Использование интерактивных методов обучения
на уроках русского языка.
Шевчук Анна Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1»
г. Братск Иркутской обл.
(слайд 2) В 2009-2010 гг. начали вводиться ФГОС общего образования второго поколения, которые определили новые требования к результатам образования. С этого момента педагогическая общественность пытается ответить на вопрос: как именно добиться этих результатов? Поскольку требования к результатам образования современные, то и реализовать их может только «современный» урок. Но как же он должен быть организован? И чем он должен отличаться от урока «несовременного», ибо если есть «новый», то где-то есть и «старый» урок?
Дают ли ФГОС сами по себе ответы на вопросы, какие формы работы с детьми должны отличать современный урок, какое предметное содержание должно быть включено в конкретный урок, какие методические приемы и педагогические технологии отличают современный урок, кто или что должно быть основным источником знания на уроке и т. д.? Нет, не дают. Все это определяет сам учитель, и его академические права и свободы закреплены как в Конституции РФ (ст. 44, ч. 1), так и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 3, ч.7, а также ст. 47, ч. 3).
(Слайд 3) В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Использование информационных технологий повышает эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает процесс обучения успешным.
(слайд 4) В чем же основное отличие традиционного урока от современного, требующего системно - деятельностного подхода в преподавании?
В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность, Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке.
(слайд 5) Русский язык - один из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны - это сложная школьная дисциплина, требующая большого труда, источник бесчисленных неудач и огорчений. Для успешного овладения русским языком в школе большинству детей требуется систематическая помощь взрослых.
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
(слайд 6) В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся.
(слайд 7) В последнее время получил распространение ещё один термин – «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей деятельности и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности.
(слайд 8) Неоспорима роль интерактивных технологий в процессе обучения русскому языку в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения. Данная технология помогает учителю узнать способности каждого ученика, а школьнику стать полноправным участником учебного процесса.
(слайд 9) Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.
(слайд 10) В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно - и подчиняются основные задачи современного образования.
(слайд 11) Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.
(слайд 12) Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разных типы уроков, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний учащимися. У каждого учителя этот набор свой.
Среди моделей обучения выделяют: пассивный метод, активный метод, интерактивный
метод:
(слайд 13) Пассивный метод– это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.
Активный метод– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
(слайд 14) Интерактивный ("Inter" - это взаимный, "act" - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Именно использование этой модели обучения учителем на своих уроках говорит об его инновационной деятельности.
(слайд 15) Применение интерактивных методов позволяет создать условия для:
(слайд 16) Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
(слайд 17) Интерактивные технологии основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.
(слайд 18) Характеристика, сущностная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников. При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания.
(слайд 19) Учитель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
(слайд 20) В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях «он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие».
С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.
Технология интерактивного обучения
(слайд 21) Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Структура урока, проведённого в интерактивном режиме, включает 8 этапов:
1 этап – Самоопределение к деятельности. Включение учащихся в деятельность на лично значимом уровне (формирование мотивации). («Отсроченная загадка», «Да-нет» и др. методики)
2 этап- Актуализация знаний. Повторение изученного материала, необходимого для открытия новых знаний. ( Через эпиграф, слово, название, «Найди ошибку», «Иду в гости», «Отправляемся в путешествие», «Помоги Незнайке» и т.д.)
3 этап- Постановка учебных целей, задач. Обсуждение затруднений, определение темы, постановка целей урока. ( Мини-лекция, презентация, общая дискуссия)
4 этап- Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания. Выбор учащимися метода решения проблемной ситуации. ( Групповая работа, работа в парах, «Мозговой штурм», «Волшебное превращение» и т.д.)
5 этап- Первичное закрепление. Самостоятельная деятельность с самопроверкой (взаимопроверкой) по эталону. Практическое усвоение материала(интерактивное действо. («Карусель», «Суета», «Иду в гости», работа в группах, парах, защита проектов. Организация самостоятельной деятельности по применению новых знаний (индивидуальная работа)
6 этап – Рефлексия (итог) Обобщение достигнутых результатов. («большой круг», «Шкала мнений», «Неожиданное предложение», Синквейн, «Ассоциативные загадки»).
