Использование «Коврографа Ларчик» В.В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
Оценка 5

Использование «Коврографа Ларчик» В.В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

Оценка 5
docx
05.09.2024
Использование «Коврографа Ларчик» В.В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
КОВРОГРОФ Воскобовича.docx

«Использование «Коврографа Ларчик» В.В. Воскобовича

в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»

Сегодня я с удовольствием поделюсь с вами своим профессиональным опытом по использованию «Коврографа Ларчик» В.В. Воскобовича для коррекции речевых нарушений у детей 5-7 лет с ОНР в группе компенсирующей направленности.

      Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. 

     В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Очень актуальным становится применение в педагогическом процессе развивающих игр. Данный подход эффективно отражён в игровом пособии «Коврограф Ларчик» В.В. Воскобовича.

     Что же это такое? Это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика, в основу игр заложено 3 принципа: интерес, познание, творчество. Это не просто игры, это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают детей к мышлению и творчеству. Пособие является универсальным, т. к. способствует сенсорному развитию, развитию психических процессов (память, внимание, мышление, воображение).

     Дополнив развивающую среду нашей группы данным игровым комплексом, мы получили ключ к решению многих образовательных задач. Из практического опыта хочется отметить, что хорошую базу для проведения образовательного процесса даёт коврограф по речевому развитию детей, имеющих ТНР. «Коврограф Ларчик»предоставляет широкие возможности для развития фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, развития связной речи, грамматического строя речи у детей, имеющих речевые нарушения.  Он позволяет активизировать речь каждого ребенка,  расширяет словарный запас, знакомит детей с элементарными направлениями, описаниями. Для работы по речевому развитию используется заучивание стихов, скороговорок по мнемотаблицам, составление рассказов с выкладыванием серии картинок на «коврографе». Есть возможность моделировать буквы с помощью верёвочных сказок, учить составлять и читать слоги, а в перспективе целые слова и словосочетания. Согласные буквы есть в двух  цветах - синий и зелёный, то есть можно наглядно демонстрировать твердость и мягкость звуков. Гласные буквы обозначены красным цветом. Это  очень удобно при проведении звукового анализа слова на занятиях по обучению грамоте.

Я расскажу об играх и упражнениях, которые можно применить в работе с коврографом по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего и подготовительного возраста с ТНР.

·          Упражнение «Раздели слова» Учитель- логопед выставляет коврограф. Затем прикрепляет на него цифры. Педагог загадывает загадки детям. Дети отгадывают их, определяют количество слогов, размещают картинку-отгадку под соответствующей цифрой. Можно данное упражнение проводить без загадок. Дети по очереди берут картинки, определяют количество слогов. Можно из заданных картинок выбрать только предметы мебели или только предметы одежды, обуви (в зависимости от лексической темы недели) и определить количество слогов.

·          Упражнение «Назови первый звук» На коврограф учитель- логопед прикрепляет цветные квадраты (синий, зеленый, красный). Дети берут по одной картинке, определяют, какой первый звук в этом слове, дают ему характеристику и прикрепляют под соответствующим цветом.

·          Упражнение «Назови по очереди» Учитель-логопед прикрепляет цифры, дети определяют все звуки друг за другом, прикрепляют под соответствующей цифрой.

·          Упражнение «Подбери цвет» Учитель-логопед называет звук, ребенок определяет, гласный он или согласный, твердый или мягкий. Затем выбирает нужный цвет кружка (синий, зеленый, красный) и прикрепляет на коврограф.

·           Упражнение «Напечатай слог (слово)» Педагог называет слог или короткое простое слово из изученных букв. Ребенок проговаривает его. В комплект к коврографу входят буквы красного, зеленого и красного цвета. С учетом цвета, ребенок выкладывает слог или слово.

·           Упражнение «Определи место звука в словах» Педагог на коврограф прикрепляет 3 кармашка. Первый кармашек — это начало слова, второй кармашек — середина слова, третий- конец слова. Педагог называет слово, просит определить место звука. Ребенок определяет, где находится заданный звук и ставит в нужный кармашек.

