Использование метода "кроссенс" на уроках истории
Оценка 5

Использование метода "кроссенс" на уроках истории

Оценка 5
pdf
21.07.2020
Использование метода "кроссенс" на уроках истории
кроссенс.pdf

Интерактивный метод обучения «Кроссенс».

 

Брусенина О.Ю., 

учитель истории и обществознания 

МБОУ г. Костромы» Гимназия № 1»

 

 Кроссенс - от англ. (inter - “между”; act – “действие”). Таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

На мой взгляд, технология интерактивного обучения является хорошей возможностью идти в ногу со временем, кроме того, предоставляет мне один из вариантов разрешения противоречий, возникающих в учебновоспитательном процессе.

Развивающий метод «кроссенс» способствует, на основе деятельностного подхода, формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся. 

Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и этот метод разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов".

Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Он представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения. 

Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными.

Задача учащихся – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-4, 5-6, 6-7, 7-8, 8-9, а также по центральному кресту между квадратами 2-9, 6-9.

 

1

2

3

8

9

4

7

6

5

 

Проблема, с которой часто сталкиваются авторы кроссенсов, - это трактовка изображений, которые могут быть не очень понятны. В таком случае можно дать текстовую подсказку – кто или что изображено на каждой картинке, а задание - найти связи между соседними изображениями или дать название кроссенсу.

Кроссенс позволяет «оживить» историю образами – портретами исторических деятелей, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников.

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очередь, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна.

В любом выбранном варианте действует один и тот же алгоритм создания кроссенса:

1.   Определение тематики, общей идеи.

2.   Выделение 8-9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме.

3.Нахождение      связей         между         элементами,         определение последовательности.

4.       Выделение элементов, имеющих 3 и более связей (крест, основа).

5.       Концентрация смысла в одном элементе (центр).

6.       Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.

7.       Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.

8.       Замена прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими.

9.       Построение ассоциативной связи между образами элементов.

10.   Выход на новый уровень.

1. Пример кроссенса по теме «Холодная война», который может быть использован как постановка проблемного вопроса.

 

«Читаем» кроссенс»

1. Речь У.Черчиля в Фултоне 2. послужила началом (точкой отсчета) Холодной войны, противостоянием двух крупнейших мировых держав, СССР и США. 3. Одним из признаков Холодной войны были информационные войны 4. еще один признак – биполярность мира (идеологическая борьба между капитализмом и социализмом) 5. Участие в локальных войнах, например Корейская война 1950-1953 гг. 6. Признак Холодной войны – гонка вооружений 7. В результате мир 5 раз был поставлен на грань ядерной катастрофы. 8. Окончание Холодной войны произошло в 1991 году. 9.  Поражение СССР в холодной войне? 

Картинки 9-2 Начало распада СССР было положено с началом противостояния, началом Холодной войны  9-6 Холодная война, а именно гонка вооружений разрушала  экономическую мощь СССР, таким образом способствовала распаду СССР.

Проблемный вопрос: Распад СССР –результат Холодной войны  На уроке рассматриваются аргументы за и против этого мнения.

 

Данный кроссенс может быть использован как формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать)

 

 

 

Связь между изображениями: 1. бизнес 2. это отношения между участниками 3. рынка по поводу их совместной деятельности, 4. нацеленной на получение прибыли 5. расчет бюджета для развития бизнеса 6 . рассмотрение конкуренции и конкурентоспособности бизнеса 7. ориентация на спрос 8. расчет налогов 9. создание более крупных форм бизнеса с целью развития.  9-2 развитие бизнеса связано непосредственно с наличием спроса и 9-6 с изучением конкурентности на рынке производимых товаров и услуг.

 

Определение темы урока: Бизнес 

Задачи урока: составление бизнес-плана

Данный кроссенс может быть использован как обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод)

 

Тема урока «Отечественная война 1812 года» 8 класс

 

1. Наполеон с 300тысячной армией, перейдя через Неман, вторгся в пределы Российской империи. 2. Александр I получил известие об этом, когда находился на балу. Бал отменен не был. 3. Главнокомандующим русской армией в начале войны был назначен М.Б. Барклай – де – Толли, который намеренно отводил русскую армию «назад», чтобы соединиться с армией Багратиона. 4. Первый крупный отпор соединенными армиями был дан французам  в Смоленске 4-5 августа, 5. самым крупным сражением Отечественной войны было Бородино, 6. Главнокомандующим русской армии назначен Кутузов, на Совете в Филях, было решено оставить Москву и сжечь 7. благодаря такому решению, тактике французов удалось «изгнать» из пределов России, 8. изгнание по Старой Смоленской дороге 9. Изгнать французов, дать им отпор удалось благодаря мужеству и стойкости русских солдат, офицеров, партизан и всего русского народа.

А теперь посмотрим, каким образом это задание может стать более сложным, многомерным и символичным. Такое задание может иметь несколько правильных вариантов ответа, потому что важным становится не чётко установить единственную заложенную учителем связь, а найти любую из возможных и объяснить свою трактовку, свою линию связей по данным картинкам.

 

 

1.     Сладость зефирки, меренга, безе – с французского поцелуй. (Поцелуй

Наполеона и Александра I на карикатуре, посвященной Тильзитскому миру 1807 г, говорит о том, что это был вовсе не дружеский поцелуй, а толкотня и конкуренция в мировом господстве)

2.     В стремлении к мировому господству Наполеон решил сразить своего могущественного «соперника»

3.     Война для Российской империи была оборонительной, освободительной, справедливой. Русские люди сражались за веру, царя и Отечество «Война 12- го  года настала. Кто тут нам помог: остервенение народа,Барклай, зима иль русский Бог?»

