Использование мультимедиа технологий в процессе преподавания информатики
Черных Т.А.
Рост компьютеризации отображается во многих сферах человеческой деятельности в том числе и в образовании. Использование компьютерных программ в процессе преподавания дисциплины «Информатика» позволяет преподавателю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые различные задачи такие как: повышение интересов к предмету и познавательной активности обучающихся; облегчение контроля знаний; повышение наглядности обучения и т.д.
Компьютер помогает организовать процесс обучения по индивидуальной программе, то есть учащийся сам выбирает подходящую для себя скорость подачи и усвоения материала, а это способствует его эффективному развитию и возникновению профессиональных интересов.
Процесс изучения дисциплины «Информатика» предполагает выполнение ряда задач: лабораторных работ (использование компьютерных средств обучения позволяет быстро и наглядно представить весь материал, необходимый для выполнения лабораторных работ, включающий задания, практические рекомендации, список литературы, а также провести контроль знаний).
В качестве примера нами разработан лабораторный практикум по дисциплине «Информатика».
Рисунок 1 - Страница с содержанием лабораторного практикума по дисциплине «Информатика»
Далее представлены основные блоки практикума. Благодаря системе ссылок с любой страницы лабораторного практикума можно, при необходимости, попасть на оглавление, а также просмотреть предыдущую и следующую страницы.
Рисунок 2 – Структура лабораторного практикума
Взглянув и проанализировав данный лабораторный практикум, замечаем, что он разделен на несколько блоков, а именно:
1) Блок лабораторных работ (план выполнению лабораторных работ и задания).
2) Блок тестирования (самоконтроль).
3) Блок теоретического материала.
4) Блок подготовки отчета по лабораторным работам.
5) Блок оформления рефератов.
6) Блок литературы и ссылок.
Работая с этим практикумом, обучающийся может сам максимально эффективно построить самостоятельную работу по выполнению лабораторных работ с учетом индивидуальных особенностей восприятия материала, в зависимости от образовательного уровня, наличия или отсутствия базовых знаний в предметной области.
После прохождения практического материала, для закрепления предлагается эффективная форма контроля знаний - тестовый самоконтроль. Обучаемому предлагается ответить на 20 вопросов по пройденным темам.
Таким образом, использование компьютерных средств обучения в образовательном процессе повышает доступность обучения за счет более понятного и интересного представления материала. Внедрение в учебный процесс электронных средств обучения, конечно же, существенно улучшает и ускоряет процесс обучения, делая его проще и доступнее.
Литература:
1 http://www.site.bsu.ru/kafvt/progr.htm.
2 Козлов О.А., Роберт И.В. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. - М.: ИИО РАО, 2005. – 3,2 п.л.( http://www.dissercat.com/content/metodicheskaya-sistema-podgotovki-uchitelei-k-sozdaniyu-elektronnykh-obrazovatelnykh-resurso ).
3 Козлов О.А. Перспективы развития системы образования в информационном обществе // Информационные технологии в проектировании и производстве, 2001,№1.–С.45-52.
(http://www.dissland.com/catalog/formirovanie_professionalnoy_gotovnosti_studentov_tehnicheskogo_vuza_k_rabote_s_inoyazichnimi_inform.html ).
4 Козлов О.А. Подготовка кадров информатизации образования в системе высшего и среднего профессионального образования // Ученые записки ИИО РАО «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании», вып. 13. – М., 2004. – С. 165-170. (http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18008.php ).
5 Козлов О.А. Использование информационных технологий обучения в образовательном процессе технических вузов // Машиностроитель, 2001, №2.(http://www.dissercat.com/content/formirovanie-graficheskoi-kompetentsii-u-budushchikh-bakalavrov-tekhniki-i-tekhnologii ).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.