"Использование нейродиагностики в работе учителя-логопеда - залог успеха коррекционно-образовательного процесса"
Оценка 4.8

"Использование нейродиагностики в работе учителя-логопеда - залог успеха коррекционно-образовательного процесса"

Оценка 4.8
docx
18.06.2023
"Использование нейродиагностики в работе учителя-логопеда - залог успеха коррекционно-образовательного процесса"
3.docx

Использование методики «Буквограмма» в коррекции устной и письменной речи младших школьников c ограниченными возможностями здоровья

 

  Не секрет, что нынешнее поколение  детей  отличается от предыдущих поколений. Резко увеличивается количество детей, испытывающих значительные трудности  при овладении чтением и письмом. Труднее корректируется нарушения звукопроизношения. Мы чаще встречаемся с таким явлением – дети не могут быстро вспомнить образ буквы, у них затруднено понимание графических символов. У младших школьников прослеживается незрелость «Схемы тела», надолго затягивается формирование  ориентации в пространстве. Дети путают «лево-право» «над -под»  и др.

Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения и письма младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется, с одной стороны,  увеличением количества детей с дислексией, широтой и распространенностью нарушений чтения в популяции, а с другой стороны, компьютеризацией обучения, подготовкой к урокам с помощью интернет-ресурсов. Все это отрицательно влияет на формирование читательской компетенции и с каждым годом, не желающих читать и не умеющих писать, становится все больше и больше.

Вот почему, в это сложное время, назрела необходимость  искать новые методики, позволяющие повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса.

«Буквограмма»это методика по коррекции и развитию письменной и устной речи у детей от 5 до 14 лет, опирающаяся на разработки психологов, логопедов, дефектологов и нейропсихологов. В её основу  положены как традиционные способы обучения, так и новейшие идеи и приёмы обучения детей.

«Буквограмма» основана на современных принципах и индивидуальном подходе к каждому ребёнку. С каждым днём она становится популярнее благодаря великолепным результатам, которые появляются у детей любого возраста уже спустя несколько недель после начала обучения. В ней собраны различные приёмы и методы, призванные всесторонне развивать ребёнка. Она включает в себя развитие фонематического слуха, мелкой и крупной моторики, речи, математических навыков, воображения и пространственного мышления.

Основная задача методики «Буквограмма» - не просто научить ребёнка грамотно читать и писать буквы, слоги, слова, а понимать, усваивать и правильно воспроизводить информацию.

Основной разработчик этой обучающей  методики - Светлана Юлиановна Шишкова, известный российский психолог, кандидат психологических наук и доцент. Она же является директором социально-психологического центра «Дом», расположенного в г. Москве. Помимо неё в разработке этой уникальной развивающей методики для детей принимали участие и другие специалисты, в том числе к.пс.н. Воронова А.А., проф. Сорокоумова Е.А., доц. Черникова Н.В. и другие.

Методика «Буквограмма» направлена на:

-          формирование письменной и устной речи обучающихся c ОВЗ;

-          коррекцию безграмотности;

-          развитие фонематического слуха;

-          ориентацию в пространстве;

-           профилактику дисграфии;

-     повышение работоспособности;

 - улучшение мозгового кровообращения;

 - развитие двигательной, пространственной сферы;

 - становление адекватной схемы тела и образа физического «Я»;

 - развитие мелкой моторики;

 - улучшение саморегуляции и произвольного контроля;

 - улучшение функционирования мозговых структур;

 - выстраивание пространственных представлений.

Кому особенно необходима  «Буквограмма»? Занятия по методике «Буквограмма»  особенно необходимы в случае:

 - если  ваш ребёнок левша;

 - если он – переученный правша;

 - если ваш ребёнок посещал занятия с логопедом до школы;

 - если в семье говорят на двух или более языках;

 - если ваш ребёнок слишком рано пошёл в школу;

 - если у вашего ребёнка есть  проблемы с памятью, вниманием;

 - сли у ребёнка синдром дефицита внимания и/или гиперактивность;

 - если  ребёнок с ММД или ЗПР.

«Буквограмма» – развивающая методика, над которой Шишкова С.Ю. трудилась долгие годы. Результат тестирования данной методики превзошёл все ожидания по своей эффективности. Заниматься по методике «Буквограмма» с ребёнком могут его родственники, психологи, учителя школы и воспитатели детских садов. Кроме того, по материалам можно обучаться и самостоятельно, если малыш уже хорошо умеет читать и обладает такими чертами, как усидчивость и внимательность.

     С чего начинается работа по методике «Буквограмма»:

  1. Подготовительный этап – проработка  схем частей тела ребёнка. Только освоив внешнее пространство, переходим к освоению пространства на листе.
  2. Ребёнок смотрит, как учитель делает упражнения на себе (показываем ладонями: верх-низ лица – это ширина строки, правую и левую границы лица - это границы буквы, ширина буквы, - указательным пальцем от верхней правой точки на лбу пишем буквы).
  3. Ребёнок  пробует самостоятельно выполнять упражнение на себе ( без зеркала -  перед зеркалом – без зеркала).
  4. Ребёнок  делает упражнение на схеме своего тела из второго этапа.
  5. Ребёнок рисует пальцем букву перед собой на расстоянии согнутой в локте руки. Буква рисуется размером  с лицо.
  6. Ребёнок рисует пальцем букву перед собой на расстоянии согнутой в локте руки. Буква рисуется размером 10, 5, 2, 1 см.
  7. Ребёнок  пишет ручкой на листе бумаги форматом А4 (буква пишется на всю высоту листа, затем лист складывается и высота букв уменьшается.

