Использование национальных ценностей на уроках изобразительного искусства
Оценка 4.9

Использование национальных ценностей на уроках изобразительного искусства

Оценка 4.9
doc
11.09.2021
Использование национальных ценностей на уроках изобразительного искусства
26 06 2021.doc

Использование национальных ценностей на уроках изобразительного искусства

 

 

 

Приобщение школьников к народному де- коративно-прикладному искусству пред- ставляется в наши дни очень важным. Ведь причиной падения нравов, проявле- ния грубости и зла, антигуманности среди населения, по нашему мнению, явилось отлучение в прошлом учащихся от нацио- нальных традиций, обычаев и родной культуры. Перефразируя педагогическую формулу Г.Н. Волкова, можно сказать: без исторической памяти (содержащейся и в национальном декоративно-прикладном искусстве) нет традиций, без националь- ных традиций нет культуры, без культуры нет гуманности, без гуманности нет вос- питания, а без воспитания нет личности. Академик Д.С. Лихачев в свое время от- мечал: «...Важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти се- мейной, памяти народной, памяти куль- турной, ибо подобно тому, как личная па- мять человека формирует его совесть, так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ». Уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям необходимо воспитывать с ран- него возраста. Поэтому задачей современ- ной школы является «передача будущим поколениям человеческого опыта в его на- циональной форме», воспитание высоко- нравственных, образованных, духовно бо- гатых людей, обладающих чувством нацио- нального достоинства, гражданского дол- га и любовью к Родине, гуманностью и уважением к другим народам; «...форми- рование человека, одухотворенного идеа- лами добра, активно не принимающего разрушительных идей и способного им противостоять, готового служить Родине верой и правдой. Это значит, что основ- ной задачей должно стать воспитание на-

 

ционального самосознания. Только на этом пути может быть сформирован тот общеобразовательный потенциал, те каче- ства, без которых не может быть свобод- ного человека и невозможны никакие широкие демократические свободы...» (В.Ю. Троцкий). Достичь этого можно, лишь добившись того, чтобы учащиеся знали и уважали обычаи и традиции свое- го народа, его историю, язык, культуру. Ибо чем внимательнее мы будем к нацио- нальному, тем ближе к общечеловеческо- му, основывающемуся на принципах оп- тимизма и гуманизма.

Татарское (как и любое другое нацио- нальное) изобразительное искусство, явля- ясь одной из форм народного мышления и выражая художественно-эстетическую и нравственную суть татарского народа, имеет большую воспитательную силу. Его педаго- гический потенциал огромен, знакомство учащихся с его произведениями способству- ет развитию способности самостоятельно разбираться в истинных и мнимых достоин- ствах современной культурной жизни; рас- ширению художественных представлений, духовных потребностей, становлению худо- жественного и эстетического вкуса; учит ви- деть красоту в реальной действительности, развивает фантазию и воображение. Кроме того, возвращение к культурно-историчес- ким истокам любого народа способствует идейно-нравственному развитию личности, особенно молодой. Общение с произведе- ниями татарского народного изоискусства помогает учащимся соприкоснуться с ду- шой родного народа, его мыслями, радостя- ми и печалями, открыть для себя свои исто- рические корни, понять, чем жил его народ, о чем мечтал, что его волновало, узнать о его нравственных, этических и эстетичес- ких идеалах.

 

Как и в искусстве любого народа, в та- тарском народном искусстве проявляются особенности национального своеобразия, вытекающие из условий развития быта, религии, культуры данного народа. Оно выражает мировосприятие народа и несет в себе типичное в понимании им природы и жизни.

Татарскому искусству присущи свой ко- лорит, своя цветовая гамма пейзажей, порт- ретов, картин. В них почти нет буйных кра- сок, но в них свое достоинство и своя внут- ренняя сила. В изобразительном искусстве Татарстана есть что-то идущее, видимо, от национального характера: стабильность, ос- новательность, неспешность.

Использование ценностей националь- ного изобразительного искусства Татарста- на в воспитании подрастающего поколения диктуется следующим:

Социальные причины: народное искус- ство — удобное и эффективное средство для развития культуры личности, воспита- ния благородных чувств, любви к труду.

Психологические причины: народное ис- кусство в силу его близости детскому худо- жественному творчеству, восприятию ре- бенка — действенное средство для гармо- ничного развития всех качеств формирую- щейся личности.

С учетом дидактических принципов и требований к преподаванию предметов ху- дожественно-эстетического цикла была разработана программа художественно-эс- тетического воспитания учащихся I–III классов средствами произведений татар- ского искусства: «Школьникам о татарском изобразительном искусстве».

Основа разработанной программы — блокотематический принцип построения со- держания, которое реализуется через конструкцию предлагаемых учащимися творческих задач, через методику проведе- ния уроков. И содержание, и методика наце- лены на формирование возможностей и ус- ловий для сопереживания, проживания тех эмоционально-содержательных явлений, ко- торые в данный момент изучаются по прог- рамме.