4.     первое крупное сражение Смоленское

5.     героическое Бородинское сражение, которое красочно описал М.Ю.

Лермонтов в великом произведении «Бородино»

6.     «Война 12- го года настала. Кто тут нам помог: остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог?» возвращаемся к вопросу.

7.     изгнание французов

8.     медаль память – чтобы люди помнили, не забывали героические страницы прошлого

9.     памятник – как память «Благодарная Россия…» … кому Россия могла быть благодарна за свою победу?

К проблемному вопросу возвращаемся «Война 12- го года настала. Кто тут нам помог: остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог?» Применение кроссенса как организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп); разноуровневые задания. 

 

 

Уровень 1

Из предложенных картинок составить кроссенс. 

1.        Карта Сталинграда

2.        Оборона Сталинграда как первый этап Сталинградской битвы

3.        Разрушение города, памятников, домов

4.        Героическая оборона «Дом Павлова»

5.        Наступательный этап, операция «Уран» 

6.        Операция смогла осуществиться благодаря соединению 3 армий

7.        Паулюс и его армия взяты в кольцо 

8.        Героям Сталинграда за мужество и доблесть 

9.        Сталинград – важнейший стратегический пункт, который мы смогли отстоять, с именем этого города связан новый этап всей Второй мировой войны, начало коренного перелома. 

2-9 (Победа благодаря героизму русских солдат и 6-9 слаженной работе, продуманному плану русского командования)

Уровень 2

1.     Группа армий «ЮГ» направлялась к важному стратегическому пункту на Кавказ.

2.     Важным в стратегическом и моральном плане на южном направлении находился город Сталинград

3.     Для обороны города был издан приказ «Ни шагу назад», с целью отстоять город любой ценой.

4.     Русские солдаты в тяжелейших условиях ведения войны в городе смогли мужественно обороняться

5.     Побороть фашистских захватчиков

6.     Взять в плен фельдмаршала Паулюса и его армию в кольцо

7.     Таким образом, в Сталинграде Гитлер получил сокрушающий удар, коренной перелом в ходе Второй мировой войны

6-9 Начало «пленения» и «падения» гитлеровской Германии было положено в Сталинграде благодаря мужеству и героизму русских людей.

В целом, применение кроссенса в курсах истории или обществознания имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока: на стадии вызова для определения темы, для определения и постановки проблемы, на стадии закрепления материала, как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке, как творческое домашнее задание и так далее. В этом случае головоломка будет иметь конкретную методическую цель или даже несколько:

-                     проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);

-                     формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать); - раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);

-                     обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);

-                     организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);

-                     творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему, по исторической личности или эпохе);

-                     построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).

Применение кроссенс технологии позволяет создать ситуацию успеха на уроке. Ученик может начать разгадывать кроссенс не с первого изображения, а с того, которое ему более знакомо. Таким образом, каждый ученик вносит вклад в общее дело.

 Как работает кроссенс ученика

Такой кроссенс ещё полезней, чем созданный учителем. В первую очередь он отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Если не пожалеть на это времени, то организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.

В последние годы в задания ЕГЭ, а также в олимпиадные задания включают вопросы с иллюстрациями, где нужно определить портреты исторических деятелей, глобальные проблемы человечества и т.д. Часто такие задания вызывают затруднения у ребят, так как учебники не всегда достаточно снабжены иллюстративным материалом, а даже если они и есть, то не всегда ученики обращают на них внимание.  В вариантах ЕГЭ акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (в том числе историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач. Формированию вышеперечисленных умений способствует работа с кроссенсами.

Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела по созданию интеллектуальной игры, стенгазеты, открыток ко дню рождения одноклассников, оформлению портфолио. Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией. Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом миры – это блестящая победа ученика и учителя. Не в этом ли главная цель ОБРАЗования?.

Вышеизложенные приемы только малая часть инновационных методов, которые могут быть использованы в современной школе. Все они предполагают возрастание роли обучаемого в учебном процессе, усиление помощи со стороны учителя в организации индивидуального учебного процесса. Если ученики сами не достигнут успеха, настоящего желания к обучению не будет. Если ученикам задаются слишком легкие задачи, желание учиться может исчезнуть. 

Внедрение инновационных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностноориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни.

 

 

Интерактивный метод обучения «Кроссенс»

Интерактивный метод обучения «Кроссенс»

Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными

Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными

Нахождение связей между элементами, определение последовательности

Нахождение связей между элементами, определение последовательности

Картинки 9-2 Начало распада СССР было положено с началом противостояния, началом

Картинки 9-2 Начало распада СССР было положено с началом противостояния, началом

Тема урока «Отечественная война 1812 года» 8 класс 1

Тема урока «Отечественная война 1812 года» 8 класс 1

Сладость зефирки, меренга, безе – с французского поцелуй

Сладость зефирки, меренга, безе – с французского поцелуй

Уровень 1 Из предложенных картинок составить кроссенс

Уровень 1 Из предложенных картинок составить кроссенс

Уровень 2 1. Группа армий «ЮГ» направлялась к важному стратегическому пункту на

Уровень 2 1. Группа армий «ЮГ» направлялась к важному стратегическому пункту на

Применение кроссенс технологии позволяет создать ситуацию успеха на уроке

Применение кроссенс технологии позволяет создать ситуацию успеха на уроке

Формированию вышеперечисленных умений способствует работа с кроссенсами

Формированию вышеперечисленных умений способствует работа с кроссенсами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.07.2020