Использование логико-смысловых моделей на уроках окружающего мира с целью формирования у младших школьников умения строить логические рассуждения
Оценка 4.6

Использование логико-смысловых моделей на уроках окружающего мира с целью формирования у младших школьников умения строить логические рассуждения

Оценка 4.6
doc
03.02.2020
Использование логико-смысловых моделей на уроках окружающего мира с целью формирования у младших школьников умения строить логические рассуждения
опыт логико-смысловые модели на уроках окружающего мира.doc

Использование логико-смысловых моделей для формирования познавательных  УУД  на уроках курса «Окружающий мир»

 

 

 

Здравствуйте, уважаемые члены жюри, участники конкурса, педагоги.  Вашему вниманию представляется опыт моей педагогической деятельности. За последние пять лет в моем учебном кабинете появились интерактивная доска, документ-камера, комплекты  с  виртуальными лабораториями, мобильный класс. Изучив подробно техническую оснастку и включив ее в уроки, я радовалась как ребенок и дети вместе со мной. Ярко, цепко, интерактивно. Вот он, реализованный дидактический принцип наглядности.  Теперь все 100%  будут учиться на «4» и «5». Каждый урок, я разнообразила и насыщала яркими динамическими презентациями. Но результаты диагностических  работ не стремились к качественному росту. Я  стала искать причины и поняла, что интерактивные педагогические средства не всегда добавляют содержательную  глубину, они, чаще всего, лишь понижают проблему фиксации рассеянного внимания учеников, избалованных видеоспецэффектами, Технический уровень возрос, в то время как качество содержания моего урока осталось прежним. Для меня четко обозначилась еще одна проблема, проблема  несоответствия увеличивающегося объёма информации количеству учебного времени. Поэтому моей  педагогической  задачей  стал  процесс конструирования учебных занятий, направленный на усвоение большого количества информации за меньший промежуток временив простой и доступной форме.

Поставленные вопросы обозначили тему методической работы как  «Использование логико-смысловых моделей при формировании у детей младшего школьного возраста познавательных универсальных учебных действий на уроках по предмету «Окружающий мир»».

Цель работы: разработка и применение в курсе «Окружающий мир» логико-смысловых моделей для развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

Основными задачами являются:

Задачи:

1.     Изучить и проанализировать литературу

2.     Спроектировать и внедрить модели в учебные занятия

3.     Оценить результат внедрения моделей на развитие познавательных учебных действий.

4.     Представить опыт работы по данной теме в формате конкурса «Педагог года Кондинского района- 2018».

 

 

3 луч (теория)

В педагогической и методической литературе  идея сгущения информации известна давно. Это опорные конспекты и сигналы  как образная наглядность Виктора  Федоровича Шаталова (70 годы 20 века), технология укрупнения дидактических единиц Пюрвя  Мучкаевича Эрдниева, логико-смысловые модели Штейнберга. Впервые в Российском образовании логико-смысловые модели предложил Штейнберг Валерий Эммануилович – доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор Башкирского государственного педагогического университета в 2000 годах, опираясь на доказательства ученых-психологов, изучающих проблемы  восприятия и усвоения информации. Психологами  было доказано, что  усвоение материала  должно происходить непроизвольно, т.е. с участием преимущественно правого полушария, потому что одноканальность мышления препятствует совмещению в сознании  информации разного назначения (описательной и управляющей) в одинаковой вербальной форме. Слайд. Штейнберг, в отличии от других авторов разрабатывает универсальную образно-понятийную модель для многомерного представления и анализа знаний любого учебного материала. По его мнению логико-смысловая модель состоит из двух компонентов: содержательного (смысловые элементы) и логического (порядок расположения смысловых элементов), которые представлены в солярной (круговой) графике, позволяющей правому полушарию воспринимать  информацию как целостный образ, содержащий ключевые слова – узлы.

 Слайд В основе модели лежит опорно-узловая система координат солярного типа. В центре системы координат помещают объект изучения (тема занятия, название раздела, название предмета, проблему). Далее определяются основные направления темы (лучи - координаты), которые рекомендуется разбивать от 4 до 8 частей и определять их логическую последовательность. На каждой координате – части темы выбираются ключевые понятия (словосочетания, аббревиатуры, метафоры), которые фиксируются в узловых точках модели. Модель позволяет отразить межузловые связи и отношения.

