«Использование личностно-ориентированной технологии «Лэпбук» в развитие творческого потенциала участников образовательного процесса ДОУ»
Оценка 4.8

«Использование личностно-ориентированной технологии «Лэпбук» в развитие творческого потенциала участников образовательного процесса ДОУ»

Оценка 4.8
doc
18.04.2020
«Использование личностно-ориентированной  технологии «Лэпбук» в развитие творческого потенциала участников образовательного процесса ДОУ»
развитие творческого потенциала ЛЭПБУК.doc

 «Использование личностно-ориентированной

технологии «Лэпбук» в развитие творческого потенциала участников образовательного процесса ДОУ»

 

          Развитие творчества в обществе становится одной из первоочередных задач воспитания подрастающего поколения.

          Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком достаточно было, быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы.

          Дифференцированный подход в образовательном процессе могут обеспечить личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

          Основная установка взрослого – не на познание, а на общение, взаимопонимание с детьми, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования.

          В современной образовательной практике ДОУ встречаются разнообразные личностно-ориентированные технологии. К одной из них относится и технология «Лэпбук».

Лэпбук (lapbook) – это книжка-раскладушка или самодельная папка, с кармашками, дверками,  окошками, подвижными деталями. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При  этом  лэпбук  –  не  просто  поделка.  Это  заключительный  этап  исследовательской  работы,  которую  ребенок или дети проделали в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребятам  нужно выполнять   определенные    задания,  проводить  наблюдения,    изучать  представленный     материал. Создание  лэпбука  помогает  закрепить  и  систематизировать  изученный  материал,  а  рассматривание  папки в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы.

Данная технология  опирается на следующие принципы:

Принцип выбора. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.

Принцип субъектности. Его цель — придать воспитанию диалогический характер. Ребенок учится самостоятельно, с помощью других детей  или взрослых собирать и организовывать информацию.

Принцип индивидуализации и дифференциации. Дает возможность выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.)

Принцип творчества и успеха. Данная технология дает возможность создать условия для поддержки детской инициативы и творчества.

          Всем известно, что семья является наиболее существенным фактором, влияющим как на творческое, так и на личностное развитие ребенка. Именно в семье формируется отношение родителей к неординарности и талантливости ребенка.

       Интересной формой совместной работы взрослых и детей стало создание лэпбука. Нашими  детьми и родителями были изготовлены лэпбуки в процессе совместной деятельности.

Алгоритм создания лэпбука :

·        Смысл деятельности (зачем я это делаю, зачем мне это нужно);

·        Постановка цели (предвосхищающей результат);

·        План деятельности (выбор темы, составление плана, зарисовка макета);

·        Реализация плана;

·        Рефлексия (осознание значимости собственной деятельности);

        Начинаем работу по созданию лэпбука опираясь на желание и интерес детей. Ставим цель нашей деятельности, обсуждаем вместе предполагаемый результат. Затем выбираем тему.

       Тема лэпбука может быть любая:

-интересные события происходящие с ребенком (рождение брата, отдых на море, появление домашнего питомца);

-увлечения детей;

-темы недели;

-литературные произведения;

-мультипликационные герои и т.д.

         Темы могут быть как общие так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Времена года". А можно взять какое-нибудь конкретное время года и в лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее.

        Далее составляем план. Лэпбук - это не просто книжка с картинкам, поэтому важно продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.

         Перед вами план Лэпбука на тему Золотая осень»:

1. Приметы осени.

2. Осенние загадки.

3. Расскажите детям.

4. Запомни листья деревьев.

5. Поговорки.

6. С каких деревьев эти листья.

7. Стихи об осени.

Дети сами хорошо составляют план работы.

          Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет и приступить к изготовлению самого лэпбука. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д.

            Данная форма работы помогла педагогам создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе наблюдения воспитатели узнавали, что ребенок делает с большим интересом. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

          Заключительным этапом работы над лэпбуком является  рефлексия.

