Бунина Людмила Васильевна
воспитатель
высшей квалификационной категории
МОУ Детский сад № 301
г. Волгоград
Использование музейной педагогики в повседневной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста:
мини-музей «Волшебная страна сказок»
Создание мини-музеев в ДОУ – интересная и увлекательная форма работы, которая позволяет воспитателям разнообразить предметно-развивающею среду группы, привлечь родителей в воспитательную деятельность, а так же сделает привлекательным и привычным для детей слово «музей».
Мини-музей в ДОУ способствует развитию у детей кругозора, познавательной активности, а так же формированию у детей проектно-исследовательских навыков. Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для малышей, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок - обычный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец композиции.
Причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Идею создания мини-музея «Волшебная страна сказок» нам «подсказали» сами дети. Подсказали своим большим проявлением интереса к чтению сказок.
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами и пользуется огромной любовью у детей. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубину своей души. К.И. Чуковский писал, что цель сказочника - воспитывать в ребенке человечность. Благодаря сказкам идет огромный интерес к волшебным предметам. Поэтому в условиях детского сада есть необходимость к созданию мини-музея. Наглядно увидеть волшебные предметы, а также сплотить родителей в сборе этих предметов. На сегодняшнем этапе жизни данная тема актуальна.
Цель создания мини-музея:
· формировать у детей интерес и любовь к сказкам.
Задачи мини-музея:
§ формирование у дошкольников представления о музее;
§ знакомить детей с различными видами сказки (народная, авторская);
§ обогащать жизненный опыт детей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений;
§ помогать детям соотносить имеющийся у них жизненный опыт с фактами литературных произведений, устанавливать простейшие связи в произведении, выделять яркие поступки героев и оценивать их;
§ развивать речь детей, воображение, фантазию;
§ воспитывать интерес к коллективной работе;
§ поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии сказок;
§ включить родителей в процесс создания мини-музея, активизировать их на сотрудничество.
Основные принципы работы в музее:
ü Наглядность: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.
ü Доступность: обеспечение непосредственного доступа к предметам и экспозициям музея.
ü Интегративность: содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными произведениями художественной литературы.
ü Деятельность: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды деятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее (рисунки к сказкам, поделки с использованием нетрадиционных техник).
ü Культуросообразность: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.
ü Гуманность: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
ü Разнообразность: экспонаты музея разнообразны.
ü Экологичность: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.
ü Безопасность: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
ü Непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
Деятельность педагогов и детей в созданной предметно-развивающей среде
В процессе создания мини-музея всю работу разделили на этапы.
Подготовительный этап:
Работа по созданию мини-музея в группе началась с объявления для родителей, чтобы привлечь их внимание к созданию мини-музея:
«Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!
Хотите окунуться в волшебный мир сказок!
В нашей группе скоро начнет свою работу музей сказок!
Просим Вас принять активное участие в сборе сказочных персонажей для музея. Будем рады видеть героев популярных сказок, волшебные предметы которые вы любезно предоставите для наших экспозиций. А также будут нужны пуговицы, бусы, кусочки ткани для создания сказочных персонажей».
Было проведено анкетирование с родителями «Сказка в жизни вашего ребенка».(приложение №1)
Провели беседу с детьми о сказках и сказочных героях, в процессе которой выясняли, что ребята уже знают о них.
Предложили детям высказать свое мнение по вопросам:
· Вы любите слушать сказки?
· Кто вам их читает?
· Какие сказки вы знаете?
· Какая самая любимая сказка?
· Какие сказки бывают?
· Каких сказочных героев вы знаете?
· Каким героем хотели бы быть вы? Почему?
· Какие сказочные предметы вы знаете?
· В какой сказке они встречаются?
· В чем заключается их волшебная сила?
· Какие волшебные слова, которые помогают разбудить их сказочную силу, вы знаете?
· Можем ли мы сами создать, придумать сказку?
После анализа анкет родителей и беседы с детьми, как результат, было решено организовать в группе мини-музей.
