6 команд 1-го курса. Ведущий представляет всех участников игры. Затем знакомит с правилами, желает удачи и конференция начинается.

1.             Задание ЛОГИЧЕСКОЕ

Ряд + о = (ядро)

Алмаз + п = (плазма)

Топка + о = (оптика)

Алиса – а = (сила)

Кузов – о = (звук)

Метро + е = (метеор)

Томат – т = (атом)

Блок + а = (колба)

Табор + а = (работа)

Нуклон – н = (кулон)

Лапа + м = (лампа)

2.             Задание МУЗЫКАЛЬНОЕ

1.             Песенка «Утро начинается…»

О каком физическом явлении идет речь? (вращение Земли вокруг своей оси)

2.             Песня крокодила Гены

О каком физическом явлении идет речь? (механическое движение)

3.             Песня «Туман. Туман…»

О каком физическом явлении идет речь? (о конденсации)

4.             Песня «Крутится, вертится шар голубой»

О каком физическом явлении идет речь? (вращательное движение)

5.             Песня «Падал белый снег»

О каком физическом явлении идет речь? (сила тяжести)

6.             «Детский смех»

О каком явлении идет речь? (звуковые волны)

3.             Задание  РЕБУСЫ

     градус

резонанс

 колебания

 генератор

     ёмкость

     скорость

 двигатель

 информация

    линза

    радар

   дисперсия

  энергия

4. Задание ЗАГАДКИ

1.  Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились. (Весы)

2.  Без рук, без ног, под окном стучит, в дом просится. (Ветер)

3.  Под стеклом сижу, в одну сторону гляжу. (Компас)

4.   Живёт без тела, говорит без языка, никто его не видит, а всякий слышит. (Эхо)

5.  Что всегда ходит, а с места не сходит. (Часы)

6. Тянусь я тонким столбиком по трубке из стекла. Сжимаюсь я от холода, расту я от тепла. (Термометр)

7. Сначала – блеск, за блеском – треск, за треском – плеск. (Молния, гром, дождь)

8. В нашей комнате одно
Есть волшебное окно.
В нем летают чудо-птицы,
Бродят волки и лисицы. (Телевизор)

9. Цветное коромысло
Над лесом повисло. (Радуга)

10. Он всем несет тепло и свет
Щедрей его на свете нет
К поселкам, селам, городам
Приходит он по проводам. (Электрический ток)

11. На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает. (Барометр)

12. И в огне не горит,
И в воде не тонет. (Лед)

13. Белый дым тянул за чуб,
Раскачал на поле дуб.
Застучал в ворота.
Эй, откройте! Кто там? (Ветер)

14. Вечером на землю слетает,
Ночью на листве пребывает,
Утром опять улетает. (Роса)

5. Задание Презентации

В течение 20  минут студенты представляющие свою команду, показывают презентации на тему «Электричество в технике.»

6. Задание ЛЮДИ НАУКИ

1. Фамилия очень известного ученого.

1.              Он – один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.

2.              Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.

3.              С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.

4.              Он сказал: “Дайте мне точку опоры и я переверну Землю”.

5.              По легенде, ему принадлежит возглас “Эврика!”, прозвучавший вслед за сделанным им открытием.

Ответ: Архимед.    

2. Фамилия очень известного ученого.

1.              Он жил в IV веке в Италии.

2.              Занимался физикой и астрономией. Изучал движение тел, открыл закон колебаний маятника, создал теорию простых механизмов.

3.              Создал первый телескоп (зрительную трубу) и наблюдал в него Луну и планеты, обнаружил спутники Юпитера, пятна на Солнце и фазы Венеры.

4.              Поддерживал и развивал гелиоцентрическую теорию Коперника, за что преследовался инквизицией. На суде ты публично отрёкся от своих взглядов.

5.              Его называют “отцом” экспериментальной физики, человеком, от которого берёт начало физика как наука.

Ответ: Галилей    

3.  Фамилия очень известного ученого.

1.              Русский ученый, положивший начало разработке общепринятой научной и технической терминологии на русском языке.

2.              Он первым в России разработал способ получения цветных стекол вместе со своим учениками создал из этих стекол панораму “Полтавская битва”.

3.              Он ввел в русский язык слово “физика”.

4.              Первый русский академик.

5.              О нем А.С. Пушкин писал: “Он создал первый русский университет Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.”.

Ответ: М.В. Ломоносов. 

4. Этот вопрос – об уникальном путешественнике. Кто он?

1.              Претендентов на это путешествие было около 3 тысяч, однако выбор пал на него.

2.              Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.

3.              Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий, студент, курсант аэроклуба…

4.              Совершенное им прославило человеческий разум, его и его Родину.

5.              Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: “Поехали!”

Ответ: Ю.А. Гагарин    

5.Основоположник классической физике 

1. Он  родился в 1643 году в Англии.

2. Являлся создателем современного естествознания, прославился трудами по механике, оптике, астрономии, математике.

3. Дал определение трём основным принципам механики, открыл закон всемирного тяготения и на его базе разработал теорию движения планет.

4.  Внёс огромный вклад в оптику, впервые разложил белый свет на семь цветов призмой. Ты придерживался корпускулярной теории света (свет – это поток частиц).

5. Его научное творчество сыграло исключительную роль в развитии физики.

