Мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для детей с ОВЗ, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
У ребенка с нарушением речи наблюдается – недостаточный словарный запас, несформированность грамматического строя речи, неспособность построить монолог, плохая дикция. Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» — искусство запоминания.
С помощью мнемотехники решали следующие задачи:
1.Развивать связную и диалогическую речь.
2.Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
3.Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами
4.Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
5.Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображениепамять (различные виды).
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условнонаглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,
помогают детям выстраивать:
· строение рассказа
· последовательность рассказа
· лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблицысхемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной
литературыпри отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Мнемотехника помогает развивать:
· Ассоциативное мышление
· Зрительную и слуховую память
· Зрительное и слуховое внимание
· Воображение
· Связную речь
· Мелкую моторику рук
Результат использования мнемотехники у детей:
· расширяется круг знаний об окружающем мире
· появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
· истории;
· появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок
· словарный запас выходит на более высокий уровень,
· дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Где можно использовать мнемотаблицы?
Для :
· Обогащение словарного запаса
· Обучение пересказу
· Составление рассказов
· Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок
· Отгадывание загадок.
Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, дает положительные результаты. Итоговая диагностика показала достаточный уровень развития у детей всех познавательных процессов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.