Вместе с родителями и детьми определили тему и название мини-музея «Волшебная страна сказок».
Практический этап
Участие в создании мини-музея детей и родителей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется.
Для расположения мини-музея использовали различные части групповой комнаты. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты расположены на полках, стеллажах. Содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей данной группы. Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с родителями.
Мини-музей интерактивен. Экспонаты, которые находятся в мини-музеи можно трогать, рассматривать.
Разделы мини-музея
Раздел «Волшебные сказки».(библиотека)
Здесь собрано много книг с волшебными сказками. Это и большие, красиво оформленные книги, и книжки-малышки, и тоненькие книжечки времен наших мам и пап. Оформлены альбомы: «Загадки о сказках и сказочных героях», «Художники-иллюстраторы сказок». В музее находится портретная галерея великих сказочников прошлого и современности. Портреты оформлены в виде альбома вместе с историей написания сказок и иллюстрациями к ним. Для прослушивания и просмотра имеется сборник «Сказочник», сборник советских мультфильмов-сказок с дисками. (приложение № 2)
Раздел «Волшебный театр сказок».
В нашем музее на время можно стать артистом. Для этого в данном разделе имеется настольный театр, пальчиковый театр, театр из бросового материала и ниток, кукольный театр, теневой театр, шапочки и атрибуты к разным сказкам для самостоятельной детской драматизации сказок. (приложение № 3)
Раздел «Мы – сказочники». (игротека)
В нашем музее можно поиграть. Здесь представлены пазлы по сказкам «Маша и медведь», «Малыш и Карлсон», «Белоснежка и семь гномов», «Алеша Попович», «Красная шапочка», настольные игры «Колобок», «Маша и медведь», парные картинки «Двойняшки» разрезанные картинки, с помощью которых детям очень нравится составлять сказочных героев и сюжеты из разных сказок. Для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями. Дидактические игры «Угадай сказочного героя», «Из какой сказки волшебный предмет», «Найди отличия», «Расскажи сказку по картинкам», «Что сначала, что потом», «Отгадай по картинкам название сказки», лабиринты. (приложение № 4)
Раздел «Музейная мастерская» (сами своими руками)
Здесь собраны экспонаты сделанные руками детей, родителей и воспитателей (рисунки, поделки): петушок-золотой гребешок, золушка, баба-яга костяная нога, царевна-лягушка, конек-горбунок, курочка Ряба. Имеется материал для самостоятельной деятельности в мастерской: «Сделай сам сказку» (вырежи и наклей), раскраски, бросовый и природный материал для изготовления поделок, альбом для рисования «Моя любимая сказка». Изготовление книжек в технике оригами по сказке: «Колобок», «Теремок».(приложение № 5)
Работа в мини-музеи планируется проводить по следующим видам деятельности:
- непосредственно-образовательная деятельность (специально организованные занятия),
- совместная деятельность детей и взрослых,
- самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с детьми в мини-музее:
- игровая (дидактические игры соответствующие сказочной тематике, словесные,
настольные игры, пазлы);
- продуктивная (поделки, рисунки);
- коммуникативная (беседы, совместное чтение сказок и т. д.);
- познавательно-исследовательская (викторины, конкурсы, экскурсии, досуг – совместно с родителями, воспитателями);
- чтение художественной литературы.
Формы работы с родителями в мини-музее:
- пополнение мини-музея экспонатами,
- сбор информации,
- совместное творчество родителей и детей,
- экскурсии для родителей.
При планировании занятий по музейной педагогике опираемся на следующие методические принципы:
1. Деятельность. На занятиях ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действие — способ познания, переживания, сопричастности как со стороны ребенка, так и со стороны педагога.
2. Вариативность. Ребенку предоставляется возможность для оптимального самовыражения через осуществление права выбора решения проблемной ситуации. Основное методическое правило — ребенок всегда прав, если может объяснить свою точку зрения.
3. Креативность. Педагог поощряет и провоцирует творческую деятельность ребенка, создавая ситуации, в которых последний становится творцом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.