7 этап - Оценивание. Этот вопрос является наиболее сложным для учителей, работающих в интерактивном режиме. Оценивание должно стимулировать работу учащихся на последующих занятиях. В первый раз, если все работали активно, с желанием, выставляю всем участникам группы высший балл. В дальнейшем оценивание можно поручать руководителю группы. Такой способ организации оценивания имеет профессиональную направленность - приучает учащихся оценивать работу других. Можно использовать такой подход: каждый член группы оценивает каждого, т.е. выставляет отметку каждому товарищу в листок оценивания. Учитель собирает листки и выводит средний балл. Наконец, можно воспользоваться самооценкой работы учащихся.
8 этап – Домашнее задание. Организация деятельности по применению новых знаний.(Мини –проект, «Сказочник», познавательная статья, работа с учебником, словарной статьей т.д.)
(слайд 22) Занятия, построенные в интерактивном режиме, вызывают заметный интерес у учащихся, прежде всего, потому, что нарушают привычный и несколько надоевший порядок работы на уроке, позволяют каждому побыть не в роли пассивного слушателя, а в роли активного участника, организатора учебного процесса.
(слайд 23) Преимущества использования этой технологии. В традиционной системе учитель обычно опирается на сильного ученика, ведь он быстрее «схватывает» материал, быстрее его запоминает, а слабый «отсиживается» на уроке. Уроки, проведённые в интерактивном режиме, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал. Если при традиционной системе обучения учитель и учебник были основными и наиболее компетентными источниками знаний, то при новой парадигме учитель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, знания же учащиеся получают в результате своей активной познавательной деятельности. В процессе работы в интерактиве у учащихся формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности.
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Приведу примеры использования интерактивных методов обучения русскому языку в моём 5 классе (презентация к уроку по теме «Пунктуационный разбор простого предложения»)
1 этап -
мотивация - Сегодня с нами вновь Незнайка. Он принес приглашение в королевство. Только по пути
затерял его. А куда мы пойдем, тоже забыл. Только помнит, что, чтобы попасть в
это королевство, надо выполнить ряд заданий. Посмотрите на доску. Чего не
хватает в записи?
Точка запятая двоеточие тире знаки препинания
(после ответов учащихся)
2 этап - ассоциация на слайде внутри солнышка написано ПУНКТУАЦИЯ. Каждый лучик-слова-ассоциации
Следующий этап - дети выводят тему урока, цели: «Пунктуационный разбор простого предложения». Для определения целей на слайде слова ПОДРУЖИТЬСЯ, ЗНАТЬ, НАУЧИТЬСЯ. Дети составляют предложения-цели с этими словами.
Далее идут этапы получения новых знаний и закрепления.
На
остановке «Словарь» находим значение слова «пунктуация, из какого языка пришло
к нам это слово.
На слайде появляется дворец, к которому мы должны приближаться
По мере выполнения заданий на разных этапах дворец приближается (увеличивается в размере)
На пути к дворцу
встречаются препятствия .Например:
Наша остановка в Пунктограмм-городке, встречает нас бабушка Пунктограмушка .
Мы должны ответить на ее вопросы.
После ответов
на вопросы Пунктограмушки идем дальше. Остановка «Помоги Незнайке». Помогаем
Незнайке. Наша задача: найти пунктуационные ошибки,
допущенные Незнайкой, и исправить их.
1. Ребята вы любите спорт
2. Клевер один из самых надежных барометров.
3. Месяц светит но не греет.
4. Ветер ветер ты могуч
Работу в парах проводим по тексту :
В реке там рыба на бугре,
Мычит корова в конуре,
Собака лает на заборе,
Поет синичка в коридоре,
Играют дети на стене,
Висит картина на окне,
Узоры инея в печурке,
Горят дрова в руках девчурки,
Нарядная там кукла в клетке,
Ручной щегол поет салфетки,
Там на столе лежат коньки,
К зиме готовят там очки,
Лежат для бабушки тетрадки,
Всегда содержатся в порядке.
После проверки приближаемся к цели-дворец ближе, но на пути снова препятствие-остановка «Вежливые слова». Живут там волшебные слова и их верные слуги – знаки препинания. Постепенно при помощи анимации появляются вопросы и задания:
– Ребята, какие слова помогают быть вежливыми?
- С каким знаком препинания дружит слово пожалуйста? Где оно чаще всего стоит в предложении?
- Составить диалог из 3-4 реплик на тему «В библиотеке», включив волшебное слово в одну из реплик.