Ответ: И.Ньютон    

7. Задание УМНИКИ И УМНИЦЫ

1.              На соревнованиях по бегу один из участников на заданной дистанции достиг скорости 9 м/с. С какой скоростью выбрасывал он при беге ступню каждой ноги?

Ответ: При ходьбе и беге каждая нога половину времени находится в движении, а половину стоит. Значит, ступня выбрасывается со скоростью вдвое большей, чем бежит спортсмен, то есть 18 м/с.

2.              У себя на рукаве пальто вы увидели две снежинки. Одна из снежинок имеет сложную резную форму. Какая из них упала с большей, а какая с меньшей высоты?

Ответ: Чем сложнее форма снежинки, тем с большей высоты она упала, так как в течение всего времени ее падения продолжается процесс кристаллизации – присоединения к ней новых частиц влаги.

3.              2 сосуда с водой поставили на огонь. У одного из них внутренняя поверхность гладкая, у другого – шероховатая. В каком сосуде вода закипит быстрее. Будут ли термометры показывать одинаковую температуру, когда в этих сосудах закипит вода?

Ответ: Вода быстрее закипает в сосуде с шероховатой поверхностью. Это объясняется тем, что пузырьки пара быстрее всего образуются на выступающих неровных точках поверхности сосуда и температура вскипания жидкости приближается к 100 о . В сосуде с очень гладкой поверхностью образование пузырьков затрудняется, вследствие чего вода закипает медленнее. Что же касается температуры кипятка, то она одинакова и в этом и в другом случае.

4.              Вы собрались завтракать и налили в стакан кофе. Но вас просят отлучиться на несколько минут. Что надо сделать, чтобы при вашем возвращении кофе был горячий: налить в него молоко сразу перед уходом или после, когда вы вернетесь. И почему?

Ответ: Скорость охлаждения пропорциональна разности температур нагретого тела и окружающего воздуха. Поэтому следует сразу несколько охладить кофе, влив в него молоко, чтобы дальнейшее остывание происходило медленнее.

5.              Будет ли вода стекать с полотенца, один конец которого опущен в миску с водой, а другой свободно свешивается? Не удержат ли воду на полотенце капиллярные силы.

Ответ: Вода будет стекать со свешивающегося конца полотенца. Полотенце, намокнув, благодаря капиллярным силам будет работать как сифон.

6.              Большинство садоводов и огородников поливают растения и кустарники только вечером или ранним утром. С чем это связано?

Ответ: Чтобы уменьшить испарение воды. Кроме того, множество мелких капель, оставшихся на листьях после полива, представляют собой мелкие линзы, фокусирующие солнечные лучи; поэтому при поливе днем листья могут получить солнечные ожоги.

7.              Служащему таможни, где производился контроль отправляемых за границу товаров, показались подозрительными пластмассовые кегельные шары одной из фирм. Они весили столько же, сколько деревянные того же размера. Шары не были массивными, но стенки были повсюду одинаково тверды. Служащий подумал, что внутри каждого шара имеется полость, где можно спрятать контрабандные товары. И, действительно, при помощи очень простого опыта без применения особой аппаратуры таможенник установил, что в одном из 12 шаров спрятана контрабанда. Когда шар вскрыли, там оказалось бриллиантовое украшение. Как удалось обнаружить этот шар?
Ответ: Таможенник опустил шары в воду. Один из шаров неустойчиво покачивался на поверхности – центр тяжести находился в центре шара.

По окончании конференции преподаватель подсчитывают полученные командами баллы и подводит итоги.

Вывод

При использовании инновационных технологий привлекает, то, что существуют, по крайней мере, два результата. Первая составляющая оценки результата это, собственно, та видимая часть, которая и является выполненным проектом. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели. Второй же результат – это педагогический эффект от включения студентов в “добывание знаний” и их логическое применение, то есть включение их в информационную деятельность.

Данные технологии является инструментом для достижения метапредметных результатов.

Литература

1. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 304 с.

2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», – 2009. – 192 с.

3. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М: Издательский центр «Академия». – 2007. – 368 с.

4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 58-64.


 

Использование инновационных технологий на уроках физики

Использование инновационных технологий на уроках физики

Бриколаж ( от фр. Bricolage ) – термин, использующийся в различных дисциплинах

Бриколаж ( от фр. Bricolage ) – термин, использующийся в различных дисциплинах

Fish bone " (от англ. «рыбья кость») – приём установления причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора

Fish bone " (от англ. «рыбья кость») – приём установления причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора

Флешмоб – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей выполняет заранее оговоренные действия

Флешмоб – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей выполняет заранее оговоренные действия

Задание МУЗЫКАЛЬНОЕ 1.

Задание МУЗЫКАЛЬНОЕ 1.

Задание ЗАГАДКИ 1. Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились

Задание ЗАГАДКИ 1. Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились

Без рук, без ног, под окном стучит, в дом просится

Без рук, без ног, под окном стучит, в дом просится

Ответ: Архимед. 2. Фамилия очень известного ученого

Ответ: Архимед. 2. Фамилия очень известного ученого

Ответ: М.В. Ломоносов. 4

Ответ: М.В. Ломоносов. 4

Ответ: И.Ньютон 7. Задание

Ответ: И.Ньютон 7. Задание

Большинство садоводов и огородников поливают растения и кустарники только вечером или ранним утром

Большинство садоводов и огородников поливают растения и кустарники только вечером или ранним утром
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2021