ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Оценка 4.6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Оценка 4.6
doc
22.02.2021
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
выступление на методобъединении школы.doc

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

 

«Если человек в школе

 не научится творить,

то и в жизни он будет только

подражать и копировать».

Л.Н.Толстой

Исследовательский метод в обучении заключается в самостоятельном решении учащимся проблем, трудных задач познавательного и практического характера. При исследовательской деятельности дети ищут не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности  [1, 6].

А.Эйнштейн говорил: «Умеет учить тот, кто учит интересно».

Одна из главных задач школы состоит в том,  чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, содействовать формированию и развитию исследовательских навыков и умений у учащихся.

«Нужно сохранять видимость игры, уважать свободу ребенка, поддерживая иллюзию его собственного открытия истины» слова французского педагога-математика Лэзана.

В этимологии слова «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов [4, 34].

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. В рамках исследовательского подхода обучение ведется с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Задача такого подхода состоит в том, чтобы найти те условия, которые следует создать, чтобы учебная работа и учение протекали естественно.

Я уверена: каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания, как правило, недостаточно для успешного решения поисковых или исследовательских задач. Эффективность исследовательской деятельности зависит и от меры увлеченности ученика этой деятельностью, и от умения ее выполнять. Прививая ученикам вкус к исследованию, тем самым вооружаю их методами научно-исследовательской деятельности. Стараюсь организовать работу детей так, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:

- мотивация исследовательской деятельности;

- постановка проблемы;

- сбор фактического материала;

- систематизация и анализ полученного материала;

- выдвижение гипотез;

- проверка гипотез;

- доказательство или опровержение гипотез.

С применением в обучении исследовательских методов решения задач на новый уровень выходит познавательный интерес учащихся, продуктивный (делай сам) и креативный (выражение собственного «я», сотворчество учащегося и педагога) уровень коммуникаций педагога и учащегося в образовательном процессе, общий уровень обученности и образования школьника в целом  [2, 7]. Однако результат обучения определяется не столько учебником, сколько учителем, его позицией в преподавании, его методикой обучения, его профессионализмом, той атмосферой, которая создается в классе, отношением между учителем и учениками.

Урок математики, на котором применяется исследовательский метод, содержит следующие учебные элементы:

·  ситуация успеха (ученикам предлагаются задачи, которые каждый ученик решает без особых затруднений);

·  ситуация затруднения (ощущения проблемы) (ученикам предлагается задача, похожая на предыдущие, но решить до конца они ее не могут, так как они не имеют еще необходимых знаний);

·  постановка учебной проблемы (учащиеся, осознав проблему, проговаривают ее, говорят, каких знаний им не хватает, для того чтобы решить задачу, выдвигают гипотезы о возможных путях решения задачи);

·  решение учебной проблемы (если предложено несколько путей решения проблемы, то возможно деление на группы; организует деятельность групп лидер, тот ученик, который предложил путь решения незнакомой задачи);

·  презентация проекта исследовательской деятельности членами каждой группы по следующему плану:

ü проблема, решаемая группой;

ü гипотеза, выдвигаемые группой для решения проблемы;

ü цели и задачи, поставленные группой для решения проблемы;

ü пути решения проблемы;

ü выводы, которые подтверждают или опровергают выдвинутые гипотезы.

Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность; развивают исследовательский подход к изучаемым технологическим процессам [6, 21].

Учащиеся 5–7-х классов приобретают простейшие знания, умения и навыки, необходимые для выполнения исследовательской работы. Дети обучаются базовым навыкам и самостоятельной деятельности, развивают нестандартное мышление. Учащиеся выступают с сообщениями, рефератами о происхождении того или иного математического термина, о жизни и деятельности ученых - математиков, об истории математических открытий, о практическом применении знаний, полученных при изучении темы. Написание математических сказок, составление математических кроссвордов, писем математикам требуют от учащихся большой самостоятельности и творческого подхода. Здесь, конечно, необходима помощь родителей.

Задачи исследовательского характера

Таблица 1

ТЕМА

Исследование

Гипотеза

Пропедевтика геометрии.

(5 – 6 класс)

1.Исследование форм треугольника.

2. Цепочки задач, составленных таким образом, что при переходе к каждой последующей конфигурации увеличивается число искомых фигур.

1. Так ли прост треугольник?

Словесная формулировка математическо-го факта представима на языке чертежа, знаков и символов.

Признаки делимости          на 3 и на 9.

(5  класс)

Обладает ли окончательная сумма еще какими-то свойствами.

Всегда ли выполняется замеченная закономерность?

Обобщение «Треугольник».

(7 класс)

Взаимное расположение точек пересечения медиан, высот и серединных перпендикуляров к сторонам треугольника.