Итак, алгоритм составления логико-смысловых моделей содержит следующие этапы:

1.        Определение числа координат, их взаимное расположение.

Я представляю свой опыт работы, опираясь на составленную ЛСМ.

В центре – название темы, далее выбраны направления опыта работы – координаты-лучи,  логически связанные между собой.

 Проблема ---цель, задачи---теория---практика ----результат--- планы.

2.        Определение узловых элементов. Я показываю готовый вариант, наполненный узлами—содержательными смыслами.

Здесь возможен творческий подход, что особенно ценно в использовании ЛСМ.

3. Установление связей  между координатами  и  узловыми элементами.. Например, изучив теоретический материал по теме и выбрав за основу модель Штейнберга  я применяю его в собственной педагогической деятельности, разрабатывая модели с учетом требований к результатам освоения программы.

4. Кодирование узловых элементов ключевыми понятиями. Условие технологии – в названии узла не рекомендуется более 4 слов. Сектор между координатами можно заполнять смысловыми графическими элементами

         Таким образом, мы получаем стройную технику графического сгущения учебных знаний!

 

4 луч (практика)

 

Изучив теоретические идеи Штейнберга и предложенный алгоритм составления смысловых  моделей,  я на протяжении двух лет применяю их в учебном процессе. Вашему вниманию представляю собственные разработанные модели по теме «Царства природы» курса «Окружающий мир» 3 класс, УМК «Школа 21 века». В КТП на изучение данного  раздела отводится 27 часов. Я  внесла  корректировки  в  количество учебных часов изучаемого раздела, применив в уроках всей темы, разработанные логико-смысловые модели, в результате высвободились учебные часы, которые я направила  на уроки проектной деятельности, на дополнительные часы в изучении других тем, на подготовку к всероссийским проверочным работам. Смысловые модели позволили сократить учебные часы по теме «Растения» на 2 часа  за  счет объединения темы урока  «Разнообразие  растений. Флора»  и «Строение растения». При изучении раздела «Царства природы» темы «Животные» сокращение времени происходит  при  объединении  направлений темы «Разнообразие животных. Беспозвоночные и позвоночные животные».

 

Тема урока, тип урока

Количество часов

Цели  ЛСМ

ЛСМ в уроке

( учитель)

1

Царства природы (вводный урок)

1/ 1

Обобщить имеющиеся знания у учащихся о Царствах природы, определить план работы с разделом

Прилоджение1-1

2

Бактерии

1/1

расширить  знания  учащихся  о  бактериях,  об их вреде организму

Приложение 1-2, приложение 2

3

Грибы

1/1

расширить  знания  учащихся  о  грибах как отдельном царстве,  видах.

Приложение 1-3, приложение 3

4

Растения

11/9

Расширить знания учащихся о растениях. -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему опираясь на ЛСМ.

Приложение 1-4, приложение 4

5

Животные

8/ 6

Расширить знания учащихся о царстве животных, их видах и классах.

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.

 

Приложение 1-5, приложение 5

6

«Красная книга»

2/1

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Приложение 1-6

7

Природные сообщества

1/1

Приложение 1-7

8

Заповедники

1/1

Приложение 1-8

9

Обобщение и систематизация знаний. Контроль

1/1

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью ЛСМ;

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в составленной ЛСМ и делать вывод;

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Приложение 1

10

«лишние» часы

 0/5

Уроки-проекты,

 

 

всего

27/ 27

 

 

Ну, а теперь перехожу к разработанным ЛСМ.

На первом уроке строится каркас модели  по изучаемому разделу «Царства  природы»,  чтобы ученики могли видеть весь материал, который предстоит изучить в целом. Заполняются все координаты, где фиксируются узлы (образовательные смыслы), на которые необходимо обратить внимание при изучении темы. Демонстрируется  первая  модель. Вместе с детьми на этапе актуализации знаний о изученном по данной теме во 2 классе определяем тему «Царства природы», обозначаем количество направлений-координат и название каждого направления – бактерии, грибы, растения, животные, так же  изучая предложенную информацию обозначаются направления «Красная книга», заповедники, природные сообщества и история появления домашних животных – данные темы вынесены отдельными направления-координатами, т.к. содержат в себе большой объем информации.

На последующих уроках каждая  из координат-направлений будет рассмотрена  по отдельности и во взаимосвязи с предыдущими понятиями.

