Использование метода Биологической обратной связи в коррекционно - логопедической работе с детьми с ОВЗ

  • ppt
  • 24.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала БОС.ppt

Использование метода Биологической обратной связи в коррекционно - логопедической работе
с детьми с ОВЗ

Автор: Брисюк Елена Алексеевна
учитель-логопед
2018 г

Российский учёный-физиолог,
кандидат биологических наук,
Президент Ассоциации Биологической Обратной Связи

Сметанкин Александр Афанасьевич

Цель методики: формирование, совершенствование и коррекция речи у детей дошкольного, школьного возраста и взрослых по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца

Задачи:

формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма
профилактика нарушений голоса и речи
налаживание речевого синергизма (координация работы речеобразующего аппарата: дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе)
устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время неё
развитие высших психических функций
оздоровление организма в целом

Коррекция речи осуществляется в два этапа:

Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу ДАС-БОС с максимальной ДАС

Обучение новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи в фазе равномерного выдоха под контролем максимальной ДАС и физиологической длительности выдоха ребёнка

Показания и противопоказания к применению
метода ДАС-БОС в логотерапевтической практике

Показания к применению
метода ДАС-БОС:

логоневрозы, заикание
нарушения темпа речи
профилактика нарушений голоса и речи
дислалия
дизартрия
ринолалия


Абсолютны противопоказания отсутствуют.
Относительные противопоказания:

возраст ребёнка менее четырёх лет
наличие диафрагмальной грыжи
тяжёлые формы психических расстройств
грубые нарушения интеллекта
повышенная судорожная готовность головного мозга

ДАС - это физиологическое явление, возникающее в результате взаимодействия двух отделов вегетативной нервной системы (ВНС)

ДАС — индикатор биологического возраста, функциональный показатель адаптационных возможностей организма

Техника освоения навыка диафрагмально-релаксационного дыхания следующая:
необходимо занять удобное комфортное положение, сидя;
плечи расслаблены и опущены, руки лежат на коленях;
сделайте неглубокий медленный вдох через нос и постарайтесь при этом надуть живот;
сделайте плавный, медленный выдох через рот, губы при этом должны быть полусомкнуты в виде «трубочки», живот нужно втянуть;
следите за тем, чтобы мышцы груди и плечевого пояса не участвовали в дыхании. Для контроля одну руку положите на грудь, другую на живот. Двигаться должна только рука, находящаяся на животе;
необходимо, чтобы выдох был в два раза длиннее вдоха (вдох на 1-2, выдох на 1-2-3-4). За выдохом без задержки и паузы должна наступить фаза вдоха;
применять какие-либо усилия во время выдоха не надо, воздух свободно покидает легкие; при правильном выполнении частота дыхания составляет 6-12 дыхательных движений в одну минуту.

Состав кабинета БОС

компьютерный комплекс с программным обеспечением; комплект многоразовых датчиков ЧСС и ЧД;
прибор биологической связи

Структура организации
коррекционного курса по методу ДАС-БОС

1 этап – диагностический (2 – 3 занятия)
2 этап – подготовительный (7 – 9 занятий)
3 этап – работа над основными компонентами речи
(8 – 10 занятий)
4 этап – формирование навыков слитной плавной речи (12 занятий)
5 этап – заключительный (5 - 6 занятий)

Выработке устойчивого навыка диафрагмально-релаксационного дыхания помогает компьютерная игра, успех в которой зависит от правильности выполнения выдоха

Период отдыха

Период работы

Сюжет «Столбик»

Сюжет «Открывание»

Программа контролирует произнесение речевого материала на плавном удлиненном выдохе. Если задание выполняется правильно, предложение выделяется подчеркиванием. Ведется постоянный контроль физиологических параметров пациента

Сюжет «Строки»

Коррекционные задачи сюжетов:

развитие оптико - пространственной ориентировки (понятия «вверх» - «вниз», «правый верхний угол», «нижний левый угол»)
развитие глазодвигательных мышц
развитие просодических компонентов речи
развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза
уточнение и обогащение словарного запаса детей
автоматизация и дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, текстах
использование усвоенных типов предложений в связной речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы
развитие высших психических функций
развитие спонтанной речи пациента по методу БОС с максимальной ДАС на фоне адекватного психоэмоционального и мышечного напряжения

Итоговая таблица сеанса ДАС-БОС

Вся информация по сеансам «БОС» проходит компьютерную обработку. Данные учеников фиксируются в индивидуальных файлах, где отражаются результаты .

1 этап - диагностический

5 этап- закрепление полученных навыков

Носов Вадим 4 кл.

Царёв Стас 3 кл.

Результаты сеансов

1 этап - диагностический

5 этап- закрепление полученных навыков

Результаты сеансов

Спасибо за внимание!