4. Непрерывность. Получение знаний не заканчивается на занятиях, а продолжается в группе и семье. Выработка личностной позиции и целеположение ее действий — залог оптимизации обучения дошкольников.
5. Гуманность. Без любви к жизни, детям невозможно формирование личности, создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых должно стать для ребенка единственным и неповторимым.
Перспективное планирование работы в мини-музее
Месяц |
Совместная деятельность детей и воспитателя |
Самостоятельная деятельность детей |
Совместная деятельность детей и родителей |
сентябрь |
Беседа «Что такое музей?». Цель:Расширить представление детей о музее; познакомить с правилами поведения. Дидактическая игра «Разукрась героя сказки» Цель: Совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук. |
Рассматривание фотоальбома «Музей русской сказки» (Волгоградская область) |
Приобретение «волшебных» сказок для мини-музея. Приобретение дидактических игр по сказкам.
|
октябрь |
НОД по развитию речи «Путешествие в сказку» Цели: Обучать детей пересказу сказки, учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, развивать актерские способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам. Чтение русских народных сказок. Показ сказок на фланелеграфе. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке»
|
Знакомство с новыми книгами сказок, рассматривание иллюстраций.
Игры с кубиками на составление сказочных сюжетов. |
Приобретение раскрасок по сказкам. Чтение сказок детям дома. Выставка книг «Много на свете сказок разных» |
ноябрь
|
Беседа «Какие бывают сказки?» НОД по конструированию с использованием природного материала. «Сказочный лес» Цель: Продолжать закреплять навыки работы с природным материалом; Отгадывание загадок по сказкам. Дидактическая игра «Разрезные картинки» Цель: Научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление. Показ настольного театра (детьми) «Теремок» Чтение сказок К.И. Чуковского. |
Игры-имитации «Покажи сказочного героя».
Обыгрывание знакомых сказок с помощью настольного театра. |
Самостоятельное сочинение сказок (детей с родителями), рассказывание сказок собственного сочинения. Пополнение музея пальчиковым театром. |
декабрь |
НОД по рисованию "Иллюстрации к сказке "Колобок" Цель: узнавать знакомые образы на иллюстрациях: волка, медведя, зайца, лисы; закрепить представление об особенностях изображения сказочных образов животных; формировать творческое воображение детей; учить создавать коллективную работу – иллюстрации к книжке; продолжать учить смешивать краски для получения разных оттенков. Показ воспитателем сказки «Три медведя»» (кукольный театр) Чтение сказок Ш. Перро. Вечер загадок: загадки о сказках, героях сказки. |
Дидактическая игра «Назови сказку».
Вырезывание и раскрашивание силуэтов сказочных героев. |
Изготовление масок, новогодних костюмов на сказочную тематику. |
январь |
НОД. Знакомство детей с работой художников-иллюстраторов. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Отгадывание загадок о волшебных предметах. Игра «Волшебный сундучок» («Отгадай из какой сказки?») Чтение авторских сказок. Просмотр мультфильма Сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
|
Лото «Путешествие по сказкам»
Игра «Помоги художнику, дорисуй…» Разукрась героя сказка (работа с раскрасками) |
Сбор иллюстраций, вырезок из журналов, старых книг сказочных героев для оформления альбома «Герои сказок». Изготовление «волшебных» предметов |
февраль |
Беседа «Моя любимая сказка» Игра «Что будет, если…» Драматизация русской народной сказки «Колобок». Изготовление книжки малышки «Колобок» в технике оригами. Дидактическая игра «Узнай героя сказки по описанию» Цель: Воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. Чтение сказок А.Н. Афанасьева. |
Игры по сказкам с палочками Кюизенера «Дом с колокольчиком». Дидактическая игра «Герой – предмет» Рисование на тему: "Мой любимый сказочный герой" (оформление альбома). |
Экскурсия в детскую библиотеку. Чтение русских народных сказок с детьми дома.