·          Упражнение «Выполни задание» Педагога называет звуки, ребенок находит и выкладывает букву, которая его обозначает.

·           Упражнение «Послушай и прикрепи» Учитель-логопед называет слово. Ребенок выкладывает звуковую схему к нему.

·          Упражнение «Что получилось?» Логопед прикрепляет на коврограф картинки по порядку. Дети определяют, какой первый звук в данных словах. Выставляют буквы под каждой картинкой. Затем читают, какое слово получилось. Аналогично можно проводить упражнения на последние звуки в словах.

·          Упражнение «Измени схему» (для индивидуальной работы с детьми подготовительного возраста) Педагог выкладывает схему слова, например, ЛУК. Затем предлагает превратить слово ЛУК в ЛЮКИ. Ребенок должен изменить схему слова и под ней напечатать новое слово.

Таким образом, использование игровой технологии, разработанной В.В.Воскобовичем, важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны, а их многофункциональность и многообразие позволяет использовать их для решения коррекционно-логопедических задач.

 

 

 

Игры для детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

1.      Опиши ряд

Задачи: формирование у детей умение выбирать начало и направление описания; знакомить с элементарными направлениями описания.

Игровая ситуация: Лопушок встретился на Полянке с домашними животными. Решил запомнить, как их зовут. Для этого животные предложили поиграть в игру: назови, кто стоит в ряду.

Задание: назвать названия животных, например, в первом ряду слева направо, во втором ряду верху вниз и т.п.

2.      Найди тень

Задачи: развитие зрительного восприятия, памяти, мелкой моторики, обогащение словарного запаса по лексическим темам

Задание: необходимо найти и соединить изображение с нужным контуром.

3.      Опиши фрукт

Задачи: формирование навыков согласования существительных с прилагательными, развитие связной речи, активизация словаря по лексической теме, развитие памяти, мышления.

Задание: назвать фрукт и определить его цвет и приклеить фетр нужного цвета. Составить описательный рассказ о фрукте.

4.      Большой маленький

Задачи: формирование умения соотносить предметы по величине, одновременно различая их по цвету; активизация речи детей.

Задание: рассмотреть высокие и низкие деревья, назвать их цвет. Поместить листочки (кружки) на деревья. Большие листочки - на высокие деревья, маленькие - на низкие деревья. Помещая листочек на дерево, назвать цвет и размер листочка, цвет и размер дерева.

Игры для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет).

1.      Назови, кто за кем

Задачи: упражнение детей в согласовании числительных с существительными; упражнение в составлении предложений с пространственными предлогами до, после,между.

Задание: необходимо определить, в какой очередности они будут входить в домик.

1. Назвать, кто войдет в домик первым(вторым, третьим, четвертым)? Дать полный ответ: «Первым в дом дракона войдет лев».

2. Кто стоит перед…(назвать любого животного). Кто стоит после… кто стоит между…

2.      Кто в каком доме живет

Задачи: активизация словаря, учить образовывать относительные прилагательные.

Задание: описать в каком доме живет герой (дом из кирпича- кирпичный…)

Игры для детей 6 – 7 лет.

1.      Опиши ряд

Задачи: формирование у детей умения выбирать начало и направление описания, знакомить с элементарными направлениями описания.

Задание: назвать имена шутов из Буквоцирка, например, в первом ряду слева направо, во втором ряду сверху вниз и т.п.

Игры на Коврографе «Теремок»

2.      День рождения буквы

Цель: формирование представлений о буквах

Игровая ситуация: дети знакомятся с образом буквы. Все буквы в теремках закрыты разноцветными квадратами «окошками». При  знакомстве с буквой «окошко» открывается, и буква появляется.

