Использование метода куклотерапии в работе с дошкольниками
Оценка 4.9

Использование метода куклотерапии в работе с дошкольниками

Оценка 4.9
doc
14.04.2020
Использование метода куклотерапии в работе с дошкольниками
куклотерапия.doc

Использование метода куклотерапии в работе с дошкольниками

         Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки необходимо тщательно отбирать. Человечество веками отбирало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития. Назначение игрушек можно рассматривать в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка.

       В младенчестве это общение и манипулирование; в раннем возрасте – общение, предметная деятельность и замещения; в дошкольном возрасте – общение, сюжетная игра и замещения. Каждый последующий возраст имеет свой особый интерес к игрушке. Особое место среди игрушек занимают куклы и изображения животных – мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др. В раннем возрасте ребенок выполняет те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это прежде всего подражательные действия. Такая форма игры в развитом виде будет не только в дошкольном, но позднее – в младшем школьном и даже в подростковом возрасте. Но и теперь, взрослый предлагает ребенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенка учат покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее перипетиях, которые создают взрослые во время игры с ребенком. Играя с куклой или игрушечной зверюшкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим доверительным другом ребенка. Поэтому для того, чтобы ребенок полюбил ее, она должна быть эстетически приемлемой.

        Особую роль играют куклы и мягкие игрушки и в дошкольном возрасте: они оказывают влияние на эмоциональное и нравственное развитие. Ребенку сначала во всем помогает взрослый, у которого он учится наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха.

       Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель.

       Термин «арт-терапия» стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, которое он обозначает. Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил и играл. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.
В настоящее время «арт-терапия» применяется в медицине (психи¬атрии, терапии, хирургии и т. д.) и в психологии (общей, медицинской, специальной). Арт-терапия как направление, связанное с воздействием разных средств искусства на человека, используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими и другими средствами.
        В последние годы арт-терапия все больше включается в корекционно-развивающий процесс в специальных образовательных учреждениях для детей с разными вариантами нарушений развития и дает положительные результаты.
        Необходимо подчеркнуть, что в этой области не может быть жестких рецептов («с той или иной категорией детей такого-то возраста следует работать такой-то методикой»). Младший школьный возраст во многом сохраняет особенности дошкольного возраста, поэтому здесь применимы те же самые конкретные методы, что и в работе со старшими дошкольниками, особенно если речь идет о детях с интеллектуальными нарушениями. В среднем школьном возрасте развивается вся познавательная деятельность ребенка, в частности, мышление (абстракция, обобщение), хотя во многом сохраняются особенности, характерные для младших школьников. В среднем школьном возрасте арт-терапевтические методики приобретают более сложные формы, увеличивается роль вербального их компонента, т.е. обсуждения, например, творческой продукции или процесса, осуществляемого ребенком.
         Существуют и «сквозные» методы и приемы, применение которых допустимо на всех возрастных этапах, включая подростковый возраст. К таким методам относится, например, куклотерапии.
        Куклотерапия занимает одно из первых мест, среди известных методов предупреждения и преодоления стрессов и страхов. Особенно полезна куклотерапия для подростков, страдающих эмоциональной неустойчивостью. Многие отмечают, что изготовление кукол снимает стресс, усталость, поднимает настроение. Как раздел частной психотерапии (арт-терапии), куклотерапия использует в качестве основного приема психо-коррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
        Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи. В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы.

      Показания для применения метода «Куклотерапии»:

- различные отклонения в развитии речи;

- эмоциональная неуравновешенность,

- неадекватная самооценка;

- тревожность, страхи;

- проблемы в общении.

       Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

       Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т.д.), он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации.  Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Таким образом, мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с задачами педагога.

       В качестве основного приема воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».

Задачи:

1.Развивать речь детей с помощью театра: обогащать словарь, формировать умение строить предложение, добиваясь правильного произношения.

Развивать умение следить за развитием действия в драматизациях.

2.Использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц.

3.Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию: пониманию эмоций другого человека и умению выразить свои чувства.

4.Знакомить с приемами кукловождения, формировать умение концентрировать внимание на игрушке, роли.

5.Пополнять и активизировать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными. Приводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, импровизациях.

6.Расширять знания детей о персонажах, участвующих в театрально-игровой деятельности.

Характеризовать душевное состояние и настроение персонажей.

7.Формировать интернациональную выразительность речи.

Развивать диалогическую речь.

8.Развивать представление о нравственных качествах человека.

Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать новые.

