Использование национальных ценностей на уроках изобразительного искусства
Приобщение школьников к народному де- коративно-прикладному искусству пред- ставляется в наши дни очень важным. Ведь причиной падения нравов, проявле- ния грубости и зла, антигуманности среди населения, по нашему мнению, явилось отлучение в прошлом учащихся от нацио- нальных традиций, обычаев и родной культуры. Перефразируя педагогическую формулу Г.Н. Волкова, можно сказать: без исторической памяти (содержащейся и в национальном декоративно-прикладном искусстве) нет традиций, без националь- ных традиций нет культуры, без культуры нет гуманности, без гуманности нет вос- питания, а без воспитания нет личности. Академик Д.С. Лихачев в свое время от- мечал: «...Важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти се- мейной, памяти народной, памяти куль- турной, ибо подобно тому, как личная па- мять человека формирует его совесть, так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ». Уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям необходимо воспитывать с ран- него возраста. Поэтому задачей современ- ной школы является «передача будущим поколениям человеческого опыта в его на- циональной форме», воспитание высоко- нравственных, образованных, духовно бо- гатых людей, обладающих чувством нацио- нального достоинства, гражданского дол- га и любовью к Родине, гуманностью и уважением к другим народам; «...форми- рование человека, одухотворенного идеа- лами добра, активно не принимающего разрушительных идей и способного им противостоять, готового служить Родине верой и правдой. Это значит, что основ- ной задачей должно стать воспитание на-
ционального самосознания. Только на этом пути может быть сформирован тот общеобразовательный потенциал, те каче- ства, без которых не может быть свобод- ного человека и невозможны никакие широкие демократические свободы...» (В.Ю. Троцкий). Достичь этого можно, лишь добившись того, чтобы учащиеся знали и уважали обычаи и традиции свое- го народа, его историю, язык, культуру. Ибо чем внимательнее мы будем к нацио- нальному, тем ближе к общечеловеческо- му, основывающемуся на принципах оп- тимизма и гуманизма.
Татарское (как и любое другое нацио- нальное) изобразительное искусство, явля- ясь одной из форм народного мышления и выражая художественно-эстетическую и нравственную суть татарского народа, имеет большую воспитательную силу. Его педаго- гический потенциал огромен, знакомство учащихся с его произведениями способству- ет развитию способности самостоятельно разбираться в истинных и мнимых достоин- ствах современной культурной жизни; рас- ширению художественных представлений, духовных потребностей, становлению худо- жественного и эстетического вкуса; учит ви- деть красоту в реальной действительности, развивает фантазию и воображение. Кроме того, возвращение к культурно-историчес- ким истокам любого народа способствует идейно-нравственному развитию личности, особенно молодой. Общение с произведе- ниями татарского народного изоискусства помогает учащимся соприкоснуться с ду- шой родного народа, его мыслями, радостя- ми и печалями, открыть для себя свои исто- рические корни, понять, чем жил его народ, о чем мечтал, что его волновало, узнать о его нравственных, этических и эстетичес- ких идеалах.
Как и в искусстве любого народа, в та- тарском народном искусстве проявляются особенности национального своеобразия, вытекающие из условий развития быта, религии, культуры данного народа. Оно выражает мировосприятие народа и несет в себе типичное в понимании им природы и жизни.
Татарскому искусству присущи свой ко- лорит, своя цветовая гамма пейзажей, порт- ретов, картин. В них почти нет буйных кра- сок, но в них свое достоинство и своя внут- ренняя сила. В изобразительном искусстве Татарстана есть что-то идущее, видимо, от национального характера: стабильность, ос- новательность, неспешность.
Использование ценностей националь- ного изобразительного искусства Татарста- на в воспитании подрастающего поколения диктуется следующим:
Социальные причины: народное искус- ство — удобное и эффективное средство для развития культуры личности, воспита- ния благородных чувств, любви к труду.
Психологические причины: народное ис- кусство в силу его близости детскому худо- жественному творчеству, восприятию ре- бенка — действенное средство для гармо- ничного развития всех качеств формирую- щейся личности.
С учетом дидактических принципов и требований к преподаванию предметов ху- дожественно-эстетического цикла была разработана программа художественно-эс- тетического воспитания учащихся I–III классов средствами произведений татар- ского искусства: «Школьникам о татарском изобразительном искусстве».
Основа разработанной программы — блокотематический принцип построения со- держания, которое реализуется через конструкцию предлагаемых учащимися творческих задач, через методику проведе- ния уроков. И содержание, и методика наце- лены на формирование возможностей и ус- ловий для сопереживания, проживания тех эмоционально-содержательных явлений, ко- торые в данный момент изучаются по прог- рамме.