Три замечательные точки треугольника лежат на одной прямой.

Учащиеся 8 – 9-х классов выполняют исследовательские задания творческого характера. На этом этапе усложняются формы исследовательской работы, увеличивается их объем. Учащимся предлагались следующие темы для рефератов и исследовательских работ. Стараемся выбрать такие темы, которые будут подразумевать поиск ответов в сфере межпредметных знаний: 

Ø  История возникновения геометрии;

Ø  замечательные точки в треугольнике;

Ø  различные способы доказательства теоремы Пифагора;

Ø  математическиевозможностикомпьютерныхпрограмм;

Ø  математика на шахматной доске.

Ø  проценты в окружающем мире.

Задачи исследовательского характера

Таблица 2

ТЕМА

Исследование

Гипотеза

Важные вехи истории развития математики «Решение квадратных уравнений»         (8 класс).

Способы решения задач на основе историко-генетического метода.

Раньше это делали так….

Свойства арифметического квадратного корня                   (8 класс).

Взаимосвязанные задания.

- верно ли, что?;

- докажите, что!;

-примеры аналогичные доказанным;

- математическое соотношение, задающее общую формулу.

Правильные многоугольники

(9 класс).

Образцы паркетов.

1.Нельзя заполнить плоскость правильными пятиугольниками;

 2.Наибольшей площадью обладает шестиугольник;

 3.Четырехуголь-ником произвольной формы можно заполнить всю плоскость без пробелов и наложений.

Решение треугольников 

(9 класс).

1.Исследовать отношения и связи между элементами треугольника.

2.Провести практическое исследование измерения расстояний на местности.

Измерить расстояние на местности можно «треугольником»

 

 

В 10 – 11 классах происходит дальнейшее накопление знаний по методике исследования и обработке результатов. Учащиеся выбирают интересующую их тему для исследования и работают над ней. Все это осуществляется в процессе длительной самостоятельной работы. Активно используются образовательные ресурсы Интернет, фонд школьной медиатеки.

Задачи исследовательского характера

Таблица 3

ТЕМА

Исследование

Гипотеза

Элементарные функции  (10-11 класс).

Поведение функций и их графиков.

Можно ли обойтись без производной функции?

Уравнения с параметром

(11 класс).

Количество корней уравнения, содержащее параметр.

При данном значении параметра уравнение не будет иметь корни.

Специальными формами ученических исследований также считаются подготовка учащимися сборников задач, учебных презентаций, моделей, которые могут использоваться на уроках.

На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Общепризнанно, что «математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению», «математика ум в порядок приводит» как отмечал М.В. Ломоносов [7, 28].

Для основной массы учеников математика перестает быть «страшным» предметом. У них появляется интерес к ее изучению, заинтересованность в результатах своего труда.

 

 

Список литературы

 

1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся // Завуч. – 2005. – № 5. – С. 4-29.

2. Баранова Е.В., Зайкин М.И. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью // Математика в школе. – 2004. – № 2. – С. 7.

3. Воронько Т.А. Задачи исследовательского характера // Математика в школе. – 2004. – № 8. – С. 10-11.

4. Гухман Г.А., Трошина М.Г., Шпичко В.Н. Проектно-проблемный подход в формировании творческого мышления // Образование в современной школе. – 2000. – № 11-12. –  С.33-35.

5. Давыдова Е.В. Искусство разработки проектов // Информатика в образовании. – 2005. –  № 8. – С.6-9.

6. Кларин М.В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решений проблем // Школьные технологии. – 2004. – № 1. – С.11-24.

7. Пойа Д. Математическое открытие: учеб. пособие. – М.: Наука, 1976. – 449 с.

8. Фридман Л. М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.

 


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО

При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа

При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа

Стараюсь организовать работу детей так, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы: - мотивация исследовательской деятельности; - постановка проблемы;…

Стараюсь организовать работу детей так, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы: - мотивация исследовательской деятельности; - постановка проблемы;…

Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперименты,…

Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперименты,…

Учащиеся 5–7-х классов приобретают простейшие знания, умения и навыки, необходимые для выполнения исследовательской работы

Учащиеся 5–7-х классов приобретают простейшие знания, умения и навыки, необходимые для выполнения исследовательской работы

Признаки делимости на 3 и на 9

Признаки делимости на 3 и на 9

Важные вехи истории развития математики «Решение квадратных уравнений» (8 класс)

Важные вехи истории развития математики «Решение квадратных уравнений» (8 класс)

В 10 – 11 классах происходит дальнейшее накопление знаний по методике исследования и обработке результатов

В 10 – 11 классах происходит дальнейшее накопление знаний по методике исследования и обработке результатов

Список литературы 1. Арцев

Список литературы 1. Арцев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2021