9.Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Функции, которые выполняет куклотерапия:

•коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

•релаксационную – снятие эмоционального напряжения;

•воспитательную – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

•развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;

•обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

         На индивидуальных занятиях можно использовать прием - «театр одного актера». Ребенку предлагается выбрать куклу, скрыться за ширму и вести диалог как бы от ее лица. Благодаря куклотерапии значительно быстрее исчезают речевые недостатки, страхи. Можно заметить, как в ходе самостоятельной деятельности дети объясняют своим куклам, как она должна себя вести, что делать, и говорить. Дети уверенней произносят слова, рассказывают стихи, потешки, скороговорки, играют в специально придуманных спектаклях, либо участвуют в постановке обычной сказки (сценке). Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться, став коммуникабельным, эмоциональным, адекватным в игровой среде. Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, формируют коммуникативные навыки. Опыт использования куклы-марионетки рекомендую в группах как компенсирующей, так и общеразвивающей направленности дошкольных образовательных учреждений, всем кто работает с детьми.

Структура занятия:

1.Начало занятия включает: ритуал приветствия, выполняющего функции установления эмоционально-позитивного настроя на занятие. Приветствие может быть личностно-ориентированным (адресованным каждому участнику занятия, для выделения его значимости) и обращенным ко всей группе (объединяющим детей в единой целое), что способствует формированию чувства принадлежности к группе.

2. Разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, «разогреть» интерес и привлечь внимание ребенка к совместному творчеству, настроить детей на активную работу в партнерстве.

3. Основная часть. В основную часть занятия входит импровизация на тему какой-либо сказки. Отрабатывается тема этюдным методом. После распределения ролей дети в образах своих героев разыгрывают небольшие сценки, в предлагаемых педагогом обстоятельствах, что позволяет лучше понять характеры героев и найти более глубокие краски для создания образа.

4. Заключительная часть направлена на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей.

5. Окончание занятия – своеобразное подведение итогов, разбор того, что было усвоено на занятии.
         Умелое использование куклотерапии позволяет не только сформировать у детей разнообразные умения и навыки, но и решить очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной.
          Главная задача куклы – обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться со взрослым посредством куклы. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с игрушкой легче разговаривать, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».
          С помощью разных кукол мы одновременно решаем несколько задач: налаживаем контакт с ребенком, повышаем общий эмоциональный фон, улучшаем настроение, у ребенка появляется желание ближе «познакомиться» с куклой, произвести впечатление на нее, а значит и правильно выполнить предлагаемые задания, отвечать на вопросы педагога, тем самым развивая речь, пополняя активный словарь, развивая артикуляционный аппарат. С этой целью используются куклы – говорушки. С помощью кукол – говорушек педагог вместе с детьми разыгрывают сказку в ролях, что позволяет решить разные важные коррекционные задачи, например: достигнуть эмоциональной устойчивости и саморегуляции, возможность свободно общаться, развить произносительную сторону речи, мелкую моторику, сформировать эмоционально-волевые качества ребенка, возможность вступать в диалоги с другими детьми. помогают ребёнку формировать речь, пополнять словарный запас, развивать артикуляционный аппарат.
Главным принципом достижения эффективности при использовании метода куклотерапии является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей. Необходимо учитывать быструю психическую и физическую истощаемость этих детей.
          Таким образом, целенаправленное, систематическое использование куклотерапии на непосредственно образовательной деятельности, в свободной деятельности детей, и индивидуально позволяет значительно расширить круг знаний об окружающем мире, активизировать развитие речи и в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы, укрепляют связь ребёнок – педагог.
          В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы - марионетки, пальчиковые, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные и куклы - костюмы.
Куклы - марионетки. Работа с куклой - марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким - то причинам не может или не позволяет себе проявлять.
Теневые - куклы. Такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. Ребенок может делать со своей "куклой - страхом" все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра.
Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.
Плоскостные куклы. Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа "Я".
Перчаточные куклы. Могут применяться в развитии речи детей. Встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить увереннее - это же не он говорит, а его герой.
Замечание, сделанное не ребенку, а его кукле, позволяет психологу или педагогу незаметно исправить недостатки речи. Например, он может обратиться к кукле: "Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Петя, научи его говорить спокойно и понятно" и ребенок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.
Наилучший терапевтический эффект достигается, когда дети сами изготавливают куклу, придумывают историю, которой хотел бы поделиться с другими. Кроме того, изготовление кукол развивает творческие способности, мелкую моторику, внимание и т.д.
Этапы сочинения «кукольных историй»

1.Обдумать проблему, попытаться понять чувства и переживания ребенка,
посмотреть на ситуацию с его точки зрения.

