Использование интеллект-карт на уроках
Информации в современном мире становится все больше и больше и, чтобы не утонуть в ее потоке, необходимо уметь эффективно анализировать, усваивать и запоминать полученную информацию. В период обучения ребенка в школе умение работать с информацией становится одним из основных условий его успешности. На уроках математики мы сталкиваемся с необходимостью работать с информацией, представленной разными способами: в виде текстов, таблиц, графиков, диаграмм и другими.
Обработка информации, которую получает человек, происходит одновременно левым и правым полушариями мозга. Правое полушарие — это наши чувства. Оно обрабатывает невербальную информацию, выраженную в образах и символах, помогает выдумывать истории и фантазировать, отвечает за творческие способности. Также, благодаря этому полушарию, мы можем одновременно обрабатывать разную информацию и рассматривать проблему целиком, без какого-либо анализа. Левое полушарие — это логические способности. Оно обрабатывает вербальную информацию и отвечает за наши способности к чтению и письму, речевые навыки, запоминание дат, имён и фактов. Благодаря этому полушарию мы можем анализировать и мыслить логически, распознавать числа и математические символы, а также последовательно обрабатывать информацию. И от того, какое полушарие активнее, зависит и восприятие информации.
Еще в семидесятых годах двадцатого века английским психологом Тонни Бьюзен был предложен метод интеллект-карт, позволяющий запоминать и анализировать информацию, одновременно задействуя сразу возможности как одного, так и другого полушария, что значительно увеличивает эффективность этого процесса.
В разных источниках по-разному дается определение интеллект-карт. Вот некоторые из определений:
· Интеллект-карта – это графическое выражение процессов многомерного мышления и поэтому является наиболее естественным способом интеллектуальной деятельности человека.
· Интеллект-карты – это мощный визуальный метод, предоставляющий универсальный ключ к раскрытию интеллектуального потенциала каждого человека вне зависимости от возраста.
· Интеллект-карты – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
· Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде.
Для создания интеллект – карт можно использовать как компьютерные программы или онлайн-сервисы (например mindmeister, в котором базовый тариф является бесплатным), так и обычный чистый белый лист бумаги. Второй вариант мне кажется более предпочтительным, по крайней мере, на первом этапе использования учениками, так как техническая сторона не отвлекает от самого процесса создания.
Основные этапы создания интеллект-карты:
1. Лист бумаги
расположите горизонтально, так как такое расположение наиболее комфортно для
изображения радиантной структуры при составлении интеллект-карт, то есть структуры, исходящей от центра к
краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части.
2. Берем несколько цветных карандашей, фломастеров,
минимум три-четыре цвета. Использование цветов позволяет разделить информацию
на блоки или ранжировать по важности. Все это облегчает восприятие информации,
улучшает качество запоминания за счет сохранения визуальной картинки и
активного подключения правого полушария.
3. Напишем крупно в самом центре основную тему.
Желательно использовать печатные буквы, а также изобразить схематично или
рисунком главную идею карты. Рисунки и графика еще больше подключают ресурсы
правого полушария, что способствует быстрому запоминанию информации,
содержащейся в интеллект-карте.
4. От центра сделайте несколько ветвей, каждую из них обозначьте
ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг центральной темы, будут наиболее
крупные, затем, по мере ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление
визуально обозначит иерархию и взаимосвязи в интеллект-карте.
Интеллект-карты можно использовать на разных этапах изучения темы. Например, при анонсировании темы «Четырехугольники», можно предъявить почти пустую интеллект-карту, в которой обозначены лишь блоки, и заполнять ее вместе с учениками по ходу изучения темы. Это позволит учащимся увидеть структуру изучаемой темы и расставить основные акценты. Но составление интеллект-карт - это все таки процесс творческий, поэтому лучше, если и ее структура будет создаваться в течение работы над ней, а не предъявляться уже в готовом виде. Можно на уроках обобщения и систематизации знаний организовать работу в малых группах, по 4 человека, и предложить самим учащимся создать интеллект-карты по пройденному материалу, а в конце занятия рассказать о проделанной работе и представить свои интеллект-карты. На первых этапах использования интеллект –карт можно предложить список понятий, из которых участники группы должны составить карту. Также, создание интеллект-карты по заданной теме может являться домашним заданием к следующему уроку. В этом случае уже каждый ученик создает свою индивидуальную карту,
в результате работы над которой формируются познавательные универсальные учебные действия, включающие умения структурировать знания, умение выделять существенные и несущественные признаки, умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепочки рассуждений.
Важно, что когда учащиеся научатся составлять интеллект-карту, они начнут замечать, как много идей образуется в ходе их изображения, часто даже не хватает первоначально отведенного места под все идеи, и поймут, что их можно использовать и в будущем в самых разных областях жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.