ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА
Аннотация
Статья посвящена использованию мнемотаблицы в речевом развитии детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Ключевые слова: мнемотехника, мнемотаблица, мнемодожки, мнемоквадраты, речевое развитие, ФГОС дошкольного образования Развитие речи детей дошкольного возраста - один из важнейших разделов педагогики, который направлен на развитие мышления, интеллекта, на умственное развитие ребенка, которому предстоит жить в XXI веке. Это ко многому нас обязывает: мы, взрослые, должны обеспечить ребенку возможности для овладения технологиями, базирующимися на новейших достижениях науки и рассчитанными на человеческий интеллект. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей, это залог успешного обучения в школе. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено как одно из направлений развития и образования детей, которое включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. На современном этапе развитие речи детей требует творческого подхода, обновления методики проведения за счёт поиска новых технологий и форм работы. Нужно отметить, что у дошкольников развитие речи, проходит гораздо успешнее с использованием мнемотехники. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов (схема, в которую занесена определенная информация), последовательно переходим к мнемодорожкам (несколько мнемоквадратов, соединенных по смыслу и линейно) и позже к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице можно изображать практически все, т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы используются для решения следующих задач речевого развития: - обогащения словарного запаса; - при обучении составлению рассказов; - при пересказах художественной литературы; - при отгадывании и загадывании загадок; - при заучивании стихов Мнемотаблицы даются в одном цвете и без детализации изображений, образы должны быть доступны и понятны детям, объем информации увеличивается по мере необходимости. Кроме того, в процесс создания мнемотаблиц вовлекаются дети, их участие способствует развитию не только графо-моторных навыков, но и лучшему запоминанию и кодированию информации. По такому же алгоритму можно придумать любой рассказ. Ребенок сначала отвечает на все вопросы по отдельности, а затем взрослый просит его рассказать, пользуясь мнемотаблицей. Рассказ может быть и о свойствах предметов, и о профессии, и о его друзьях и т.д.. Многие явления легче разбирать по мнемотаблицам. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнит информацию, ведь она будет восприниматься мозгом автоматически, перекодируя ее из абстрактного в образное мышление: Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию речи детей. Обучение пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка», «Теремок») и далее переходят к более сложным художественным произведениям. Мнемотаблица помогает детям запомнить последовательность появления сказочных героев, их действий. Пересказу – принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы. Развитие речи детей составляет один из основных элементов формирования личности, является важным в языковом воспитании и обучении дошкольников. Своевременное речевое развитие– один из важных факторов подготовки ребёнка дошкольного возраста к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, им трудно найти подходящие слова для общения, передачи своих мыслей. Одним из современных средств речевого развития дошкольников является использование мнемотаблиц. Мнемотаблицы очень эффективны при заучивании детьми старшего дошкольного возраста стихотворений наизусть, составлении рассказов, сказок детьми. Их использование на занятиях и в свободной деятельности заинтересовывает детей, увлекает и делает процесс речевого развития интересным. Список использованной литературы 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. – 2013. – Федеральный выпуск № 6241. 2. Волкова, В. Е. Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 18-20. 3. Панфиленко, Г. И. Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей / Г.И.Панфиленко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2017 г.). — 2017. — №5. - С. 74-77 4. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - Москва, 2018. – 180с
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.