Содержанием данной программы явля- ются не знания и навыки станкового или декоративного искусства, а их «жизнедея-

 

тельность»: нити, связывающие с повсед- невной, простой жизнью, нити человечес- ких чувств и отношений ко всем явлениям бытия — нити любви, нежности, юмора, го- речи, презрения, ненависти и пр.

На уроках по данной программе учащи- еся знакомятся с изобразительным искус- ством русского и татарского народов, с ат- рибутами татарских праздников, предмета- ми материальной культуры, художествен- ными особенностями повседневного и праздничного национального костюма.

Цель программы — познакомить учащих- ся с широким кругом явлений национально- го искусства, сформировать умения и навы- ки, помогающие создавать свои творческие работы в русле национальных традиций. В программу включено изучение таких тем, как «Калфак для красавицы», «Каляпуш для батыра» и другие, иллюстрирование татар- ских народных и литературных сказок, сти- хов татарских поэтов, национальных музы- кальных произведений. Привлекаются для изучения и произведения мирового искус- ства. Учащимся предлагается сравнивать, сопоставлять их с национальными творени- ями, в результате чего развивается мышле- ние и расширяется кругозор.

Каждый урок по этой программе несет в себе определенный положительный эмоци- ональный заряд, который создается посред- ством синтеза искусств, представленного зрительным, музыкальным и литератур- ным рядом. Музыкальное оформление уро- ка будит чувство и фантазию. Оно тщатель- но подбирается и включает в себя как клас- сические, так и современные музыкальные произведения.

Литературный ряд уроков изобрази- тельного искусства включает в себя доступ- ный возрасту учащихся познавательный материал о произведениях искусства, ху- дожниках, декоративном искусстве; зри- тельный ряд — демонстрацию репродукций и слайдов, видеофильмов об искусстве, просмотр книг, журналов, альбомов нагляд- ных пособий.

Исходными положениями разработан- ной программы художественно-эстетичес- кого воспитания учащихся I–III классов средствами татарского изобразительного искусства являются:

 

•                      доступность содержания программы возрастным особенностям учащихся;

•          разнообразие и соответствие изучаемо- го материала интересам, вкусам и пот- ребностям младших школьников;

•          системность и постепенное усложнение материала как в течение одного года, так и в период всего обучения;

•                      развитие художественно-творческих способностей учащихся;

•          использование не только индивидуаль- ной, но и коллективной формы работы учащихся;

•          обеспечение межпредметных связей и связи школьного и семейного воспи- тания в процессе приобщения подрас- тающего поколения к национальной культуре и искусству татарского на- рода.

В качестве практической реализации вышеназванной программы приведем фраг- мент урока в III классе на тему «Возрожде- ние народных традиций в оформлении та- тарского национального костюма».

Цель: знакомство с художественными средствами оформления национального костюма; развитие умений различать цвето- вой колорит национального костюма, ритм и стилизацию растений в орнаменте; разви- тие нравственно-эстетической отзывчивос- ти на прекрасное в декоративно-приклад- ном искусстве своего народа; воспитание умения адекватно вести себя в ситуации на- родного праздника.

В ходе урока учитель рассказывает о традициях и быте татарского народа, пока-

 

зывает слайды или видеофильмы о цвету- щих растениях родного края. В процессе показа просит учащихся ответить на воп- росы: «Рассматривая растения, что вы ощу- щаете или чувствуете? Для чего они могут нам пригодиться на уроке? Как, на ваш взгляд, происходит стилизация растений художником?»

Затем   учащиеся    выполняют    панно

«Праздник в березовой роще», где исполь- зуются ткань, цветная бумага, клей ПВА, ножницы, гуашь, фигурки людей в дви- жении.

На основе информации, полученной при объяснении, учащиеся должны в гармо- ничных цветовых соотношениях оформить одежду танцующих людей, учитывая нацио- нальный колорит, сочетание красок.

В ходе занятия два ученика в нацио- нальных костюмах создают панно на доске на большом листе картона из готовых фрагментов березовой рощи, дорисовывая гуашью детали, куда постепенно добавля- ются сделанные учащимися фигурки тан- цующих людей в национальных сапожках, платках, кафтанах, тюбетейках, платьях и костюмах.

В конце занятия входят танцоры, уча- щиеся рассматривают настоящие костюмы, сшитые профессионалами с использовани- ем различных материалов: тканей, бисера, золотых нитей, цветной кожи и т.д. Звучит народная музыка.

Созданное учащимися панно может быть использовано для оформления шко- лы, кабинета.


Использование национальных ценностей на уроках изобразительного искусства

Использование национальных ценностей на уроках изобразительного искусства

Психологические причины: народное ис- кусство в силу его близости детскому худо- жественному творчеству, восприятию ре- бенка — действенное средство для гармо- ничного развития всех качеств…

Психологические причины: народное ис- кусство в силу его близости детскому худо- жественному творчеству, восприятию ре- бенка — действенное средство для гармо- ничного развития всех качеств…

В ходе урока учитель рассказывает о традициях и быте татарского народа, пока- зывает слайды или видеофильмы о цвету- щих растениях родного края

В ходе урока учитель рассказывает о традициях и быте татарского народа, пока- зывает слайды или видеофильмы о цвету- щих растениях родного края
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.09.2021