Содержанием данной программы явля- ются не знания и навыки станкового или декоративного искусства, а их «жизнедея-
тельность»: нити, связывающие с повсед- невной, простой жизнью, нити человечес- ких чувств и отношений ко всем явлениям бытия — нити любви, нежности, юмора, го- речи, презрения, ненависти и пр.
На уроках по данной программе учащи- еся знакомятся с изобразительным искус- ством русского и татарского народов, с ат- рибутами татарских праздников, предмета- ми материальной культуры, художествен- ными особенностями повседневного и праздничного национального костюма.
Цель программы — познакомить учащих- ся с широким кругом явлений национально- го искусства, сформировать умения и навы- ки, помогающие создавать свои творческие работы в русле национальных традиций. В программу включено изучение таких тем, как «Калфак для красавицы», «Каляпуш для батыра» и другие, иллюстрирование татар- ских народных и литературных сказок, сти- хов татарских поэтов, национальных музы- кальных произведений. Привлекаются для изучения и произведения мирового искус- ства. Учащимся предлагается сравнивать, сопоставлять их с национальными творени- ями, в результате чего развивается мышле- ние и расширяется кругозор.
Каждый урок по этой программе несет в себе определенный положительный эмоци- ональный заряд, который создается посред- ством синтеза искусств, представленного зрительным, музыкальным и литератур- ным рядом. Музыкальное оформление уро- ка будит чувство и фантазию. Оно тщатель- но подбирается и включает в себя как клас- сические, так и современные музыкальные произведения.
Литературный ряд уроков изобрази- тельного искусства включает в себя доступ- ный возрасту учащихся познавательный материал о произведениях искусства, ху- дожниках, декоративном искусстве; зри- тельный ряд — демонстрацию репродукций и слайдов, видеофильмов об искусстве, просмотр книг, журналов, альбомов нагляд- ных пособий.
Исходными положениями разработан- ной программы художественно-эстетичес- кого воспитания учащихся I–III классов средствами татарского изобразительного искусства являются:
• доступность содержания программы возрастным особенностям учащихся;
• разнообразие и соответствие изучаемо- го материала интересам, вкусам и пот- ребностям младших школьников;
• системность и постепенное усложнение материала как в течение одного года, так и в период всего обучения;
• развитие художественно-творческих способностей учащихся;
• использование не только индивидуаль- ной, но и коллективной формы работы учащихся;
• обеспечение межпредметных связей и связи школьного и семейного воспи- тания в процессе приобщения подрас- тающего поколения к национальной культуре и искусству татарского на- рода.
В качестве практической реализации вышеназванной программы приведем фраг- мент урока в III классе на тему «Возрожде- ние народных традиций в оформлении та- тарского национального костюма».
Цель: знакомство с художественными средствами оформления национального костюма; развитие умений различать цвето- вой колорит национального костюма, ритм и стилизацию растений в орнаменте; разви- тие нравственно-эстетической отзывчивос- ти на прекрасное в декоративно-приклад- ном искусстве своего народа; воспитание умения адекватно вести себя в ситуации на- родного праздника.
В ходе урока учитель рассказывает о традициях и быте татарского народа, пока-
зывает слайды или видеофильмы о цвету- щих растениях родного края. В процессе показа просит учащихся ответить на воп- росы: «Рассматривая растения, что вы ощу- щаете или чувствуете? Для чего они могут нам пригодиться на уроке? Как, на ваш взгляд, происходит стилизация растений художником?»
Затем учащиеся выполняют панно
«Праздник в березовой роще», где исполь- зуются ткань, цветная бумага, клей ПВА, ножницы, гуашь, фигурки людей в дви- жении.
На основе информации, полученной при объяснении, учащиеся должны в гармо- ничных цветовых соотношениях оформить одежду танцующих людей, учитывая нацио- нальный колорит, сочетание красок.
В ходе занятия два ученика в нацио- нальных костюмах создают панно на доске на большом листе картона из готовых фрагментов березовой рощи, дорисовывая гуашью детали, куда постепенно добавля- ются сделанные учащимися фигурки тан- цующих людей в национальных сапожках, платках, кафтанах, тюбетейках, платьях и костюмах.
В конце занятия входят танцоры, уча- щиеся рассматривают настоящие костюмы, сшитые профессионалами с использовани- ем различных материалов: тканей, бисера, золотых нитей, цветной кожи и т.д. Звучит народная музыка.
Созданное учащимися панно может быть использовано для оформления шко- лы, кабинета.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.