Вместе мы оцениваем результат нашей работы, анализируем своё состояние, удовлетворённость от проделанного, отвечая на следующие вопросы:

Что мы делали или что происходило?

Что мы чувствовали при этом?

Как каждый участвовал в том, что происходило?

Какие при этом испытывали трудности?

Где мы сможем использовать наши лэпбуки?

 и др.

           Данный алгоритм формирует у дошкольников умение планировать свою деятельность, действовать в определённом порядке, уметь анализировать и контролировать свои действия.

           Изготовленные лэпбуки мы активно используем в образовательной деятельности: при изучении конкретных тем, в беседах. Дети самостоятельно используют их в свободной деятельности: рассматривают, выполняют задания, которые им предлагаются. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата.

        В работе с детьми использование данной технологии уже приносит свои результаты. Поэтому мы решили начать использовать лэпбук в работе с педагогами. На сегодняшний день в ДОУ разработано и изготовлено «творческой мастерской» уже несколько лэпбуков на разные темы: «Внедряем ФГОС ДО»,  «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствие ФГОС ДО».

Каждый лэпбук может состоять из разных разделов.

        Лэпбука «Внедряем ФГОС ДО», например, включает следующие разделы:

1. «Вопрос – ответ». В данной рубрике могут помешаться вопросы и ответы на интересующие педагогов вопросы. Что такое ФГОС? Какие функции выполняет Стандарт? Какова цель применения Стандарта? и др.

2. «Нормативно-правовая база». Здесь размещены необходимые и важные документы, соответствующие данной тем:

·        Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации".

·        Конституции РФ.

·        Конвенции ООН о правах ребенка.

3. «Проверь себя». Здесь располагаются анкеты, опросники и др. Благодаря данным материалам педагоги могут выполнить самоанализ уровня своей подготовки. Педагог анализирует, каким требованиям стандарта он отвечает, а где у него проблемы. Определяет, как их решать: пойти на курсы, посетить семинары, тренинги, пройти дистанционное обучение и т.д.

4. «Тропинка к знаниям». В данном разделе педагог может найти всю информацию об организациях, где он может повысить свою квалификацию по интересующей его теме.

5. «Методическая копилка». В лэпбуке есть кармашек где, накапливаются материалы методических мероприятий, конспекты занятий по теме.

6. «Работа с родителями». Здесь помещены материалы для работы с родителями: конспекты родительских собраний, консультаций и др.

7. «Могу поделиться». В данном разделе педагоги помещают передовой педагогический опыт по данной теме.

8. «Опыт работы других садов».

Таким образом, использование новой технологии в работе с педагогами позволяет решать не только существующие проблемы, связанные с повышением профессионального роста педагогов, но и необходима для организации методической работы и самообразования молодым специалистам.

           Работа по освоению и внедрению новой для нас технологии "Лэпбук" в детском саду идет полным ходом. Трансляция результатов работы по данной технологии в работе с детьми, родителями и педагогами была представлены на  разных уровнях: муниципальном, межрегиональном и всероссийском.

Лэпбук — это не просто технология, помогающая систематизировать и закрепить полученные знания. Она дает возможность проявить творческие способности как детям, так и взрослым.

 

 

 


Использование личностно-ориентированной технологии «Лэпбук» в развитие творческого потенциала участников образовательного процесса

Использование личностно-ориентированной технологии «Лэпбук» в развитие творческого потенциала участников образовательного процесса

Интересной формой совместной работы взрослых и детей стало создание лэпбука

Интересной формой совместной работы взрослых и детей стало создание лэпбука

В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений

В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений

Методическая копилка». В лэпбуке есть кармашек где, накапливаются материалы методических мероприятий, конспекты занятий по теме

Методическая копилка». В лэпбуке есть кармашек где, накапливаются материалы методических мероприятий, конспекты занятий по теме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2020