Использование метода ДАС-БОС в коррекционно-логопедической работе
Биологическая обратная связь (БОС) – это уникальная технология XXI века, основанная на применении современной электронной аппаратуры.
В 80-ые годы Российским ученым-физиологом, кандидатом биологических наук, Президентом Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкиным Александром Афанасьевичем с соавторами, была разработана система дыхательного тренинга по методу БОС.
Цель методики: формирование, совершенствование и коррекция речи у детей дошкольного, школьного возраста и взрослых по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца.
Задачи:
-формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма;
-профилактика нарушений голоса и речи;
-налаживание речевого синергизма (координация работы речеобразующего аппарата: дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе);
-устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время неё;
-развитие высших психических функций;
-оздоровление организма в целом.
Коррекция речи осуществляется в два этапа:
1 этап: Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу ДАС-БОС с максимальной ДАС.
2 этап: Обучение новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи в фазе равномерного выдоха под контролем максимальной ДАС и физиологической длительности выдоха ребёнка.
Существуют - показания и противопоказания - к применению метода ДАС-БОС, которыми мы руководствуемся.
Показания к применению метода ДАС-БОС:
§ логоневрозы, заикание
• нарушения темпа речи
• профилактика нарушений голоса и речи
• дислалия
• дизартрия
• ринолалия
Абсолютны противопоказания отсутствуют.
Относительные противопоказания:
• возраст ребёнка менее четырёх лет
• наличие диафрагмальной грыжи
• тяжёлые формы психических расстройств
• грубые нарушения интеллекта
• повышенная судорожная готовность головного мозга
Определение ДАС
ДАС - это физиологическое явление, возникающее в результате взаимодействия двух отделов вегетативной нервной системы (ВНС).
На вдохе более активен симпатический отдел. Он повышает частоту сердечных сокращений (ЧСС) и расширяет просвет бронхов (ПБ).
На выдохе преобладает влияние парасимпатического отдела, что приводит к снижению ЧСС и сужению ПБ. Величина ДАС - это разница между величиной ЧСС на вдохе и на выдохе. Она выражается в «уд./мин.»
Свойства ДАС
Величина ДАС зависит от возраста. Чем старше человек, тем ниже его ДАС. Величина ДАС постоянно колеблется в зависимости от физического и психического состояния человека.
· Если он спокоен, находится в комфортном состоянии, то показатель ДАС будет близок к возрастной норме.
· Если человек пребывает в состоянии стресса, психоэмоционального перенапряжения или «предболезни» - величина ДАС резко падает.
Дыхание животом
По методу Александра Афанасьевича у человека должно быть сформировано диафрагмальное дыхание т.е дыхание животом.
При неглубоком вдохе наш живот надувается - как шарик, а при выдохе – спокойно, неторопливо сдувается.
Навык дыхания по Сметанкину, полученный на сеансах ДАС-БОС оказывает:
-общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка;
-это профилактика и коррекция логопедических нарушений;
-повышение уровня концентрации внимания и успеваемости;
-устранение избыточного психоэмоционального напряжения во время речи;
-налаживание речевого синергизма
-профилактика нарушений голоса и речи.
В состав кабинета БОС входит:
-компьютерный комплекс с программным обеспечением;
-комплект многоразовых датчиков ЧСС и ЧД;
-прибор биологической связи (ПБС).
Коррекционный курс разделён на 5 этапов.
На каждый из них отводиться определённое количество часов и каждый из них имеет свои коррекционные задачи. Выработке устойчивого навыка диафрагмально-релаксационного дыхания помогает компьютерная игра, успех в которой зависит от правильности выполнения выдоха
Каким образом происходит занятие?
Каждое практическое занятие имеет два периода: период работы и период отдыха.
В период отдыха ребёнок в музыкальном сопровождении смотрит подборку слайдов о животных, птиц, о разнообразии транспорта и цветов, слушает русские народные сказки.
В периоды работы (тренировки) предъявляются звуковые и зрительные сигналы обратной связи, с помощью которых можно научиться правильно управлять своим дыханием и величиной ДАС. Зрительные сигналы обратной связи представлены в игровых сюжетах («столбик», «закрась забор», «раскрась картинку», «окно», «пчела»). Успешность результата зависит от правильности вдоха и выдоха.
Все сюжеты имеют коррекционные задачи.
Ø развитие оптико - пространственной ориентировки (понятия «вверх» - «вниз», «правый верхний угол», «нижний левый угол»)
Ø развитие глазодвигательных мышц
Ø развитие просодических компонентов речи
Ø развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза
Ø уточнение и обогащение словарного запаса детей
Ø автоматизация и дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, текстах
Ø использование усвоенных типов предложений в связной речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы
Ø развитие высших психических функций
Ø развитие спонтанной речи учащихся по методу БОС с максимальной ДАС на фоне адекватного психоэмоционального и мышечного напряжения
Вся информация по сеансам проходит компьютерную обработку и отображается на экране в виде пульсограммы.
В результате использования метода ДАС - БОС в работе с детьми с речевой патологией наблюдается положительная динамика, а именно:
уменьшается напряжение мышц шеи, плеч, нижней челюсти, языка;
задействованы различные анализаторы: зрительный, слуховой.
значительно устраняются тревожные и невротические состояния, речевая неуверенность;
улучшаются показатели нарушенных речевых функций;
расширяется активный и пассивный словарь;
вырабатывается навык самоконтроля с использованием диафрагмального типа дыхания;
отмечается формирование и развитие неречевых процессов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.