Следующий этап -  изучение каждого царства природы в отдельности. Для этого разработаны модели, направленные на изучение информации по бактериям, грибам, растениям, животным. Демонстрируются четыре модели. Краткая характеристика каждой модели. При работе по теме «Бактерии» на этапе постановки цели урока проводится работа по общей модели изучения царств природы для выявления дальнейшей связи между направления-координатами, на данной модели  также ставится проблемный вопрос и выдвигаются детьми предположения – ответы.  Для ответов на поставленные вопросы конструируем новую – частную модель «Бактерии». При последующей работе определяется количество направлений - координат, в данном случае их 5 (формы, места обитания, наука, виды) и поставленная перед детьми проблема, решить которую поможет занесенная в модель сжатая информация.  Работая в парах, группе со статьей в учебнике и справочной информацией, микроскопом детьми определяются и подписываются ключевыми словами узлы на координатах-направлениях изучаемой темы. При выборе ключевых узлов с помощью информации и рассмотрении бактерий через микроскоп выделяем следующее: бактерии могут быть в виде спирали, палочек и т.д., на следующем этапе используя имеющиеся знания, собственный опыт и информацию по координате-направлению учащиеся выделяют главное о местах обитания бактерий подписывают ключевые узлы на модели. После изучения темы и используя составленную модель, учащиеся определяют количество узлов подтверждающих и опровергающих предположения о проблемном вопросе «Бактерии друзья или враги». Анализируя совместно со мной и корректируя смысловую модель, делаем вывод, что бактерии могут быть и врагами и друзьями, доказывая свою точку зрения опираясь на модель. После чего у детей остается опорный конспект собственного составления и откорректированная модель с помощью учителя, что помогает учащимся увидеть целостность и полноту информации по изученной теме, т.к не все дети быстро правят модель и имеют уровень развития ниже среднего.

         В дальнейшем проводится аналогичная работа по остальным координатам-направлениям. Единственное отличие моделей по темам «Растения», «Животные» в том, что данные модели заполняются в течение нескольких уроков и позволяют увидеть логический переход от одной координаты-направления к другой.

          При обобщении и систематизации изученного материала модель первая «Царства природы» полностью наполнена смысловыми узлами и имеет следующий вид. Что позволяет увидеть целостность и смысловые связи изучаемой темы.

Демонстрируется  обобщенная модель (наполненная первая).

Далее несколько слов о том, как я встраиваю модели в уроки, как я обучаю этому учащихся.

     1 класс. На начальном этапе детям дается  готовая  ЛСМ, в которую они по наводящим вопросам учителя и изучаемой информации учатся выделять узлы – ключевые понятия и обозначают  их  на  лучах  с помощью рисунка, схемы.

     2 класс. При последующей работе с ЛСМ ученикам предлагается модель с определенным количеством координат без темы и названий лучей. Совместная задача учеников и учителя определить тему и названия координат. При работе в паре, группе учащиеся  учатся выделять учебные смыслы - узлы  и обозначать на модели. Здесь же происходит корректировка учителя при выступлениях детей. У ученика остается в тетради собственная модель и модель откорректированная совместно с учителем.

      3 класс. В третьем классе сохраняется алгоритм работы второго класса, но вводится усложнение, направленное на развитие умения определять названия координат – основные направления темы.

     4 класс. Сохраняется алгоритм работы с ЛСМ третьего класса, но увеличивается процент времени на самостоятельную работу. Предлагается выполнение домашних заданий, направленных на конструирование ЛСМ.

При работе с ЛСМ я использую такие методы обучения как классический объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения изучаемого материала,  эвристический или исследовательский метод с ПРИМЕНЕНИЕМ различных средств обучения. Таким образом, ЛСМ наглядны, компактны, содержат основную информацию по теме или проблеме, способствуют процессу запоминания учебного материала учащимися, формализуют его запись, дают алгоритм изучения, развивают творческое воображение, а у  учащихся при работе  с ЛСМ формируются познавательные  логические УУД - умение сравнивать предметы, группировать, классифицировать, строить логические рассуждения, осуществлять кодирование с помощью символов и знаков, формулировать проблему и определять пути ее решения.

Составление логической модели и для учителя и для ученика  подразумевает огромную работу с учебником и дополнительной справочной литературой по предмету. Ученики учатся мыслить логически, креативно, выходя за рамки стандарта.