|
март
|
Составление сказки по картинкам (2-3 картинки) Инсценировка «Оживим наши сказки…» Изготовление книжки малышки «Теремок» в технике оригами. КВН по сказкам для детей и родителей «Сказка – лож, да в ней намек». Дидактическая игра «Назови героев сказки» Цель: Учить детей отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки. «Найди пару» Цель: Закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки. «Отгадай загадку» Цель: Развитие аналитико-синтетического мышления, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой. Чтение сказок А.С. Пушкина.
|
Речевые этюды «Узнай героя» Сюжетно-ролевая игра «Кукольный театр» Игра на эмоциональное развитие «Мой любимый персонаж» |
Посещение музея русской сказки имени А.С. Пушкина (Волгоградская область) |
апрель |
Литературная викторина «У лукоморья дуб зеленый…» Оформление альбома «Герои сказок» Дидактическая игра «Найди ошибку» Цель: Развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке. Чтение сказок Г.Х.Андерсена. |
Прослушивание сказок в аудиозаписи. Рисование мелками на асфальте на сказочную тематику. |
Придумывание загадок по сказкам. Посещение мини-музея «Волшебная страна сказок» (в группе)
|
май |
Настольный театр по экологии. «Заюшкина избушка» Цель: Дать знания детям об одном из агрегатных состояний воды – лед, выявить и расширить представления о свойствах – льда, развивать у детей интерес к театрализованной деятельности. Воспитывать любовь к художественной литературе. Литературная викторина «Наши любимые сказки». |
Игры-драматизации по сюжетам знакомых сказок. |
Просмотр мультфильмов-сказок. |
Работа с родителями:
v Консультация «Музей в детском саду»
v Памятка для родителей: "Книга в жизни ребенка"
v Консультация «Роль театрализованных игр в развитии детей»
v Организовать экскурсию в мини – музей «Волшебная страна сказок» для родителей.
v Мастер-класс по изготовлению атрибутов к сказкам.
v Привлечь родителей к акции «Подари книгу музею»
v Папка – передвижка «Как выбрать полезную сказку»
v Выставка творческих работ (совместно дети и родители) «Что за прелесть эти сказки»
Создание мини-музея привело к положительным результатам:
o Родители стали активнее участвовать в жизни группы, улучшились взаимоотношения между родителями и детьми, между родителями и воспитателем установились доверительные отношения.
o У детей и родителей появился интерес не только к мини – музею детского сада, они чаще стали посещать другие музеи и выставки.
o У родителей повысился уровень компетенции по вопросу эффективности использования произведений художественной литературы в воспитании.
o Дети приобщились к художественной литературе, расширили кругозор о сказках, их персонажах.
o У воспитанников повысился уровень знаний о народных и авторских сказках, повысилась речевая активность, сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Перспективы развития мини - музея.
- пополнение мини-музея новыми экспонатами;
- проведение досугов, праздников с привлечением родителей;
- мастер-классы для воспитателей и родителей;
- подбор художественной литературы;
- проведение экскурсий для детей других групп детского сада;
- проведение на базе музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.
Работа в мини-музеи «Волшебная страна сказок» будет продолжаться и в подготовительной к школе группе.
Список литературы:
1. Алябьева Е. а. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. М. : ТЦ “Сфера”, 2001
2. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : ТЦ “Сфера”, 2006.
3. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2008.
Приложение № 1
Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
Уважаемые родители!
Просим вас принять участие в опросе по теме: «Сказка в жизни вашего ребенка».
1. Читали ли Вам в детстве русские народные сказки?
2. Читаете ли Вы сказки своему ребенку? Как часто?
3. С какого возраста, на Ваш взгляд, необходимо читать сказки детям?
4. Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки с ребенком после прочтения?
5. Способствует ли русская народная сказка нравственному развитию ребенка ( чему учит)?
6. Практикуете ли вы дома театрализацию русских народных сказок?
7. Играете ли Вы со своим ребенком в игры, где задействованы герои русских народных сказок?
