Использование нетрадиционных приемов при заучивании стихотворений с детьми
Оценка 5

Использование нетрадиционных приемов при заучивании стихотворений с детьми

Оценка 5
docx
24.04.2020
Использование нетрадиционных приемов при заучивании стихотворений с детьми
Мастер-класс для родителей Использование нетрадиционных приемов для заучивания стизотворений..docx

Мастер – класс для родителей

 

«Использование нетрадиционных  приемов при заучивании стихотворений с детьми младшего и среднего  дошкольного возраста»

 

       Уважаемые родители! Как вы думаете, что вдохновит вашего ребенка, приобщит его к культуре родного языка? Конечно, это поэтическое слово — средство эмоционального погружения ребенка в новую область знаний, средство развития фонематического восприятия, звуковой культуры речи. Это огромный материал для словесно–звуковых игр и один из возможных путей развития коммуникативной направленности детей. В настоящее время исчезают образцы правильной литературной речи, уже книги и речь дикторов далеко не всегда являются идеальными. Все чаще разговор не только детей, но и взрослых перегружен словами — паразитами, не несущими никакой смысловой нагрузки. Стало модно грамотную литературную речь заменять бытовыми штампами, модными словами. Всё это обрушивается на ребёнка, затрудняет взаимопонимание собеседников.

        Наши дети  испытывают значительные трудности запоминания стихотворных текстов. Причинами этих трудностей могут являтся: отставание в развитии слухового внимания и слуховой памяти; нарушения чувства ритма; отклонения в формировании слоговой структуры слова; отставание в развитии всех сторон речевой системы; нарушения мелкой моторики; недостаточная мотивация к заучиванию художественных произведений. Чтобы речь ребенка  к концу дошкольного обучения была более содержательной, богатой, выразительной, эмоциональной, следует систематически проводить работу по заучиванию стихотворных текстов. Так постепенно у детей развивается устойчивый интерес, любовь к стихотворениям. Формируется, расширяется, уточняется словарный запас. Развиваются навыки связной речь. Автоматизируются и дифференцируются звуки. Все это способствует развитию высших психических функций: памяти, восприятия, мышления, воображения.

       Восприятие стихотворения является сложной умственной деятельностью, где огромная роль отводится взрослому. Он и доносит до сознания детей основную мысль стихотворения, используя различные методы и приемы. Важно правильно подобрать стихотворный материал. Литературные произведения для детей дошкольного возраста не должны быть большими: 1–2 строфы для детей младших и средних групп, несколько больше — для старших. При выборе стихотворных текстов необходимо учитывать речевые возможности воспитанников, его образовательные потребности, а именно необходимость автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

        Перед  заучиванием стихотворения желательно провести предварительную работу. Она предполагает знакомство детей с предметами, явлениями, соответствующими содержанию художественного произведения. Деятельность по заучиванию стихотворения  включает в себя следующие структурные компоненты: подготовка ребенка к восприятию стихотворения; выразительное чтение стихотворения взрослым (2 раза); беседа по содержанию стихотворения; повторное чтение стихотворения взрослым (третий раз); чтение стихотворения ребенком.

           Для облегчения запоминания стихотворных произведений можно использовать вспомогательные методы, включающие нетрадиционные приемы заучивания.

 

Слуховой метод

    Слуховой метод заучивания стихотворного материала подходит тем детям, у которых ведущей является слуховая память. Можно использовать следующие приемы:

– «Подскажи словечко».

 – «Ты словечко (слова) подскажи и всё вместе повтори».

Игры с мячом:

– «Верни словечко».

– «Верни строку (слова)».

– «Вопрос — ответ».

Приёмы для старших дошкольников с усложнением:

– «Магнитофончик»: ребёнок слушает педагога. Затем педагог и ребёнок повторяют этот отрывок вместе. Потом ребёнок повторяет один, а за ним снова взрослый.

– «Снежный ком»: Постепенное увеличение строк при их повторении.