3.      Посели букву

Цель: закрепление представлений о буквах

Игровая ситуация: ребенок по словестной инструкцией находит «адрес» буквы, открывает «окошко» и прикрепляет букву. Например буква Д живет в синем теремке на втором этаже. «Окошко» оставляем открытым.

4.      Прятки с буквами

Цель: закрепление представлений о буквах, развитие коммуникативных навыков, математических представлений.

Игровая ситуация: расставляем буквы на игровом поле и закрываем часть букв геометрическими фигурами разными цветам и размером. Сказочный герой загадывает букву, а ребенок рассказывает, где она находится, и соединяет ее с буквами в теремках. Например, буква А «спряталась» за желтом квадратом.

5.      Кто первый, кто последний

Цель: развитие фонематического слуха, умения соотносить звук с соответствующей буквой.

Игровая ситуация: сказочный герой называет слово или показывает картинку, ребенок определяет первый (последний) звук в слове и находит соответствующую букву.

6.      Собери команду.

Цель: развитие умения дифференцировать звуки и буквы.

Игровая ситуация: с помощью круговерта веревочками рисуем два круга (красный, синий). Ребенок берет букву, ориентируясь на характеристику звука (гласный, согласный), ставит букву в соответствующий круг.

7.      Звуковая дорожка

Цель: закрепление знаний букв гласных звуков, формирование умения произносить слияния гласных.

Игровая ситуация: расставляем на игровом поле буквы гласных звуков. Над каждой буквой прикрепляем цифру. Ребенок соединяет цифры по порядку (в порядке убывания или возрастания) и поет слияния (ИА)

8.      Слоговая снежинка

Цель: закрепление знаний букв гласных и согласных звуков, упражнение в чтение прямых и обратных слогов.

Игровая ситуация: используя разноцветные веревочки, в центре игрового поля рисуем снежинку. Помещаем любую согласную букву. На концах лучей – буквы гласных звуков. Ребенок проводит пальцем по выбранному лучику и читает прямые, обратные слоги.

9.      Составь слог.

Цель: закрепление знаний букв гласных и согласных звуков, формирование навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слогов.

Игровая ситуация: сказочный герой называет слог, ребенок называет звуки и составляет звуковую схему слога, используя разноцветные квадраты и кружки, затем обозначает каждый звук буквой и читает слог.

10.  Буква потерялась.

Цель: развитие фонематического слуха, совершенствование навыка звукового анализа и синтеза.

Игровая ситуация: на игровом поле составляем слова из трех букв (дом, суп, кит). На месте буквы, обозначающий гласный звук, прикрепляем кружок. Ребенок определяет, какой гласный звук отсутствует в слове, прикрепляя соответствующую букву, и читает слово.

11.  Подари колокольчик.

Цель: формирование умения дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки.

Игровая ситуация: сказочный герой знакомит ребенка с согласным звуком и буквой. Ребенок дает характеристику звуку, находит букву в теремке и прикрепляет колокольчик (или зачеркнутый колокольчик).

12.  Собери слово.

Цель: развитие навыков составления слов из слогов, совершенствование навыков чтения.

Игровая ситуация: на игровом поле расположены слоги. Сказочный герой предлагает составить слово, называет слово или показывает картинку, а ребенок веревочкой соединяет слоги и читает слово.

13.  Запиши предложение.

Цель: формирование представлений о структуре предложения, умения выделять слова.

Игровая ситуация: сказочный герой предлагает детям картинку. Дети составляют предложение и «записывают» его разноцветными веревочками (составляем схему предложения).


 

Использование «Коврографа Ларчик»

Использование «Коврографа Ларчик»

Можно данное упражнение проводить без загадок

Можно данное упражнение проводить без загадок

Игры для детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) 1

Игры для детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) 1

Игровая ситуация: расставляем буквы на игровом поле и закрываем часть букв геометрическими фигурами разными цветам и размером

Игровая ситуация: расставляем буквы на игровом поле и закрываем часть букв геометрическими фигурами разными цветам и размером
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.09.2024