Вывод: Практически все родители ежедневно читают сказки своим детям, но не все уделяют внимание обсуждению прочитанного вместе с детьми. Это в свою очередь необходимо делать, так как взрослый может объяснить поведение того или иного персонажа, помочь ребенку до конца осмыслить сюжет, и «вынести» из сказки определенный жизненный урок.
Некоторые родители считают, что сказки необходимо читать детям с 2-3 лет, но это не так. Начинать читать сказки можно практически с пеленок. Необходимо помнить о том, что выбирать сказки необходимо в соответствии с возрастом ребенка.
Многие родители практикуют театрализацию сказки дома, что несомненно благоприятно влияет на эмоциональное восприятие и развитие детской речи, позволяет ребенку прочувствовать на себе все события и переживания героев.
Приложение № 2
«Волшебные сказки»
Сказочница бабушка Агафья.
Приложение № 3
«Волшебный театр сказок»
Приложение № 4
«Мы – сказочники» (игротека)
Приложение № 5
«Музейная мастерская» (сами своими руками)
Рисование любимых сказочных героев.
Выставка детского творчества
«Моя любимая сказка»
Совместная работа мамы и Насти Коротковых «У лукоморья…..»
Совместная работа мамы и Лады Галимовых «Три медведя»
Литературная викторина "Наши любимые сказки»
Цели: 1. Закрепить знания по сказкам.
2. Развивать память, мышление, наблюдательность, речь
3. Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки, дружбу.
Оборудование: выставка книг-сказок, пазлы по русским народным сказкам, мяч.
Ход викторины:
Воспитатель. Дети, посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам провести литературную викторину « Наши любимые сказки».
1 задание «Разминка»
- Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка?
(Жучка)
- Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)
- Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)
- У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)
- В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)
- Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)
2 задание «Назови сказку»
Дети по обложкам книг определяют название сказок.
3 задание «Угадай героя сказки»
«Только прыг через порог –
И пошел гулять без ног». (Колобок)
«В огороде вырос овощ,
Приходите все на помощь.
Вытянуть не можем.
Кто же нам поможет?» (Репка)
«Бабке с дедом повезло:
Много снегу намело.
И слепили себе дочь,
Чтобы им могла помочь.
Но весна красна настала,
Без следа их дочь пропала» (Снегурочка)
«Уплетая калачи
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне» (Емеля)
«Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей
Сделался милой, красивой, пригожей» (Царевна Лягушка)
«Способ есть, но он не прост –
Рыбку я ловлю на хвост.
В проруби ее полно…
Все, пора домой – темно.
Ой, видать, улов богат!
Хвост не вытащу назад» (Волк)
«От мачехи и от сестер
Одни упреки и укор.
Ох, не сносить головушку,
Если бы не коровушка» (Хаврошечка)
«Волшебница из проруби –
Бывает ли такое?
Ни палочкой волшебною
Не машет, ни рукою.
Но по ее велению,
Лишь было бы желание,
Случаются явления,
Достойные внимания» (Щука)
Физминутка «В темном лесе есть избушка»
В темном лесе есть избушка
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка –
Бабушка Яга живет.
Нос крючком,
Глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая
Дыбом волосы стоят
4 задание «Исправь ошибку»
«Петушок Ряба»
«Даша и медведь»
«Волк и семеро ягнят»
«Утки – лебеди»
«Лисичка с кастрюлькой»
«Заюшкин домик»
«Царевна Индюшка»
«Мальчик с кулачок»
5 задание «Собери сказку»
Из пазлов дети собирают иллюстрации к сказкам, а затем называют сказку.
Игра «Иван-Царевич» (с мячом)
Мышка-норушка (начало говорит воспитатель, заканчивают дети)
Лягушка-квакушка
Зайчик-побегайчик
Лисичка-сестричка
Сестрица-Аленушка
Братец-Иванушка
Серый-волк
Царевна-лягушка
Шапка-невидимка
Ковер-самолет
Жар-птица
Василиса-премудрая
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.