Выполнив последнее задание, мы приблизились к дворцу, на котором написано «Пунктуация». Ура, мы достигли цели.
- После этого последние этапы урока:
рефлексия Что необходимо знать, чтобы выполнить пунктуационный разбор простого предложения?
- Что непонятного было на уроке?
- Поставьте на полях знак ? там, где вы затруднялись при выполнении задания.
оценка знаний: Выберите уровень оценивания своих знаний и умений.
1. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий.
2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий.
3. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий.
4. Мне все понятно. Я готов(а) к такому виду работы.
Домашнее задание.
Формы и методы интерактивного обучения
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С. Дьяченко)
( слайд 24) «При оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок!!!» (по Г.А. Цукерману).
(Слайд 25) Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.
(слайд 26) Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.
(слайд 27) Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Это зависит прежде всего от уровня подготовки класса, от того, старшее или среднее это звено, от того, насколько доверительные и доброжелательные отношения между учителем и учениками. ( слайд 28, 29, 30) Интерактивные формы могут присутствовать в качестве отдельных элементов на определенных этапах урока или использоваться на протяжении всего урока
( Слайды 31,32) Технологии интерактивного обучения.
Наиболее известными и потенциально эффективными формами интерактивного обучения на уроках русского языка считаются следующие: творческое задание, работа в малых группах, ролевая игра, мини-лекция, разработка проектов, активные разминки, ПОПС-формула (Позиция ученика – Обоснование – Пример – Следствие), тренинг, информационный блок, кейс-стади.
А также:
(слайд 33) Необходимо отметить, что все формы требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов, а также возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.
(слайд 34) Так, например, при использовании метода творческих заданий на уроках русского языка, у школьников повышается познавательная активность и вырабатывается потребность учиться, организация работы в малых группах, позволяет обучающимся иметь возможность сообща решать определенный круг вопросов, чувствуя поддержку каждого члена группы, мотивируя школьника к саморазвитию и навыкам самопозиционирования в ученическом коллективе, в процессе ролевый игры у детей вырабатывается чувство командного духа, умение сосредоточиваться, самостоятельно мыслить, развивается внимание, стремление к познанию.
Заключение
(Слайд 35) Проанализировав состояние проблемы использования интерактивных методов обучения в теории и практике обучения, можно сделать вывод, что залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков, в ходе которых учащиеся расширяют знания, что позволяет учащимся принимать активное участие в обсуждении.
(слайд 36, 37 ) Такие формы проведения уроков как интерактивные дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
При выполнении заданий по русскому языку, выстроенным согласно технологии интерактивного обучения, создаются условия для формирования способности мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развиваются такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.
(слайд 38) Также при использовании интерактивных технологий на уроках русского языка происходит формирование не только метапредметных, предметных, но личностных компетенций, что позволяет в полной мере реализовать технологии развивающего обучения, основной базой которого, согласно ФГОС, является обогащения словарного состава школьников. (Слайд 39)
Литература
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 2005.
2. Байкова Л. А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Л. А.Байкова, Л. К.Гребёнкина. – М.: Педагогическое общество России, 2001. - 249 c.
3. Вислобоков Н. Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения // Информатика и образование. - 2011. - N 6. - С. 111-114.
4. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 315 с.
5. Ермолаева М.Г. Интерактивные методики в современном образовательном процессе. - М.: Просвещение, 2014. - 42 с.
7. Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе // Педагогика. – 2005. - №2.
8. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 223 c.
9. Ларионова Л.Г. Русский язык. 5 класс: Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2019.
10. Малышева Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся // Учитель в школе. - 2010. - № 4. - С. 14-16.
11. Разумовская М. М., С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова, Т. С. Тронина Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 5 класс» / Под ред. М.М. Разумовской. - М.: Дрофа, 2015.
12. Швырина Г. В. Интернет-ресурсы как эффективное средство формирования культуры речи учащихся // Образование и общество. - 2010. - № 3. - С. 61-64.
13. Авторская программа по русскому (родному) языку М. М. Разумовской, С. И Львова, В. И. Капинос, В. В. Львова, Г. А. Богдановой («Рабочие программы. Русский язык. 5–9 классы», сост. Е. И. Харитонова. - М.: «Дрофа», 2016.
14. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - М. : Новый учебник, 2002.
15. Нестандартные задания на уроках русского языка // Русская словесность. -№ 5. – 2000. – С. 16-19.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.