Презентация опыта работы
«Использование мультфильмов в социально-нравственном воспитании детей»
На сегодняшний день средства массовой информации, кинокритики, педагогии психологи все чаще акцентируют внимание общественности на значение мультипликационных фильмов в воспитании детей дошкольного возраста. Многочисленные социологические говорят о том, что современные мультфильмы способны не только повлиять на поведение дошкольника, но и во многом способствуют формированию его мировоззрения.
Дети через мультфильмы получают положительные эмоции, радуются, сопереживают, плачут. Дошкольники очень впечатлительны, и, по словам К.Д. Ушинского, не всегда могут отличать действительность от созданий воображения. Поэтому дети начинают доверять мультфильму, принимая его как часть реальности, в том числе – и собственного жизненного опыта, воспринимать те жизненные ценности и установки, которые заключены в понравившемся сюжете, примеривать на себя мировоззрение и нравственные идеалы любимых героев.
Дошкольники социализируются, учась у героев мультфильмов, как себя вести. Выделяя любимых мультипликационных героев, дети начинают подражать им, вести себя, как они, говорить их языком, применять знания, полученные в мультфильме.
Выделяются следующие особенности мультипликационных фильмов, которые делают их значимыми для нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
1. Чаще всего мультипликационные персонажи являются носителями полярных эталонов и образцов нравственных качеств (хороший-плохой, добрый-злой, жадный-щедрый и др.), которые легко распознаются и понимаются ребенком. Такая поляризация помогает нравственным нормам легко усваиваться и в целом соотносится с возрастными особенностями.
2. Зачастую герои мультипликационных фильмов, разделенные по противоположным нравственным ценностям, вызывают однозначную эмоциональную оценку (положительную или отрицательную), что соответствует особенностям дошкольного возраста, а именно преобладанием эмоционального восприятия нравственных ценностей над рациональным пониманием морально-этических норм.
3. Мультипликация, обладая яркой и запоминающейся зрелищностью, основывается на зрительных образах, а значит, играет важную роль в воспитании через наблюдение, наглядность.
4. Мультипликационные фильмы зачастую основываются на сюжетах сказок, огромное влияние которых на нравственное воспитание ребенка-дошкольника ни у кого не вызывает сомнений.
Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и других, в младшей группе необходимо формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами. Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевальной, умывальной комнатах, в спальной и столовой. Воспитывать желание принимать посильное участие в трудовой деятельности.
Этому способствуют такие мультфильмы, как: «Терем-теремок», «Гуси-лебеди», «Мама для мамонтенка», «Мешок яблок» и др.
В средней группе актуализируется задача способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну). Необходимо воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию.
Этому способствует просмотр таких мультфильмов, как: «Умка», «Фунтик», «Зимовье зверей», «Дядя Степа – милиционер» и др.
В старшем дошкольном возрасте необходимо воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща; стремление радовать старших хорошими поступками. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам. Воспитывать у девочек скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей. Развивать волевые качества. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.
Для решения данных задач в отечественной мультипликации представлено большое количество фильмов: «Верните Рекса», «Филлипок», «12 месяцев», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Гадкий утенок», «Дудочка и кувшинчик», «Звездный мальчик», «В стране невыученных уроков», «Вовка в Тридесятом царстве», «Ох и Ах идут в поход», «Про Фому», «Нехочуха», «Наш друг Пишичитай», «Богатырская каша», «Снежная королева», «Встречайте бабушку», «Ивашка из Дворца пионеров», «Золотая антилопа», «Цветик-Семицветик» и другие.
При отборе мультфильма обращается особое внимание на содержание, соответствующее возрасту детей, простое и понятное для восприятия, с героями, говорящими на красивом литературном языке, с явно характеризуемыми поступками, которые можно использовать в качестве понятного дошкольникам примера или антипримера.
Для каждого мероприятия подбирается небольшой по времени (не более 10 минут), в большинстве случаев советский, мультфильм, в котором в доступной и понятной форме мультипликационные герои решают различные нравственные проблемы. Среди наиболее любимых детьми: «Сестрички-привычки», «Так сойдет!», «Замок лгунов», «Подарок для самого слабого», «Самый большой друг» и другие.
Однако, в перечень просмотра включаем и российский мультфильм «Маша и медведь», который является популярным среди современных детей, но вызывает достаточно критических замечаний среди психологов. Кадры этого мультфильма мы предлагаем к просмотру детям на последних занятиях по закреплению тех или иных навыков социально-нравственного поведения, используя неправильные образцы поведения Маши как богатый воспитательный материал для совместного анализа и обсуждения, а также формирования умения оценить ситуацию и предложить свой правильный вариант.
При проведении мероприятий с просмотром мультфильмов учитываем то, что дошкольник воспринимает все эмоционально, непосредственно. Поэтому наши методы при использовании мультфильмов в образовательном процессе отличаются доступностью и простотой, образностью восприятия, пробуждают в ребенке интерес, желание отвечать на вопросы и задавать их:
¾ метод рассуждения о содержании мультфильма, поступках героев, позволяющий ребёнку отразить личностный смысл содержания мультфильма;
¾ метод сопереживания, предполагающий понимание детьми поступков героев мультфильма через обращение к собственному жизненному опыту;
¾ метод обобщения и сравнения, позволяющий сравнивать ребёнку собственные эмоции, пережитые им в процессе просмотра, с эмоциями героев.
1. Интересным является прием стоп-кадр, когда просмотр мультфильма останавливается на самом кульминационном моменте, и вместе с детьми мы предполагаем дальнейшее развитие сюжета.
2. Результативным приемом является определение правильной последовательности картинок, иллюстрирующих фрагменты просмотренного мультфильма, и составление рассказа с использованием вежливых слов.
3. Педагогической находкой является прием угадай:
первоначально дети соотносят карточки с рисунками о социально-нравственном образце поведения с предложенными картинками, иллюстрирующими фрагменты мультфильма;
далее дети определяют правильную последовательность картинок, составляя свой рассказ с использованием карточек с рисунками;
только после этого им предлагается просмотр мультфильма;
затем организуется совместное обсуждение;
возможно сравнение истории, рассказанной в мультфильме, и составленной детьми.
4. Просмотр каждого мультфильма завершается обсуждением поведения героев и анализом их действий. Первоначально мной задаются детям простые вопросы, затем перехожу на проблемные вопросы и вопросы, заставляющие ребенка поставить себя на место главного героя и определить, как бы поступил он сам.
Таким образом, мультфильмы, несомненно, являются действенным средством формирования моральных и культурных ценностей детей, в том числе и дошкольного возраста, но при условии, что их нравственное содержание соответствует целям нравственного воспитания, способствует решению нравственных задач, то есть учит детей положительному примеру достойного поведения.
Следует помнить, что в период формирования личности и развития нравственных качеств и привычек ребенок дошкольного возраста впитывает все, как губка, поэтому необходимо постараться окружать ребенка добрыми, веселыми, нравственно развивающими мультфильмами, знакомящими детей с нравственными понятиями и социальными нормами в разных их проявлениях.
При этом задача педагогов организаций дошкольного образования заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку на дошкольном возрастном этапе научиться правильно осознавать свои нравственные впечатления, развить у него критическое отношение к увиденному. А это, в свою очередь, возможно только при систематическом и целенаправленном процессе использования мультипликационных фильмов как эффективного средства социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, формирования у них нравственного сознания как необходимого условия дальнейшего становления их личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.