При создании логико-смысловых моделей надо иметь в виду, что любая созданная модель не может претендовать на единственно правильную, а является лишь вариантом описания исследуемой предметной области. Модель для одной и той же предметной области изменяется в зависимости от поставленных задач. Освоение процесса построения и оценки логико-смысловых моделей возможно только на собственном опыте. Без приобретения навыков построения моделей трудно дать оценку построенным моделям.

5 луч (результат)

Для подтверждения эффективного использования ЛСМ при формировании познавательных УУД у учащихся были определены критерии и методики для  проведения входной диагностики в 1 классе (2015\2016 учебный год) и промежуточной  в 3 классе (2017\2018 учебный год). Критерии и методики представлены в таблице.

Критерии оценки уровня сформированности познавательных  УУД

Название методики

умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков, строить логические рассуждения;

 «Найди отличия» (сравнение картинок, сравнение и анализ описания в тексте, работа с текстом)

умения осуществлять кодирование с помощью символов и знаков.

Методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д.Векслера в версии А.Ю.Панасюка)

умение формулировать проблему и определять пути ее решения

Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия. (Ж.Пиаже, А.Шеминьска).

        При обработке диагностических тестов учеников определялись уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий (характеристики уровней взяты из образовательной программы Федерального Государственного Образовательного Стандарта, раздел «Требования к результату»). Которые вы можете прочитать на слайде.

Уровни

Баллы

Характеристика

Низкий

0-8

Умения строить логические рассуждения, формулировать проблему и определять пути ее решения; умение осуществлять кодирование с помощью символов не сформировано или сформировано на незначительном уровне, обучающийся не видит логической связи.

Средний

9-18

Умения строить логические рассуждения, формулировать проблему и определять пути ее решения; умение осуществлять кодирование с помощью символов сформировано недостаточно хорошо, требуется его развитие.

Высокий

19-28

 Умения строить логические рассуждения, формулировать проблему и определять пути ее решения; умение осуществлять кодирование с помощью символов отлично сформировано.

 

высокий – 5/7

  Средний –  12/11

Низкий – 7/6

 

 

Анализ диагностических работ на начальном этапе работы с логико-смысловыми моделями показал, что исходный уровень сформированности умения строить логические рассуждения у школьников невысокий. Полученные результаты свидетельствовали о необходимости перестройки существующей подачи информации во время обучения и использования новых, более результативных педагогических условий для повышения уровня развития познавательных универсальных учебных действий.

В течении двух лет уроки окружающего мира проектировались с использованием логико-смысловых моделей. Анализируя результаты диагностических работ и сравнивая в представленной диаграмме, мы видим положительную динамику развития познавательных универсальных учебных действий у учащихся. Увеличивается количество детей с высоким уровнем развития и снижается количество учеников с низким уровнем, что доказывает эффективность моей работы.

         Изучая и применяя логико-смысловые модели определяю в перспективе: участие учащимися в различных конкурсах, систематическое применение смысловых моделей в области других предметов, для себя поступление в магистратуру. Спасибо за внимание я готова ответить на ваши вопросы.


Использование логико-смысловых моделей для формирования познавательных

Использование логико-смысловых моделей для формирования познавательных

В педагогической и методической литературе идея сгущения информации известна давно

В педагогической и методической литературе идея сгущения информации известна давно

Кодирование узловых элементов ключевыми понятиями

Кодирование узловых элементов ключевыми понятиями

Животные 8/ 6 Расширить знания учащихся о царстве животных, их видах и классах

Животные 8/ 6 Расширить знания учащихся о царстве животных, их видах и классах

После изучения темы и используя составленную модель, учащиеся определяют количество узлов подтверждающих и опровергающих предположения о проблемном вопросе «Бактерии друзья или враги»

После изучения темы и используя составленную модель, учащиеся определяют количество узлов подтверждающих и опровергающих предположения о проблемном вопросе «Бактерии друзья или враги»

ПРИМЕНЕНИЕМ различных средств обучения

ПРИМЕНЕНИЕМ различных средств обучения

Федерального Государственного

Федерального Государственного

Увеличивается количество детей с высоким уровнем развития и снижается количество учеников с низким уровнем, что доказывает эффективность моей работы

Увеличивается количество детей с высоким уровнем развития и снижается количество учеников с низким уровнем, что доказывает эффективность моей работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2020