Направление 1. Современные педагогические технологии: теория и практика.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ДИСЦИПЛИН МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ
Преподаватель Серкова А.Н.
г. Искитим, Искитимский филиал ГАПОУ «Новосибирский медицинский колледж»
С того самого момента, как я стала заниматься кейс технологией, я поняла, что лучшая возможность, помочь студентам развивать клиническое мышление, умение самостоятельно планировать свою учебную и самообразовательную деятельность, воспитывать в себе дисциплину в организации учебного времени, это объяснить, как можно применять технологию кейса, которая станет потребностью на протяжении жизни. Изучив опыт технологии кейса, у меня создалось впечатление, что гораздо больше талантливых преподавателей занимаются реализацией такого метода, но сегодня я поделюсь своим опытом.
Использование метода конкретных ситуаций заключается в следующем: преподаватель, следуя определенным правилам, формулирует модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, учитывая те знания и практические навыки, которые нужно получить студентам. При разработке кейс-заданий я использую ситуационные задачи с заданиями по теме; Этика, нравственность, мораль
1.«Нравственность – это изначальный и наиглавнейший закон бытия человека», - утверждает Ч.Айтматов. Согласны ли вы с ним? Свой ответ аргументируйте.
2.Почему Аристотель назвал этику «практической философией»?
Как выглядела бы жизнь, если бы все без исключения стали бы выполнять нравственные правила?
3.Может ли нравственность приносить зло?
4.Должен ли человек соблюдать нравственные нормы на необитаемом острове? Если да, то, какие?
5.Почему мораль ищет рецепт всеобщего счастья, не довольствуясь счастьем для отдельного человека?
6.Припомните человека, который вызвал у вас сильное нравственное отвращение. За какие поступки, качества, свойства личности вы его осудили?
7.Меньшее добро – зло, но меньшее зло – зло, почему такая ассиметрия?
8.Кто людям помогает, тот тратит время зря.
Хорошими делами прославится нельзя, - пела старуха Шапокляк. Насколько она права?
9.«Умереть с голоду событие маленькое, а утратить мораль – большое», заявлял Конфуций. Актуально ли это высказывание для наших дней?
10.Зачастую говорят: «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад». В чём смысл этого высказывания? Почему так происходит?
11.Не кажется ли вам, что многие безнравственные поступки остаются безнаказанными? Не означает ли это, что можно поступать дурно, не боясь воздаяния?
12.«От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения», - писал М.Монтень. О каких нравственных категориях идёт речь. Согласны ли вы с их оценкой?
Кейс-технологию использую как дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы студента, позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала. Сначала студент знакомится с описанием конкретной ситуации и получает инструкции по методике решения задачи. Например я предлагаю студенту условие: Таблица синтез.
Прочитайте предложенные этические документы ( приложение: документы №1,2, 3,4).
Сравните, сделайте выводы, оформите в виде таблицы.
Линии сравнения |
Клятва Гиппократа |
Клятва Флоренс Найтингейл |
Клятва медицинской сестры России |
Этические нормы |
|
|
|
Отношение к пациенту |
|
|
|
Отношение долгу |
|
|
|
Таким образом-
Приложение
Документ №1. Текст клятвы Гиппократа
«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».
Документ № 2.Обязательство Флоренс Найтингейл (Клятва Флоренс Найтингейл) Я торжественно перед Богом и в присутствии этого собрания даю обязательство:
Провести мою жизнь в чистоте и верно служить моей профессии.
Я буду воздерживаться от всего, что влечет за собой вред и гибель, и не стану брать или сознательно давать вредоносное лекарство.
Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддержать и возвысить уровень моей профессии.
Обещаю держать в тайне все личные вопросы, относящиеся к моему ведению и семейные обстоятельства пациентов, ставшие мне известными в ходе моей практики.
С верностью я стану стремиться помогать врачу в его работе и посвящу себя благополучию тех, кто доверился моей заботе
Документ № 3. Клятва медицинской сестры России Вступая в медицинское сообщество, я торжественно обязуюсь:
посвятить свою жизнь служению идеалам гуманности;
проявлять высочайшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия и никогда, даже под угрозой, не использовать свои медицинские знания в ущерб нормам гуманности; здоровье моего пациента будет моим первейшим вознаграждением.
Я клянусь: отдавать моим учителям дань уважения и благодарности, которую они заслуживают; продолжать обучение в течение всей профессиональной карьеры; я буду хорошим наставником будущих медсестер.
Клянусь:
исполнять мой профессиональный долг по совести и с достоинством; откликаться на физиологические эмоции и духовные запросы пациента; соблюдать принципы равенства и доступности ухода для всех; признавать и уважать различные духовные ценности пациентов и коллег;
уважать решение, принимаемое пациентами, их право на осознанный выбор и активное участие в уходе; помогать пациентам осознать свою социальную значимость; хранить медицинскую тайну; уважать доверенные мне секреты, даже после смерти моего пациента.
Клянусь: поддерживать всеми силами честь и благородные традиции медицинского сообщества; способствовать развитию профессионального сотрудничества;
продолжать работу по созданию и поддержанию высоких стандартов и качества сестринского ухода.