2.Сформулировать основную идею рассказа. Определить, какие мысли и решения нужно сообщить ребенку.

3.Начать рассказ с представления героя, который живет в доме, похожем на Ваш, имеет проблемы, сходные с проблемами ребенка.

4.Рассказать о положительных чертах, которыми герой рассказа похож на ребенка.

5.В начале истории описать конфликт, а затем рассказать, как его удалось успешно разрешить.

6.Наблюдать за реакцией ребенка. Он может потерять интерес, остаться безучастным или, наоборот, «подправлять» рассказ, задавать вопросы, подсказывать, комментировать.

7.Стремиться к простоте выражений. Содержание рассказа должно быть понятным, а длительность определяться устойчивостью внимания и интересом ребенка.

8.В конце истории обязательно подчеркнуть, что герой проявил
настойчивость и нашел выход из затруднительного положения, а все его
знакомые и родственники очень гордились тем, как он преодолевал временные неудачи и терпеливо шел к победе.

          Сочинение историй некоторые специалисты рассматривают как самостоятельное психотерапевтическое направление в работе с детьми. Может быть использован метод «общего сочинения истории» ребенком и взрослым с целью совместного поиска адекватных способов разрешения конфликтов, связанных с нарушением поведения. Сначала историю рас сказывает ребенок, затем ее продолжает взрослый. Его задача — включить в повествование «более здоровые» способы выхода из конфликтных ситуаций, чем предложенные ребенком. Данный метод помогает детям понять хорошие и плохие стороны своего «Я», осознать свой гнев и, не опасаясь наказания, выразить его. Обычно истории начинаются со слов: «Однажды...», «Давным-давно...», «Когда-то», «Далеко-далеко...». Это отделяет ребенка от содержания высказывания во времени и в пространстве и позволяет говорить о том, что вызывает у него тревогу. Заглавие рассказа, придуманное ребенком, помогает взрослому прояснить наиболее важные аспекты детской проблемы.

Метод «общего сочинения историй» можно использовать и для групповых занятий с детьми. Первый участник предлагает начало рассказа, второй продолжает, третий излагает кульминацию, четвертый придумывает развязку. После того как рассказ составлен, дети обсуждают его, а взрослые предлагают им альтернативные, адекватные в социальном плане способы разрешения конфликта.

Таким образом, наилучший результат в домашней куклотерапии достигается, если в структуру занятия включены следующие виды работ: изготовление кукол; сочинение рассказов «от лица» этих кукол; кукольные спектакли; терапевтические истории, придуманные куклой-мамой (папой, бабушкой или другим значимым взрослым), а также совместные «семейные» истории.

Ребенок, «оживляя» куклу, впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за ее действия, «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное вербальное и телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации. Для взрослого это — замечательная возможность корректного, косвенного (опосредованного куклой) воспитательного воздействия, которое не воспринимается как поучение и не вызывает сопротивления у детей.

Список используемой литературы.
1.Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии (текст) Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. // Практикум по креативной терапии. - СПб. - 9-191. - СПб, 2001
2.Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. "Планета чудес". Развивающая сказкотерапия для детей. - СПб.: Речь, 2006. - 224с.
3.Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. - СПб.: Речь, 2008г. - 218с.
4.Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст) /Фаустова И.В. // Управление ДОУ. - 2008. - №5-С.100-107-с. 2008
5.Якушева Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство (текст) Якушева Г.И. // начальная школа (журнал). - 2004. - №12-с.54-56. - с. 2004
6.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Москва, Изд-во АПН РСФСР, 1961

 

 

 


Использование метода куклотерапии в работе с дошкольниками

Использование метода куклотерапии в работе с дошкольниками

В среднем школьном возрасте развивается вся познавательная деятельность ребенка, в частности, мышление (абстракция, обобщение), хотя во многом сохраняются особенности, характерные для младших школьников

В среднем школьном возрасте развивается вся познавательная деятельность ребенка, в частности, мышление (абстракция, обобщение), хотя во многом сохраняются особенности, характерные для младших школьников

Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции

Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции

Заключительная часть направлена на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей

Заключительная часть направлена на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей

Замечание, сделанное не ребенку, а его кукле, позволяет психологу или педагогу незаметно исправить недостатки речи

Замечание, сделанное не ребенку, а его кукле, позволяет психологу или педагогу незаметно исправить недостатки речи

Список используемой литературы

Список используемой литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2020