«Использование личностно-ориентированной
технологии «Лэпбук» в развитие творческого потенциала участников образовательного процесса ДОУ»
Развитие творчества в обществе становится одной из первоочередных задач воспитания подрастающего поколения.
Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком достаточно было, быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы.
Дифференцированный подход в образовательном процессе могут обеспечить личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
Основная установка взрослого – не на познание, а на общение, взаимопонимание с детьми, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования.
В современной образовательной практике ДОУ встречаются разнообразные личностно-ориентированные технологии. К одной из них относится и технология «Лэпбук».
Лэпбук (lapbook) – это книжка-раскладушка или самодельная папка, с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук – не просто поделка. Это заключительный этап исследовательской работы, которую ребенок или дети проделали в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребятам нужно выполнять определенные задания, проводить наблюдения, изучать представленный материал. Создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы.
Данная технология опирается на следующие принципы:
Принцип выбора. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.
Принцип субъектности. Его цель — придать воспитанию диалогический характер. Ребенок учится самостоятельно, с помощью других детей или взрослых собирать и организовывать информацию.
Принцип индивидуализации и дифференциации. Дает возможность выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.)
Принцип творчества и успеха. Данная технология дает возможность создать условия для поддержки детской инициативы и творчества.
Всем известно, что семья является наиболее существенным фактором, влияющим как на творческое, так и на личностное развитие ребенка. Именно в семье формируется отношение родителей к неординарности и талантливости ребенка.
Интересной формой совместной работы взрослых и детей стало создание лэпбука. Нашими детьми и родителями были изготовлены лэпбуки в процессе совместной деятельности.
Алгоритм создания лэпбука :
· Смысл деятельности (зачем я это делаю, зачем мне это нужно);
· Постановка цели (предвосхищающей результат);
· План деятельности (выбор темы, составление плана, зарисовка макета);
· Реализация плана;
· Рефлексия (осознание значимости собственной деятельности);
Начинаем работу по созданию лэпбука опираясь на желание и интерес детей. Ставим цель нашей деятельности, обсуждаем вместе предполагаемый результат. Затем выбираем тему.
Тема лэпбука может быть любая:
-интересные события происходящие с ребенком (рождение брата, отдых на море, появление домашнего питомца);
-увлечения детей;
-темы недели;
-литературные произведения;
-мультипликационные герои и т.д.
Темы могут быть как общие так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Времена года". А можно взять какое-нибудь конкретное время года и в лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее.
Далее составляем план. Лэпбук - это не просто книжка с картинкам, поэтому важно продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.
Перед вами план Лэпбука на тему Золотая осень»:
1. Приметы осени.
2. Осенние загадки.
3. Расскажите детям.
4. Запомни листья деревьев.
5. Поговорки.
6. С каких деревьев эти листья.
7. Стихи об осени.
Дети сами хорошо составляют план работы.
Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет и приступить к изготовлению самого лэпбука. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д.
Данная форма работы помогла педагогам создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе наблюдения воспитатели узнавали, что ребенок делает с большим интересом. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
Заключительным этапом работы над лэпбуком является рефлексия.
Вместе мы оцениваем результат нашей работы, анализируем своё состояние, удовлетворённость от проделанного, отвечая на следующие вопросы:
Что мы делали или что происходило?
Что мы чувствовали при этом?
Как каждый участвовал в том, что происходило?
Какие при этом испытывали трудности?
Где мы сможем использовать наши лэпбуки?
и др.
Данный алгоритм формирует у дошкольников умение планировать свою деятельность, действовать в определённом порядке, уметь анализировать и контролировать свои действия.
Изготовленные лэпбуки мы активно используем в образовательной деятельности: при изучении конкретных тем, в беседах. Дети самостоятельно используют их в свободной деятельности: рассматривают, выполняют задания, которые им предлагаются. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата.
В работе с детьми использование данной технологии уже приносит свои результаты. Поэтому мы решили начать использовать лэпбук в работе с педагогами. На сегодняшний день в ДОУ разработано и изготовлено «творческой мастерской» уже несколько лэпбуков на разные темы: «Внедряем ФГОС ДО», «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствие ФГОС ДО».
Каждый лэпбук может состоять из разных разделов.
Лэпбука «Внедряем ФГОС ДО», например, включает следующие разделы:
1. «Вопрос – ответ». В данной рубрике могут помешаться вопросы и ответы на интересующие педагогов вопросы. Что такое ФГОС? Какие функции выполняет Стандарт? Какова цель применения Стандарта? и др.
2. «Нормативно-правовая база». Здесь размещены необходимые и важные документы, соответствующие данной тем:
· Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации".
· Конституции РФ.
· Конвенции ООН о правах ребенка.
3. «Проверь себя». Здесь располагаются анкеты, опросники и др. Благодаря данным материалам педагоги могут выполнить самоанализ уровня своей подготовки. Педагог анализирует, каким требованиям стандарта он отвечает, а где у него проблемы. Определяет, как их решать: пойти на курсы, посетить семинары, тренинги, пройти дистанционное обучение и т.д.
4. «Тропинка к знаниям». В данном разделе педагог может найти всю информацию об организациях, где он может повысить свою квалификацию по интересующей его теме.
5. «Методическая копилка». В лэпбуке есть кармашек где, накапливаются материалы методических мероприятий, конспекты занятий по теме.
6. «Работа с родителями». Здесь помещены материалы для работы с родителями: конспекты родительских собраний, консультаций и др.
7. «Могу поделиться». В данном разделе педагоги помещают передовой педагогический опыт по данной теме.
8. «Опыт работы других садов».
Таким образом, использование новой технологии в работе с педагогами позволяет решать не только существующие проблемы, связанные с повышением профессионального роста педагогов, но и необходима для организации методической работы и самообразования молодым специалистам.
Работа по освоению и внедрению новой для нас технологии "Лэпбук" в детском саду идет полным ходом. Трансляция результатов работы по данной технологии в работе с детьми, родителями и педагогами была представлены на разных уровнях: муниципальном, межрегиональном и всероссийском.
Лэпбук — это не просто технология, помогающая систематизировать и закрепить полученные знания. Она дает возможность проявить творческие способности как детям, так и взрослым.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.