Я не позволю соображениям пола или возраста, болезни или недееспособности, вероисповедания, этнической, расовой или национальной принадлежности, партийнополитической идеологии, сексуальной ориентации или социального положения встать между исполнением моего долга и моим пациентом.
Я не уроню достоинства своего и не унижу профессию свою.
Я принимаю на себя эти обязательства торжественно, свободно и честно!
Затем предлагается информация, необходимая для анализа кейса. В заключении студенту предлагаются тестовые задания, позволяющие повести самоконтроль полученных знаний. Решение задач позволяет оценить знание фактического материала и умение правильно использовать специальные термины и понятия, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов [3].
Использование кейс - метода в обучении предполагает наличие банка кейс-заданий и методические рекомендации по их использованию. По сути, кейсы представляют собой интегрированные комплексные ситуационные задачи, которые можно использовать как на аудиторных занятиях, так и при организации практической самостоятельной работы с последующим обсуждением особенностей решения конкретной этической ситуации разными студентами.
Исходным моментом в любой деятельности является мотив – потребность в профессиональной самореализации, то есть в реализации на практике решения профессиональных задач, которые обеспечивают высокий уровень развития критического мышления студентов. Для реализации мотива я включаю студентов в деятельность.
На ее ориентировочном этапе он совместно мы определяем цель. Чтобы правильно подобрать технологию, метод или способ выполнения деятельности по решению кейса, средства и формы ее выполнения, студенту нужно выделить для себя то, на что будет направлена его деятельность, то есть ее предмет. Здесь также потребуется помощь моя в зависимости от уровня подготовленности студентов. Это дает возможность на планирующем этапе подобрать технологию, метод или способ выполнения деятельности, который соответствует ее предмету. Совокупность предмета и технологии (метода, приема) определяет выбор соответствующих конкретных средств и форм деятельности, а также планирование действий и операций (то есть способов выполнения действия) в составе деятельности по решению кейса. На этом этапе подбираются знания и навыки, которые актуализируются в процессе выполнения действий.
Все названное обеспечивает получение студентам в конце деятельности продукта, ранее запланированного в цели. Так организуется осознанное, поэтапное построение деятельности ее субъектом, что обеспечивает дальнейший перенос отработанной структуры деятельности по решению кейса в реальную практику.
Таким образом, как показывает анализ теории деятельностного подхода и практика применения на его основе кейс-технологий, развитие критического мышления специалистов происходит более успешно, если это организуется системно, целенаправленно и методически грамотно.
Студентам первокурсникам медицинского колледжа
Анна Серкова
Профессия медицинской сестры благороднейшая, но трудная профессия. Она требует высочайшего профессионализма, огромного терпения, доброты, участия, умения сопереживать больному, принимать его страдания близко к сердцу. Медсестра – не профессия, но призвание помогать людям, случайных людей в этой профессии нет. Студент мой, юный первокурсник Тебе всего семнадцать лет! А жизнь твоя, тем и прекрасней, Встречайте в ней души рассвет. Ваш путь в профессию с тобою, К познанью солнца горит свет. Полезность знания не скрою, Историка прими совет: «Живите с доброю душою, Цените, кто помог постичь.
Законы медика исполнить,
Чтоб цель благую Вам достичь.
Старайтесь делать свое дело,
По совести, по сердцу и, уму… Границ познаний, нет предела, Но честь «мундира» никому. Облегчить нашу жизнь старайтесь, Отчизне верность посвятив. Не обижайте - и не обижайтесь… Делами добрыми жизнь освятив.
Творите! Тайна Жизни не раскрыта.
Да будет на Земле цветущий Рай! Дорога для любви открыта - Вершины знаний постигай.
Пусть трудность жизни будет басней, Оставьте в колледже свой лучший след.
Студент мой друг, мой первокурсник –
Тебе всего семнадцать лет!»
Свидетельство о публикации №123041703825
Мой опыт применения метода кейс-технологий в преподавании гуманитарных дисциплин в условиях медицинского колледжа позволяет сделать вывод, что такой метод работы с аудиторией имеет значительные преимущества по сравнению с традиционным, зачастую скучным изложением материала. Кейс - метод позволяет студенту применить имеющиеся теоретические знания по предмету к решению практических задач, активизирует развитие самостоятельного мышления, дает возможность проявить аналитические способности, научиться работать в команде.
1. Аверченко Л. К., Доронина И. В., Иванова Л. Н. Имитационная деловая игра как метод развития профессиональных компетенций // Высшее образование сегодня. – 2013. – № 10. – С. 35–40.
2. Бобохужаев Ш.И. Возможности применения в обучении кейс- методов: Международная научно- практическая конференция: Сборник статей/ Т. : Изд-во ЦНБП Минмакроэкономики РУз, 2004.
3. Сестринское дело в семейной медицине: учеб. пособие / Шеметова Г. Н.,
Красникова Н. В., Губанова Г. В., Беляева Ю. Н.и др.; под ред. Г. Н. Шеметовой. –
Саратов : Изд-во Сарат. гос. мед. ун-та, 2015. – 432 c.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.