 

Зрительный метод

 

      Метод предполагает использование картинного плана, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения. Это опорные предметные картинки, опорная сюжетная картинка, мнемотаблицы и др.

       Опорные буквы (первые буквы первых слов каждой строки). Это дополнительный приём для старших дошкольников. Буквы располагаются вертикально. Они могут быть написаны, выложены как на столе, так и на доске. Буквы помогают ребёнку вспомнить начало каждой строки.

 

Двигательный метод

 

         В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, этот метод используется как вспомогательный. Упражнения с движениями:

– Отхлопывание (отстукивание, протопывание, отбивание мячом и т. д.) ритма стихотворения.

– Сопровождение чтения стихотворения движениями, которые предлагает взрослый.

– Придумывание детьми движений к тексту.

– Заучивание текста при выполнении графических заданий: обведении изображений по точкам, раскрашивании и т. д.

         Дополнительными приёмами для старших дошкольников являются следующие:

«Смотай из стихотворения клубочек» («Намотай стихотворение на катушку»), «Собери (разбери) бусы», «Сложи пирамидку», «Выложи счётные палочки», «Положи камешки на полоску», «Узелки на верёвке».

          Заучивание стихотворений с использованием нетрадиционных приемов можно начинать с младшего дошкольного возраста.

          Продемонстрирую несколько примеров:

«Купите лук» (Шотл. нар. песенка, пер. И.Токмаковой, (мнемотаблица);

«Огород» А. Прокофьев, (живая мнемотаблица);

«Яблоко» Я. Аким (пиктограммы);

«Дары осени» В. Волина (графическое задание – раскрашивание);

«Сарафанчик» З. Александрова («Подскажи словечко»);

 «Воробей» В. Степанов (движения к тексту).

 

        Предлагаю Вам, уважаемые родители, продемонстрировать  приемы для запоминания стихотворений.

«Осень» М. Ходякова (мнемотаблица);

 «Березка» И. Семенова (пиктограммы);

«Ветер по лесу летал» Н. Нищева (живая мнемотаблица);

 «Гуси, вы гуси…» потешка («Подскажи слова»);

Цыплята» Т. Ляхович (движение к тексту);

«Ромашки» М. Пляцковский (пиктограммы);

«Считалка  с башмачком» М.Яснов ( с движением).

                                                       

           Практически все методы и приёмы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей. Так, например, дети, имеющие значительные зрительные нарушения, лучше запоминают стихи с использованием приёмов, относящихся к слуховому методу. Для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания. Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и, в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста. Используйте эти методы при заучивании стихотворений  и вы непременно увлечетесь сами и сможете увлечь своих детей. Желаю успеха!

 

 Литература:

 

Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие.

 

Гурова И.  Особенности работы по заучиванию стихотворений c детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР.

 

Колокольцева Е. В. Методы заучивания стихотворений с дошкольниками.

 

Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М., 2004.

 

Челышева, А. А. Использование нетрадиционных методов и приемов при заучивании стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 

Челышева А. А., Кимяева С. А., Степанова О. П., Смирнова О. Н.  Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.


 

Мастер – класс для родителей «Использование нетрадиционных приемов при заучивании стихотворений с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»

Мастер – класс для родителей «Использование нетрадиционных приемов при заучивании стихотворений с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»

Для облегчения запоминания стихотворных произведений можно использовать вспомогательные методы, включающие нетрадиционные приемы заучивания

Для облегчения запоминания стихотворных произведений можно использовать вспомогательные методы, включающие нетрадиционные приемы заучивания

Заучивание текста при выполнении графических заданий: обведении изображений по точкам, раскрашивании и т

Заучивание текста при выполнении графических заданий: обведении изображений по точкам, раскрашивании и т

Гурова И. Особенности работы по заучиванию стихотворений c детьми среднего и старшего дошкольного возраста с

Гурова И. Особенности работы по заучиванию стихотворений c детьми среднего и старшего дошкольного возраста с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020