8.      Написание  небольших слов.

Принципы организации занятий:

1. Принцип деятельности

Ребенок должен хорошо понимать, что нужно делать в каждом конкретном упражнении. Например, в упражнении нужно пальцем обводить каждую букву по контурам. Вы должны неоднократно показать, как это правильно делать, а затем предложить ребенку, следя за вашим пальцем, выполнить точно такие же движения, но мысленно. Если вы приучите ребенка сначала мысленно выполнять упражнения, то потом реальное выполнение будет происходить значительно быстрее и легче. Более того, конечным итогом выполнения упражнения должно быть именно мысленное выполнение. То есть ребенок будет смотреть на букву и мысленно (но быстро) обводить ее по контуру.

2. Принцип дробления       

В связи с тем, что объем внимания у ребенка ограничен, вы можете ставить перед ним только одну задачу. Например, называете букву, а ребенок только обводит контур, или читаете слово, а ребенок разбирает его по буквам, или вы быстро читаете книжку, а ребенок должен успевать понимать ее содержание.

Если ставить перед ребенком задачу – быстро и выразительно читать, то на начальном этапе эта задача окажется для него непосильной, непреодолимым препятствием, которое может вызвать отрицательное отношение к обучению в целом.

3. Принцип нагрузки (постепенно, но неукоснительно)

Для того чтобы помимо освоения навыков чтения занятия с ребенком сопровождались еще и развитием способностей к освоению новых навыков, необходимо учитывать принцип нагрузки. Сущность этого принципа заключается в следующем: на каждом этапе развития необходимо получать максимальный тренировочный эффект, который возникает только при работе с предельной для данного уровня развития ребенка нагрузкой. В соответствии с принципом нагрузки нужно довести скорость узнавания до предела (А еще быстрее можешь? А еще?) и переходить к следующим заданиям. Работая в таком режиме, ребенок будет получать огромное удовольствие. Дети очень любят соревноваться, поэтому занятия, организованные таким образом, способствуют большей активности и вызывают у детей большой эмоциональный подъем.

4. Принцип целостности

Этот принцип противоположен принципу дробления. Каждое упражнение направлено на освоение лишь одного элемента сложного процесса обработки информации, это – часть. Тоннель лучше рыть с двух сторон. Поэтому очень полезно прочитать небольшой текст (один-два абзаца), стараясь хорошо понять содержание. Выполнить активно упражнение и снова прочитать этот же текст, но быстрее (по секундомеру определяя время чтения). Выполнить следующее упражнение и снова быстро прочитать текст. Сочетание чтения одного и того же текста и выполнения разных упражнений позволит быстро включить освоенный элемент чтения в целостный процесс. А еще лучше, если этот текст ребенок придумает сам, а вы запишете его.

Преимущества методики «Буквограмма»:

ü  наличие занятий для разностороннего развития ребёнка, в том числе улучшение моторики, слуха, логического и абстрактного мышления, ориентировки ребёнка в пространстве и многих других аспектов;

ü   возможность заниматься с детьми самого разного возраста с 4 до 15 лет;

ü   индивидуальный подход и комплексное воздействие на каждого ребёнка;

ü   необходимость небольшого пространства и малого количества расходных материалов для занятий;

ü   интерес для самого ребёнка;

ü   быстрые результаты, которые вы увидите уже через несколько недель после начала занятий.

Уникальная авторская  методика «Буквограмма» – развивающая методика, которую можно использовать как в домашних условиях, так и в учебных заведениях разного уровня и назначения. Занятия, построенные по её принципу, не требуют применения специального оборудования и большого количества расходных материалов. Это обычные листы бумаги, ручки, карандаши, фломастеры и другие канцелярские принадлежности.

Занятия по уникальной авторской методике «Буквограмма» проходят легко и весело, а знания усваиваются сами собой без скучного заучивания. Это позволит вашему ребёнку идти в школу с радостью.

Правильное использование уникальной авторской методики Шишковой С.Ю. поможет вашему ребёнку избавиться от стеснительности и неуверенности в себе, поможет ему запомнить сложный материал легко и практически без усилий, сделает его более организованным и коммуникабельным. А изучение иностранных языков для такого ребёнка перестанет быть сложным и скучным занятием.

Заранее готовьте ребёнка  к учебной деятельности, чтобы школа стала для него радостным, запоминающимся событием в жизни, заложивши основы дальнейшего личностного и профессионального становления.  Методика «Буквограмма» помогает детям с ОВЗ успевать и быть успешными.


 

Использование методики «Буквограмма» в коррекции устной и письменной речи младших школьников c ограниченными возможностями здоровья

Использование методики «Буквограмма» в коррекции устной и письменной речи младших школьников c ограниченными возможностями здоровья

Кому особенно необходима «Буквограмма»?

Кому особенно необходима «Буквограмма»?

Принцип нагрузки (постепенно, но неукоснительно)

Принцип нагрузки (постепенно, но неукоснительно)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2023